Вещные иски (actiones in rem) и обязательственные иски (actiones in personam)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения его защиты вещное право, то есть право на обладание вещью, принципиально отличается от обязательственного права. Прежде всего, вещь не имеет своей воли и не способна совершать действия, поэтому на обладание ею может посягнуть кто угодно. Значит, защита права собственности на вещь должна осуществляться против любого потенциального нарушителя этого права.

Работа содержит 1 файл

римское право.docx

— 25.72 Кб (Скачать)

    Вещные иски (actiones in rem) и

  обязательственные иски (actiones in personam)

  С точки зрения его защиты вещное право, то есть право на обладание вещью, принципиально отличается от обязательственного права. Прежде всего, вещь не имеет своей  воли и не способна совершать действия, поэтому на обладание ею может  посягнуть кто угодно. Значит, защита права собственности на вещь должна осуществляться против любого потенциального нарушителя этого права. Такая защита называется абсолютной, в отличии от относительной защиты обязательственного права, когда выполнение обязательства может требоваться только от конкретного лица или группы лиц, заключивших это обязательство.

  Право на обладание вещью (право господства или собственности – dominium) является абсолютным еще и в том смысле, что только собственник может с полным основанием сказать, что вещь принадлежит ему, во всей полноте его качеств. Это позволяет четко различить между правом на вещь и фактическим обладанием самой вещью.

    Классификация вещей

  В Институциях Гая дается такое разделение вещей на типы: одни вещи являются вещами божественного права (такие как res sacra, то есть те, что принадлежат божеству на основании публичного решения, и поэтому не могут быть предметом частного права, и res religiosae, то есть те, что стали религиозными в результате действия частного лица, например, места захоронений), другие – человеческого. Далее, вещи человеческого права могут быть или публичными (res publicae, такие, например как вещи в общественном пользовании, дороги, стадионы, порты, государственная казна, оружие, вещи, являющиеся объектом коммерческой деятельности государства, например, земля, имущество общин), или частными (res privatae – вещи в гражданском и коммерческом обороте (in commercio), принадлежащие отдельным лицам).

  Далее, в хозяйстве различаются familia (это свободные члены семьи, которые не могут быть объектами оборота, не будучи вещами, res extra commercium, например, семейные святыни и т.д.) и pecunia (от pecus – скот, куда включаются все остальные вещи, могущие стать объектами юридических актов). Вещи могут принадлежать к обоим этим классам, например, раб как домоработник и как объект сделки. Таким образом, все эти разделения носят скорее функциональный, нежели природный характер.

  С точки зрения приобретения права  собственности на них вещи делятся  на res mancipi (то есть те, которые могут быть отчуждены только в результате специальной процедуры mancipatio или уступки на суде in iure cessio, например, имения, рабы, рабочий скот и т.д. В позднейшую эпоху, по мере отмирания формализма манципации, вещи разделяли только на два типа – особо важные (pretiosiores) и простые.

  Вещи  могут быть ценны своей индивидуальностью  и незаменимостью (например, художественное произведение), или же оцениваться  исключительно с точки зрения их принадлежности к определенному  виду (species) или роду (genera) и быть, следовательно, потенциально заменимыми (например, деньги, материалы). Вещи первого рода могут быть переданы в пользование, но не могут быть даны взаймы, поскольку им нет эквивалентной замены (например, книга как одна из многих и книга с автографом). По этому же принципу делятся вещи употребляемые и неупотребляемые.

  Вещи  могут быть или делимыми, или неделимыми (а эти последние, в свою очередь, или individuus – те, которые неделимы в принципе и перестают существовать после их разделения, которое в этом случае фактически является уничтожением, или же indivisus – то есть те, которые не следует делить по каким-либо иным причинам). В этом же смысле вещи могут быть простыми (те, которые определяются одни духом (uno spiritu), например, раб, сад, строение), составными (комплекс строений) или собирательными. К последним относятся те, что имеют одно имя, например, семья, легион, сообщество. Часть вещи (pars rei), как следствие это такая вещь, которая не может рассматриваться отдельно от некой большей вещи, частью которой она является. Части вещи могут быть (функционально) неотделимы от самой вещи (как ключ от замка, кухонная утварь как части кухни, паруса как части корабля), или могут быть отделяемыми (инвентарь, украшения, тара, если вещь может быть использована без нее). Плод (fructus) – это потребляемая вещь, производная от вещи-матери, которая может быть отделена от нее без ущерба. Плоды потенциально возобновляемы, поэтому, например, плодами нельзя считать полезные ископаемые, извлекаемые из земельного участка, если только они не возобновляются. Плоды могут быть цивильными (например, доходы (redditum) от сдачи участка). Заметим, что проценты с денежных вкладов не есть плоды, поскольку они происходят не из самой вещи, а из нового обязательства.

  Наконец, вещи могут быть телесными и бестелесными (corporales vel incorporales, res quae sunt vel res quae intelleguntur, res quae iure consistunt). До телесных вещей можно дотронуться, бестелесные вещи могут быть помыслены (единорог), определены (понятие «свобода»), а также могут быть объектом права (обязательства, вещные или наследственные права). В теории права вещью является все то, чем можно владеть.

Владение

  Владение (possessio) – это прежде всего фактическое и телесное обладание вещью, поэтому в случае владения правами говорят о quasi possessio.

  Владение  определяется по corpus – телесной связи с вещью и animus possidendi – намерению владеть вещью. Например, безумный или малолетний не могут владеть (и фактически, и юридически) до тех пор, пока они не обретут самосознание и не смогут выразить свою волю, при этом малолетний может начать владеть самостоятельно и без одобрения опекуна, но юридическим такое владение станет только после достижения им совершеннолетия, то есть правоспособности. Таким образом, юридическое владение дополняет фактическое. С другой стороны, отсутствие желания фактического владения вещью влечет утрату права владения (например, если хозяин вещи не противится захвату ее посторонним лицом, то он утрачивает право владения, поскольку налицо перемена в animus possidendi). Владеть можно или лично (possessio suo nomine), или «на чужое имя» (in possessione nomine alieno esse – например, все, что приобретает подвластный, находится во владении его владыки, подвластный, так сказать, «обеспечивает своей службой чужое владение». Держание, хранение, поклажа и тому подобное не являются, вообще говоря, владением.

  Различается титульное и беститульное (натуральное) владение. В первом случае для владения, как правило, имеется юридическое основание (iusta causa), например, владение как приданым, владение в качестве наследника, по давности (usucapio) и т.д. Примером беститульного (или натурального) владения является владение кредитора вещью, данной в реальный залог.

  Приобрести  владение можно, или захватив вещь (occupatio), или получить ее от предыдущего владельца (traditio). Передача может быть произведена символически (traditio symbolica – например, передача ключей от склада как уступка владения), длинной рукой (traditio longa manu – когда бывший владелец сознательно покидает вещь, позволяя конкретному лицу завладеть ею) или короткой рукой (traditio brevi manu – в случае, когда владелец уступает право владения вещью тому, кто уже фактически владеет ею, например, как арендатор, который в результате этого процесса traditio становится владельцем).

  Защищается  владение с помощью административных средств, так называемых владельческих  интердиктов, среди которых выделяются восстановительные, запретительные и предъявительные (классификация Институций Юстиниана).

    Право собственности

  Право собственности – это наиболее полное право на вещь, и оно может  защищаться посредством исковых  средств, а не только с помощью  интердиктов. Собственник, утративший вещь, вправе прибегнуть как к интердикту для восстановления владения, так и к иску об истребовании своей собственности из чужого владения (виндикация). Понятие собственности в значительной степени абстрактно – собственник продолжает оставаться таковым, даже если он утратил право распоряжаться вещью. Он вправе менять ее хозяйственное назначение, например, в случае установки суперфиция на недвижимость (см. подробнее далее). По этой же причине иск о собственности не исключает параллельного иска о владении.

  Право собственности (прежде всего, право  собственности над своим я  – свобода) является основополагающим началом индивидуации. Поэтому, личность, а также границы земельного участка (по праву квиритов) – сакральны. Их нарушение есть покушение на свободу владельца. Собственность абсолютна: она не может быть ограничена временем, а также пространством (земельный участок поглощает все от звезд до преисподней). Собственника (до тех пор, пока он свободный гражданин) никто не мог принудить отказаться от его собственности, даже в целях общественной пользы.

  Может ли право собственности быть ограничено? Само абстрактное право – нет, по определению, однако отдельные полномочия собственника могут быть ограничены (по причинам природным, по закону или по воле самого собственника и по соглашению с другими лицами). Такие ограничения в основном сводятся или к обязательству воздерживаться от определенных действий, или же к обязательству терпеть действия других лиц, что в конечном итоге укрепляет сам институт частной собственности как совокупность отношений отдельных собственников. Многочисленные случаи, когда соглашения подобного рода необходимы, возникают при хозяйственном использовании вещей (соображения удобства, экологические и т.д.).

  Понятие обязательства (obligatio)

  Любой член общества, обладающий правосубъектностью, добровольно берет на себя определенные обязательства, которые приняты в данном обществе. Обязательство заключается в обещании что-либо совершить в пользу другого лица или всего общества. Такое действие не должно выходить за пределы принятого в данном обществе или представлять собой что-либо чрезмерное, большее, чем нужно. В такой ситуации каждому члену общества гарантирована возможность быть кредитором или должником, и любое конкретное притязание кредитора находится в рамках требования соблюдения определенного права, действующего в определенном сообществе:

  «Сущность обязательства состоит не в том, чтобы какое-либо тело или сервитут становились нашими, но в том, чтобы  другое лицо было обязано в нашу пользу перенести собственность  или сделать что-либо, или обеспечить».

  Таким образом, благо, которое приобретает  кредитор в результате исполнения должником  обязательства, носит нематериальный характер (является res incorporalis), а отношение между сторонами в обязательстве носит волевой характер. Должник свободен исполнить обязательство и становится зависимым от кредитора только в случае неисполнения обязательства. Ответственность должника в таком случае носит потенциальный характер, а правовое регулирование обязательственных отношений исключает ситуацию личного подчинения должника кредитору, тем самым не умаляя его свободу как лица, действующего в рамках возложенных на него обязательств. Должник не подчинен кредитору, а согласен с некоторыми, обусловленными обязательствами, элементами, ухудшающими его положение в пользу кредитора.

  В древнейшую эпоху гарантией исполнения обязательства служили личная зависимость должника или его близких от кредитора в случае неисполнения обязательства (vades, praevades), торжественная клятва – sponsio. Обещать мог или сам должник, или sponsor, лицо, дающее гарантии.

  Классические  юристы выделяли два источника обязательств:

  1. Обязательства из соглашения (ex contractu),

  2. Обязательства помимо соглашения, которые, в свою очередь, делятся  на обязательства из правонарушения (ex delicto), а также «как бы из договора» и «как бы из правонарушения».

  Обязательство со стороны должника состоит в  обещании нечто предоставить.

  Предоставление по обязательству должно иметь имущественное содержание, быть личным (никто не может наложить обязательство на другое лицо), определенным (предоставление должно быть точно определено, поскольку в противном случае нарушается принцип равенства сторон),  возможным, дозволенным. Обязательство, не удовлетворяющее этим требованиям, не имеет юридической силы.

  Различается три вида предоставления: dare, вещное обязательство предоставить какую-либо вещь в пользование или владение, facere, обязательство совершить какое-либо действие, понятое расширительно включает в себя также и первый вид, praestare, обязательство предоставить гарантии. Обязательства могут быть альтернативными, когда заранее оговариваются несколько вариантов предоставления, или родовыми, когда речь идет не о конкретном предмете, а о продукте, имеющем родовые качества. В этом последнем случае заранее оговариваются вид, качество и количество вещи. Обязательство может быть солидарным, то есть касаться нескольких должников и кредиторов.

  В случае неисполнения обязательства, должник  несет ответственность. Различаются:

  1. Невозможность исполнения обязательства: (а) Невозможность исполнения  по вине непреодолимой силы, например, в результате стихийного бедствия. В этом случае риск несет  собственник вещи. (б) Невозможность  исполнения по вине должника, например dolus (злой умысел), culpa (вина), custodia (пренебрежение необходимостью охраны), neglegentia (небрежность), imperitia (неопытность);

  2. Просрочка исполнения (mora);

  3. Действия во вред кредиторам.

  Отдельные виды обязательств

Информация о работе Вещные иски (actiones in rem) и обязательственные иски (actiones in personam)