Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Однако очевидно, что вся эта система в настоящий момент не работает: у правозащитных организаций слишком мало правовых возможностей, а правоохранительные органы являются скорее "правоохранительными". В силу сказанного очевидна необходимость поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
1. Механизм защиты прав человека и гражданина в РФ……………….…….5
2. История становления института Уполномоченного по правам человека в России………………………………………………………………………..……7
3. Законодательное регулирование института омбудсмена в РФ…………..…9
4. Направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ………………………………………………….……..11
5. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации ………..16
5.1 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в настоящее время…………………………………………………….…………..18
6. Порядок рассмотрения жалоб………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………..…….....20
7. Список литературы…………………………………………….…………….21

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    Подготовка ежегодных докладов  о деятельности, а также специальных  докладов доведение их до сведения  должностных лиц и широкой  общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсменов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.

    В 1998-2000гг. Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям заинтересованных министерств и ведомств, в средства массовой информации помимо ежегодных докладов о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации были направлены также четыре специальных доклада Уполномоченного, посвященных тем сферам нашей действительности, где систематически нарушаются права человека:

    - О нарушениях прав граждан,  страдающих психическими расстройствами;

    -О нарушении уставных правил  взаимоотношений между военнослужащими  при отсутствии между ними отношений подчиненности;

    - О конституционном праве на  свободу передвижения, свободный  выбор места пребывания и жительства  в Российской Федерации;

    - О нарушениях прав граждан  сотрудниками Министерства внутренних  дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Уполномоченный  по правам человека в Российской федерации  выступает в качестве непосредственного  представителя государства в  общении с населением, в том  числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

    Основная масса дел, связанных  с восстановлением нарушенных  прав граждан, рассматривается  на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

    У граждан есть также возможность  обратиться непосредственно в группу приема заявителей Аппарата Уполномоченного, позвонить по "горячей телефонной линии" и получить необходимые консультации.

    Важной формой работы, позволяющей  получить "из первых рук"  представление о ситуации с  правами человека на местах является организация работы "выездных приемных" в тех субъектах Российской Федерации, откуда поступает наибольшее количество жалоб. В 2000 году Уполномоченный лично посетил многие регионы Российской Федерации, в том числе Чеченскую Республику и другие районы Северного Кавказа, непосредственно примыкающие к зоне вооруженных столкновений в Чечне, отдаленные северные территории, включая Чукотский автономный округ.

    С начала деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации (с мая 1998 года) к нему поступило свыше 52 тыс. жалоб и обращений граждан.

Около 5 тыс. россиян обратились непосредственно  в группу приема заявителей в г. Москве.

Во время  выездов в субъекты Российской Федерации  Уполномоченным и сотрудниками его  рабочего аппарата были проведены беседы с более чем 2500 гражданами, принято 1200 заявления.

    Уполномоченному поступает корреспонденция  практически из всех субъектов  Российской Федерации, из государств-участников  Содружества Независимых Государств  и стран Балтии, из государств дальнего зарубежья.

    Жалобы и обращения граждан  свидетельствуют о том, что  ситуация с правами человека  остается в России крайне напряженной.  Наибольшее число жалоб (более  40 процентов) связано с уголовной  проблематикой. Около 12 процентов обращений касаются вопросов гражданского права и жилищного законодательства, 9 процентов -трудовых отношений, 6 процентов - социальных и пенсионных проблем, около 5 процентов - нарушений в области конституционных процедур и административного права. Письма военнослужащих, а также членов их семей составляют чуть более 4 процентов, жалобы от беженцев и вынужденных переселенцев - около 2 процентов, 1 процент обращений посвящен вопросам международного права, 7 процентов - другим проблемам.

    Жалобы и обращения рассматриваются либо непосредственно Уполномоченным, сотрудниками его рабочего аппарата, либо, по представлению Уполномоченного, соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления. Удалось добиться восстановления нарушенных прав примерно одного из шести обратившихся. Достичь этого было бы невозможно без заинтересованной помощи со стороны Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов прокуратуры и суда, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, других заинтересованных организаций.

    Те заявления, по которым не  удается сразу добиться положительного  результата, берутся на контроль  работниками аппарата Уполномоченного. Работа в отношении этих документов ведется до достижения конкретного результата в восстановлении нарушенных прав заявителей.

    Первые итоги работы института  Уполномоченного свидетельствуют,  что защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных показательных акциях. Требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов-профессионалов, необходим принципиальный контроль за выполнением принятых решений. Права граждан удается восстановить примерно по каждой шестой принятой к производству жалобе. Это коснулось в основном вопросов трудовых правоотношений, предоставления на законных основаниях жилья, социальных льгот и пособий, а также пересмотра отдельных судебных решений, защиты человека в уголовной и уголовно-исполнительной сферах.

    По инициативе Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации в 1999-2000 году были:

    -восстановлены права более 1,5 млн. военнослужащих на бесплатный  проезд в пригородном железнодорожном  транспорте;

    -восстановлены права более 20 тыс. прапорщиков (мичманов) запаса на выплату ежегодной компенсации на санаторно-курортное лечение;

    -восстановлены права более 1100 вдов военнослужащих на получение  второй пенсии - за мужа, погибшего  в войне с Финляндией или  в войне с Японией.

    - более 1 млн. пенсионеров-"северян", пенсии которых исчисляются с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). На основании заявления Уполномоченного о нарушениях законодательства Российской Федерации о социальной защите ветеранов, инвалидов, пенсионеров и других граждан, Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2000 года № 1762 с 1 ноября 2000 года им увеличены ежемесячные размеры пенсий на 100-200 рублей;

    - более 100 тыс. участников Великой  Отечественной войны, ставших  инвалидами вследствие общего заболевания получили право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны Федеральным законом "О ветеранах". Министерство труда и социального развития Российской Федерации на основании обращения Уполномоченного 13 ноября 2000 года направил разъяснения органам социальной защиты субъектов Российской Федерации о распространении этих льгот на всех участников войны, ставших впоследствии инвалидами.

    По результатам анализа информации  о типичных нарушениях прав  человека и гражданина в России, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченным готовятся соответствующие документы. Они направляются должностным лицам, государственным органам и органам местного самоуправления. Обращения, заключения и ходатайства Уполномоченного в защиту прав и свобод граждан направляются Президенту Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации, в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, к министрам юстиции и внутренних дел Российской Федерации, в Генеральную прокуратуру, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации, к руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации.

    В министерства и ведомства,  к чьей компетенции отнесены  вопросы защиты прав граждан,  направляется аналитическая информация о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, о конкретных случаях массового и грубого нарушения прав граждан, а также свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к проблеме обеспечения прав и свобод, совершенствования законодательства и административных процедур.

    В рабочем аппарате Уполномоченного  проводится анализ и обобщение  корреспонденции на предмет выявления  наиболее типичных случаев нарушения  прав человека. Результаты таких  обобщений, в свою очередь, обнаруживают необходимость внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации и ее субъектов. Отслеживаются также ситуации, связанные с массовыми и грубыми нарушениями прав граждан. В этом случае, а также в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты (инвалиды, престарелые, несовершеннолетние, лица, находящиеся в местах лишения свободы), Уполномоченный принимает активные меры в пределах своей компетенции, закрепленной Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

    Значительное место в деятельности  Уполномоченного занимает работа  по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации.

    Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие). 
 

5. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в настоящее время.

       Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Данный Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом "д" статьи 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана, хотя официальные названия должности в разных странах различные. Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

На должность  Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации