Типы семей, стили семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявление характеристик типов семей и стилей семейных отношений.

Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

1) раскрыть понятие семьи;

2) выявить типы семей;

3) рассмотреть стили семейных взаимоотношений;

4) охарактеризовать стили семейного общения и их влияния на воспитание ребёнка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие семьи и её типов………………………………………..5

1.1. Понятие семьи…………………………………………………..5

1.2. Типы семей……………………………………………………...7

Глава 2. Характеристика стилей семейных отношений…………………12

2.1. Стили семейных взаимоотношений…………………………..12

2.2. Стили семейного общения и их влияние на развитие

и воспитание ребёнка………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………24

Список использованной литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

КТипы семей.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО  «Омский Государственный педагогический университет»

Исторический  факультет

Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«ТИПЫ СЕМЕЙ, СТИЛИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила:

                студентка группы ЮМ-24

                Станчас О.С. 

                Проверил:

                доцент

                Мартынова В.Ф. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Омск - 2011 

                                                СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение…………………………………………………………………….3

    Глава 1. Понятие семьи и её типов………………………………………..5

               1.1. Понятие семьи…………………………………………………..5

               1.2. Типы семей……………………………………………………...7

    Глава 2. Характеристика стилей семейных отношений…………………12

               2.1. Стили семейных взаимоотношений…………………………..12

               2.2. Стили семейного общения и  их влияние на развитие

               и воспитание ребёнка………………………………………………18

    Заключение…………………………………………………………………24

    Список  использованной литературы……………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         ВВЕДЕНИЕ 

    Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания.

    В наше время включенность в семью  перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.

    Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

    В рамках системного подхода семья  рассматривается как целостная  система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся  внешними и внутренними границами  и иерархической ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определяются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы).

    Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей и их типологизация разнообразны и важны для изучения семейных взаимоотношений, что также обуславливает актуальность темы курсовой работы.

    Цель  курсовой работы – выявление характеристик типов семей и стилей семейных отношений.

    Достижение  указанной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

    1) раскрыть понятие семьи;

    2) выявить типы семей;

    3) рассмотреть стили семейных взаимоотношений;

    4) охарактеризовать стили семейного общения и их влияния на воспитание ребёнка.

    Объектом  курсовой работы являются семейные взаимоотношения.

    В предмет курсового исследования входит изучение типов семей и  стилей семейных отношений.

    Методологической  основой исследования является системный подход к анализу объекта исследования — отношениям супругов.

    Наряду  с этим при проведении исследования были использованы диалектический метод научного познания, логический и другие частные методы научно-исследовательской работы.

    Теоретическую базу курсового исследования составляют работы таких авторов, как

    Структура курсовой работы обусловлена её целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И ЕЁ ТИПОВ 

    1.1. Понятие семьи и её характеристики 

    Семья – это сложное социальное образование. Как отмечает Е. Силаева, исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [18, с. 48].

    По  мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов, но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями» [21, с. 32]. Общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале.

    Согласно  С.И. Ожегова: «Семья - группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами» [12, с. 313].

    В терминах общей теории систем, разработанной  Людвигом Вам Берталанфи: «Семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем просто анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю систему как целое» [23, с. 56].

    В. В. Столин писал, что семья – это  открытая система, подверженная внешним  воздействиям и она должна учитывать  в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия [20, с. 45].

    Итак, семья – это основанная на браке  и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего  хозяйства, эмоциональной связью и  взаимными обязанностями друг к  другу. Так же семьёй называют социальный институт, то есть устойчивую форму взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

    Семья осуществляет следующие функции:

    1) воспитательная;

    2) хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;

    3) эмоциональная: культурное и духовное общение;

    4) первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;

    5) репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения [18, с. 48-49].

    Семейные  отношения регулируются нормами  морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства.

    Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. 

    1.2. Типы семей 

    На  взаимоотношения в семье оказывают  влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся  совокупность материальных и духовных условий, существующих в обществе. Это  определяет межличностные отношения  в обществе, коллективе, семье. Действия и проявления внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально-психологические особенности супругов.

    Существует  комплексная типология семьи, которая предусматривает следующие типы семей: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.

      В. Сатир считает, что в настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и проблемная семья. Зрелая семья живет своей особой неповторимой жизнью, при этом имеют много общего в построении отношений друг с другом. Проблемные семьи также имеют много общего, независимо от проблем. В. Сатир рассматривает эти два типа семей. Проблемная семья видна сразу. Она холодная в отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. По мнению В. Сатир это происходит потому, что все источники жизни блокированы [16, с. 40].

    В проблемных семьях люди страдают, это  наблюдается по их выражению лица, по языку тела. Лица в данном случае могут быть печальными, мрачными или  ничего не выражать, не эмоциональные, напоминающие маски. Как будто они  отстранены от происходящего и находятся в своем внутреннем мире. В таких семьях не расположены по отношению друг к другу, как будто они вместе живут случайно. В таких семьях много назидания и контроля и совсем нет дружеской беседы, времени для приятного совместного времяпровождения. Члены семьи либо цепляются друг к другу, чем пытаются обозначить общность совместной жизни, либо все чаще задерживаются на работе, занимаются своими делами и интересами и совсем не уделяют время своим близким.

    В. Сатир рассматривает зрелую семью  тем самым местом, где можно, получить поддержку, положительные эмоции, отдохнуть. В зрелой семье есть последовательность, логика действий, простота, открытость, желание понять, помочь. В такой семье есть уважение и любовь. Люди из зрелых семей чувствуют себя защищенными, уважаемыми и любимыми. Они и внешне выглядят отличительно от тех, кто живет в проблемных семьях. Эти люди свободны, спокойны, умиротворенны. В таких семьях принято прикасаться друг к другу и выражать свои чувства любви и привязанности. Зрелая семья способна конструктивно решать разногласия или конфликты, которые могут возникнуть, с желанием найти компромисс или сотрудничество. Люди в таких семьях искренние, их дела со словами не расходятся и не несут двойные посылы. Родители в таких семьях знают, что любой ребенок это дар, это ценность [16, с. 41-42].

    Психотерапевт К.Г. Роджерс выделил  следующие положительные характеристики благополучных семей:

Информация о работе Типы семей, стили семейных отношений