Дипломатическая защита юридических лиц за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 00:57, реферат

Описание работы

Дипломатическая защита - дипломатическая процедура, с помощью которой государство защищает права своих граждан в случае их нарушения международно-противоправным деянием другого государства, в котором они не смогли добиться восстановления своих прав, исчерпав местные средства юридической защиты.
Такое понимание дипломатической защиты является общепризнанным в теории и практике, включая судебную. При этом международные суды рассматривают право государства на дипломатическую защиту как "элементарный принцип международного права".

Содержание

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ЕЕ СУЩНОСТЬ.


§1. Возникновение и становление дипломатической защиты.......................12

§2 Стадии и средства дипломатической защиты .
§3. Круг лиц, на которых распространяется дипломатическая защита……

§4 Рассмотрение жалоб юридических лиц в Европейском Суде

по правам человека…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Дипломатическая защита юр.лиц за рубежом.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по теме

“Дипломатическая защита юридических лиц зарубежом.” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011 
 
 
 

План 

        ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ  И ЕЕ СУЩНОСТЬ. 

§1.  Возникновение и становление дипломатической защиты.......................12 

  §2 Стадии и средства дипломатической защиты .

§3.  Круг лиц, на которых распространяется дипломатическая защита……

§4  Рассмотрение жалоб юридических лиц в Европейском Суде

по правам человека…………………………………………………………

.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§1.  Возникновение и становление дипломатической защиты. 

Дипломатическая защита - дипломатическая процедура, с помощью которой государство защищает права своих граждан в случае их нарушения международно-противоправным деянием другого государства, в котором они не смогли добиться восстановления своих прав, исчерпав местные средства юридической защиты. 

Такое понимание дипломатической защиты является общепризнанным в теории и практике, включая судебную. При этом международные суды рассматривают право государства на дипломатическую защиту как "элементарный принцип международного права". 

Институт дипломатической  защиты издавна известен международному праву. Он был единственным средством защиты физических и юридических лиц в международных отношениях. Особое значение этот институт приобрел в условиях глобализации, когда происходит массовое перемещение людей через государственные границы, растет число граждан одного государства, находящихся на территории другого. Особое значение этот институт имеет для России, большое число граждан которой оказалось за рубежом. 

Институт дипломатической  защиты закреплен в Венской конвенции  о дипломатических сношениях 1961 г. (ст. 3) и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (ст. 5). В первой из них говорится, что функции дипломатического представительства состоят, в частности, "в защите в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом" . 

Рассматриваемый институт известен и государственному праву. В Конституции России говорится: "Российская Федерация гарантирует  своим гражданам защиту и покровительство  за ее пределами" (ч. 2 ст. 61). 

Положение о  Посольстве РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г., в качестве одной  из функций посольства указывает: "защита в государстве пребывания прав и  интересов граждан и юридических  лиц Российской Федерации с учётом законодательства государства пребывания" . Сопоставление этого положения с приведенным положением Венской конвенции показывает, что дипломатическая защита осуществляется в соответствии с международным правом, но при этом учитывается и внутреннее право государства пребывания. Кроме того, осуществление защиты регулируется и внутренним правом осуществляющего ее государства. 

Истории известны многочисленные случаи злоупотребления  дипломатической защитой со стороны  крупных государств. В результате государства - жертвы подобных злоупотреблений стремились ввести определенные ограничения дипломатической защиты. 
 
 

§2 Стадии и средства дипломатической защиты. 

В науке международного права недостаточно внимания уделено вопросу о стадиях и средствах дипломатической защиты. Этот вопрос должным образом не рассмотрен и Комиссией международного права при кодификации международно-правовых норм о дипломатической защите. 

Данный вопрос интересовал российских и других зарубежных ученых, в числе которых Э. С., Ю. М. Колосов , Ч. Ф. Амерасингхе , Э. М. Бочард , Я. Броунли, В. К. Гек , но не получил всестороннего освещения. Настоящая статья имеет целью исследование основных процессуальных аспектов оказания дипломатической защиты. 

На основе международно-правовой практики, базовых норм о дипломатической защите и международной ответственности можно выделить следующие процессуальные стадии дипломатической защиты. 

1. Установление национальности претензии, предъявляемой в порядке дипломатической защиты (на основе национальной принадлежности юридического лица и гражданства физического лица). 

2. Оценка государством национальной принадлежности или гражданства обоснованности предъявления претензии (т. е. оценка степени исчерпания внутренних средств защиты и определение существенного политического или экономического интереса государства в оказании защиты). 

3. В случае обоснованности предъявления претензии переход прав в отношении этой претензии от физического или юридического лица к государству национальной или гражданской принадлежности на основе специального соглашения или принципа эстоппеля (т. е. молчаливого согласия с определенным поведением). 

4. Официальное предъявление претензии к государству-правонарушителю. 

5. Использование государством различных средств оказания дипломатической защиты, допустимых международным правом, если государство-правонарушитель не удовлетворило претензию (протесты, переговоры, судебное или арбитражное разбирательство, оказание политического и экономического давления). 

6. Обеспечение восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного вреда государству и его физическим и юридическим лицам (репарации) путем реституции, выплаты компенсации государством, против которого оказывается дипломатическая защита, и сатисфакции. 

7. Выплата физическим и юридическим лицам государством, оказывавшим дипломатическую защиту, материальной компенсации за счет средств, полученных от государства-правонарушителя. 

При осуществлении дипломатической защиты государство может действовать на свое полное усмотрение и определять те меры защиты, которые оно считает адекватными целям быстрого и эффективного возмещения ущерба . Граждане и юридические лица не могут оспаривать достигнутое государством разрешение ситуации, так как после обращения за дипломатической защитой к государствам гражданской или национальной принадлежности переходят права требования в порядке суброгации. Они должны полностью полагаться на усмотрение государства своего гражданства или национальности. 

Выбор того или иного средства дипломатической защиты зависит от различных обстоятельств, в первую очередь от политических соображений. Ряд факторов, способных оказать влияние на выбор средства дипломатической защиты, приводится в работе В. К. Гека о дипломатической защите . К числу таких факторов, в частности, относятся: 

а) характер личных прав лица, которому нанесен ущерб государством-ответчиком; 

б) степень тяжести нанесенного ущерба; 

в) значимость ущерба для пострадавшего лица и государства его национальности или гражданства; 

г) общее отношение государства, предъявляющего претензию, к правовой и политической системам государства-ответчика; 

д) риск ухудшения отношений с государством-ответчиком в результате принятия жестких мер воздействия; 

е) возможность использования дипломатической защиты как способа продвижения других политических и экономических интересов государства, оказывающего дипломатическую защиту; 

ж) совместное членство с государством-ответчиком в дружественном политическом или экономическом блоке или международной организации . 

В соответствии с международным правом дипломатическая защита должна осуществляться законными и мирными средствами. При осуществлении дипломатической защиты государства могут прибегать как к дипломатическим мерам, так и к судебному разбирательству. Дипломатические меры охватывают все законные процедуры, используемые одним государством для информирования другого государства о своих мнениях и обеспокоенности, включая протест, просьбу о проведении расследования и переговоры, направленные на урегулирование споров. 

В доктрине международного права при описании мер, которые могут приниматься государством, прибегающим к дипломатической защите, проводится различие между дипломатическими мерами и судебным разбирательством . 
 

Комиссия международного права сохранила данное различие, относя судебное разбирательство к «другим средствам мирного урегулирования» .Так, «другие средства мирного урегулирования» предполагают все формы законного урегулирования споров: от переговоров, посредничества и примирения до арбитражного и судебного урегулирования. 

Cредства дипломатической защиты можно условно подразделить на четыре группы: 

1. Действия дипломатических представительств и консульских учреждений (дипломатическое и консульское содействие урегулированию проблемы, предваряющее предъявление официальной международной претензии). 

2. Дипломатические процедуры: предъявление международной претензии, переговоры, посредничество, примирение и т. д. 

3. Принудительные действия (контрмеры): реторсии, репрессалии. 

4. Обращение в международные судебные органы, включая арбитраж. 

В соответствии с международным правом возможно использование государством своих дипломатических представительств и консульских учреждений для целей защиты интересов граждан и национальных юридических лиц за рубежом . 

Согласно подпункту b) пункта 1 статьи 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., в число функций дипломатического представительства входит защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства, его граждан в пределах, допускаемых международным правом . 

Подобная функция возлагается и на консульские учреждения. Согласно пункту а) статьи 5 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г., к числу функций консульского учреждения относится защита прав и интересов представляемого государства, его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом . 

Однако, исходя из особенностей института дипломатической защиты, функции дипломатических представительств и консульских учреждений применительно к защите прав и интересов физических и юридических лиц не идентичны. 

Различия между ними основаны на разграничении, проводимом между дипломатической и консульской защитой. Последняя предполагает оказание государством защиты физическим и юридическим лицам от их имени на условиях, определенных Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. В случае же предоставления дипломатической защиты государство действует от своего имени на основе перешедших к нему прав защищаемых физических и юридических лиц. 
 
 

В то же время консульские учреждения имеют право обращаться к местным властям в консульском округе с представлениями о необходимости защиты прав граждан и юридических лиц своего государства в соответствии с международным правом. С центральными органами государства пребывания общается дипломатическое представительство. В случае отсутствия дипломатического представительства отношения с центральными органами государства могут поддерживаться и через консульское учреждение. 

Общение дипломатических представительств и консульских учреждений с местными и центральными органами государства пребывания по вопросам обеспечения прав граждан и юридических лиц до официального предъявления международных претензий в порядке дипломатической защиты должно носить характер дипломатического и консульского содействия без каких-либо обвинений и требований в адрес государства пребывания. Умелое дипломатическое и консульское содействие, выражающееся в корректных просьбах и доведении до органов государства пребывания проблемной информации, способно предупредить оказание дипломатической защиты. 

Информация о работе Дипломатическая защита юридических лиц за рубежом