Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:14, реферат

Описание работы

Сложившиеся социально – экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В современных условиях распространёнными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жесткое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Содержание

Глава 1. Правовые аспекты института устройства детей, оставшихся без попечения родителей
§1.1 Правовое регулирование института устройства детей, оставшихся без попечения родителей
§1.2 Формы устройства детей на воспитание
Глава 2. Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей
§2.1 Правовой статус компетентного органа, выявляющего детей, оставшихся без попечения родителей
§2.2 Формирование банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
§2.3 Определение порядка передачи детей на воспитание
Глава 3. Общая характеристика проблем передачи детей на воспитание
§3.1 Правовые проблемы передачи детей на воспитание
§3.2 Способы преодоления проблем передачи детей на воспитание
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.doc

— 263.50 Кб (Скачать)


Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Введение

Глава 1. Правовые аспекты института устройства детей, оставшихся без попечения родителей

§1.1 Правовое регулирование института устройства детей, оставшихся без попечения родителей

§1.2 Формы устройства детей на воспитание

Глава 2. Порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей

§2.1 Правовой статус компетентного органа, выявляющего детей, оставшихся без попечения родителей

§2.2 Формирование банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

§2.3 Определение порядка передачи детей на воспитание

Глава 3. Общая характеристика проблем передачи детей на воспитание

§3.1 Правовые проблемы передачи детей на воспитание

§3.2 Способы преодоления проблем передачи детей на воспитание

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Сложившиеся социально – экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В современных условиях распространёнными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жесткое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей – сирот – домов ребенка, детских домов, школ – интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывает, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развитию ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовывать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.

Однако только с середины двадцатого века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказа наблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). В России социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихся без попечения родителей (95%), а 60% детей были рождены матерями в возрасте от 16 до 19 лет. В последние годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Падения условия жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети «вытесняются на улицу», и как следствие этого большой рост беспризорности.

Единственным же способом правового реагирования государства на неблагополучную ситуацию в семье является изъятия из нее ребенка, что лишь увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи нельзя не подчеркнуть, что защита прав человека и в особенности несовершеннолетних детей зависит не только от разработки и исполнения справедливых законов, но и от усилий всего общества, объединенного общей идеей. В данном случае – идеей заботы о своих детях.

Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. За последние годы данная проблема приобрела особую актуальность. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну сиротства: по числу детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире (общее количество – порядка 800 тыс. человек, 90% из них – «социальные сироты», то есть дети чьи родители живы, но не занимаются их воспитанием). Почти 50% детского населения страны около (18млн.) находится в зоне социального риска. В среднем 130 000 преступлений в год совершаются несовершеннолетними, оставшихся без попечения родителей; около 2000 детей в год заканчивают жизнь самоубийством.

Между тем, практика показывает, что существующая система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может реально противодействовать наметившейся социально негативной тенденции увеличения количества таких детей. Совершенствование существующей системы устройства детей оставшихся без попечения родителей, направленное на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание, является одной из актуальных задач реформирования современного законодательства.

 

Глава 1. Правовые аспекты устройства детей, оставшихся без попечения родителей право устройство воспитание детский родитель

§1.1 Правовое регулирование института устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Любое общество оказывает социальную помощь в поддержку своим детям в той или иной форме. Развитие общества и государства вызывает развитие социальной защиты, как способа сохранения и стабилизации жизни. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать. Очевидно, что не всегда социальные работники оперировали терминами «социализация», «социальная опека», «социальное попечительство», «социальное призрение» и т.д.

Государственно – правовая охрана детства – один из важнейших принципов социальной политики, непосредственно закрепленных в ст.7, 38,39 Конституции РФ. Впервые в Основном законе нашего государства воспитание детей рассматривается в качестве самостоятельного правового основания для социального обеспечения детей (ст.39) в виде предоставления им пенсии, пособий, компенсаций, социального обслуживания, бесплатного содержания и воспитания в детских интернатных учреждениях[1].

В целях решения наиболее острых проблем детства Указом Президента РФ от 18 августа 1994 г. № 1696 была утверждена Президентская программа «Дети России»[2]. В нее включены Федеральные целевые программы: «Дети - сироты», «Дети - инвалиды», «Дети Чернобыля» и другие. Целью Программы является предупреждение сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации.

Программа предусматривает решение следующих основных задач[3]:

- формирование системы государственной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей – сирот;

- ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.

С 1 марта 1996 года вступил в силу действующий ныне Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ). СК РФ обогащен положениями Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актов, ратифицированных Россией. В СК РФ указано, что основные задачи семейного законодательства исходят из приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семей (п.3, ст.1).

В кодексе есть специальная глава 11 «Права несовершеннолетних детей» (ст. 54 – 60), где ребенок впервые признается самостоятельным субъектом семейных правоотношений. Каждому ребенку предоставлено право выражать свое личное мнение по вопросам, касающимся его интересов, и обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижению четырнадцати лет – в судебные органы. Впервые СК РФ введен специальный раздел 6 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей ». В целях расширения возможностей семейного воспитания кодекс предусматривает новый правовой институт «приемной семьи» (ст.151 - 155). Что касается правовых норм об опеке и попечительстве, то в них закреплены положения, выработанные практикой судебных и прокурорских органов, а также органов опеки и попечительства, органов ЗАГСа[4].

Судебный порядок установления усыновления вызвал к жизни специальную главу 29 «Усыновления (удочерения) ребенка» ГПК РФ. С учетом новых правил государственной регистрации усыновления (удочерения), изложена глава 5 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ[5].

В ст.15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ[6] указано, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Центральное место в защите интересов детей-сирот занял Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[7]. В соответствии с данным законом детьми-сиротами считаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершение преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся также и лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя и имеют в соответствии с настоящим федеральным законом право на дополнительные гарантии конституционного права на образование, прав на имущество и жилое помещение, права на труд.

Принятый Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»[8] внес важное изменение в структуру семейных форм устройства. С 1 сентября 2008 г. (со дня вступления закона в силу), фактически, все остальные семейные формы устройства ребенка сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства. Таким образом, приемная семья, известная в отечественном законодательстве с середины 90-х годов, как нечто отдельное, особое, представляет собой форму опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства).

В свою очередь субъекты Федерации должны привести в соответствии с принятым законом свои нормативные акты, касающиеся патроната. Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору. При этом опека определена законодателем, как «форма устройства малолетних граждан… при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (ч.1 ст.2 ФЗ «Об опеки и попечительстве»). Законодательство не допускает «разделение полномочий» по опеке и попечительству. Кроме того, с принятием данного закона, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитанием, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей возникают с момента издания акта об установлении опеки или попечительства[9].

Аналогично с приемной семьей: полномочия приемных родителей возникают, как у опекуна, с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя и только в силу данного акта.

Устройством ребенка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка (по воспитанию, заботе о здоровье ребенка), законного представительства ребенка от данного лица (субъекта) к другому[10].

В момент, когда ребенок выявлен, как оставшийся без попечения родителей, права и обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетнего возникают у органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства в тот момент становится законным представителем несовершеннолетнего.

Необходимо обратить внимание, что для возникновения прав и обязанностей органа опеки по законному представительству ребенка, оставшегося без попечения родителей, не требуется издания какого-либо отдельного акта.

Устройством ребенка будет являться его передача органом опеки и попечительства под опеку или на усыновление, например при передаче выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, под опеку физическому лицу (лицам), либо в приемную семью (законным представителем был орган опеки и попечительства – стал опекун или приемные родители).

При усыновлении воспитанника детского дома также имеет место устройства ребенка (законным представителем было учреждение – стал усыновитель или усыновители)[11].

Не является устройством ребенка передача его на воспитание в семью, гражданину, по договору патронатного воспитания (патроната, или по иному договору) в случае, если законное представительство несовершеннолетнего продолжает осуществлять учреждение, а на патронатного воспитателя возлагаются функции воспитателя и т.п.

Форма и вид устройства ребенка определяются органом опеки и попечительства с тем, чтобы был обеспечен приоритет семейных форм устройства ребенка. Все формы устройства могут быть применены к любому ребенку, оставшемуся без попечения родителей, за исключением усыновления, которое возможно не во всех случаях.

В частности, усыновить ребенка, можно в случаях когда[12]:

- родители неизвестны (ребенок подкинут, найден);

- родители умерли;

- родители признаны судом безвестно отсутствующими или умершими;

- родители признаны судом недееспособными;

- родители лишены родительских прав более чем за 6 месяцев до принятия решения судом об усыновлении;

- по причинам, признанными судом неуважительными, более 6 месяцев родители не проживают с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Информация о работе Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей