Федеральное Собрание Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 21:34, реферат

Описание работы

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент Республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

Содержание

1.Введение. стр.2.
2.Основная часть. стр.4.
1.Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России. стр. 4.
2.Компетенция палат Федерального Собрания РФ. стр. 6.
3.Заключение. стр.21.
4.Список литературы. стр. 24.

Работа содержит 1 файл

курсовая КП РФ.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

    План:

  1. Введение.                                                                               стр.2.
  2. Основная часть.                                                                     стр.4.
    1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России.                                                                                                     стр. 4.
    2. Компетенция палат Федерального Собрания РФ.             стр. 6.
  3. Заключение.                                                                         стр.21.
  4. Список литературы.                                                                  стр. 24.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Ведение.

    Тема – Федеральное Собрание Российской Федерации.

    Объект исследования данной работы — конституционно-правовое положение Федерального собрания России.

    Цель  работы — охарактеризовать конституционно-правовой статус  Федерального Собрания России в системе высших государственных органов власти.

      Задачи работы:

    - охарактеризовать статус и полномочия  Федерального Собрания России;

    - прокомментировать компетенции палат Федерального Собрания РФ;

    Актуальность. Конституция играет огромную роль в жизни каждого государства, что

    • определяется ее особым местом в правовой системе страны, она обладает
    • высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и
    • взаимоотношений государства и личности. Конституция каждой страны
    • вызывает интерес граждан, политиков. Особенно это относится к России.

    Конституция Российской Федерации принималась  в особых условиях и

    закрепила отказ от принципов социалистического строя. Она установила

    новый характер политической власти, зафиксировала  иные формы

    собственности. В связи с этим изучение ее содержания представляется

    весьма  важным.

    В Российской Федерации Федеральное  Собрание как парламент Республики пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

    Созданные в годы советской власти в качестве представительных органов «нового, социалистического типа, коренным образом отличающихся от учреждений буржуазного парламентаризма», эти государственные органы по мере демократизации российского общества, отражения в действующей Конституции принципа разделения законодательной, исполнительной к судебной властей и постепенного проведения его в жизнь, все более обретали черты парламента. Однако стать подлинным парламентом страны они так и не смогли, во-первых, в силу возлагаемых на них действовавшей тогда Конституцией полномочий, противоречащих принципу разделения властей (распорядительные и некоторые контрольные полномочия), и, во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения между представительными органами страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.

    В ст. 94 Конституции Российской Федерации  указывается, что Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Основная часть.

    2.1.Конституционно-правовой  статус Федерального Собрания России. 

    В ст. 94 Конституции Российской Федерации  указывается, что. Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

    В ст. 94 Конституции Российской Федерации  Федеральное Собрание характеризуется и как законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

    Признание Федерального Собрания органом законодательной  власти означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом.

    Согласно  ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной  Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем, Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом,

    В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно, лишь для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации и выступлений руководителей иностранных государств.

    Более того, Конституция предусматривает  различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым  систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

    Выборы  Государственной Думы проходят на основе пропорциональной системы.

    В настоящее время выборы депутатов  Государственной Думы регламентируются Федеральным законом от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Данный закон вступил в силу с 7 декабря 2006 года. В соответствии с законом депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

    Активное  избирательное право наступает  в 18 лет, а пассивное – в 21 год. Законом предусмотрено только два ограничения избирательного права граждан: не имеют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до истечения установленного судом срока. 

    2.2.Компетенция  палат Федерального  Собрания РФ. 

    Глава 5 Конституции Российской Федерации  раскрывает  основы организации  и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст.11  Конституции Федеральное Собрание  наряду с Президентом   и   судами   Российской   Федерации    осуществляет государственную власть  в нашей стране.  На федеральном уровне Федеральное   Собрание   представляет   законодательную    власть Российской Федерации.  Каждая палата устанавливает порядок работы  в  самостоятельно   принимаемом   ею   регламенте   (ч.4   ст.101 Конституции).

    Палаты  в    основном    заседают   раздельно.   Единственным совместным органом двух палат,  является согласительная комиссия, которая  образуется  палатами  в случае возникновения разногласий при принятии закона (ст.105 Конституции). В связи   с   принятием   Конституции    России    изменился конституционный   статус   законодательного  и  представительного органа  государственной  власти  Российской  Федерации.  В  новой Конституции  России  перечень  вопросов,  подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, более ограничен. Из сферы ведения парламента  исключены  распорядительные  и  контрольные  функции. Парламентский контроль достаточно ограничен. Как уже говорилось, за палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением  федерального   бюджета    (ст.101),    а    за Государственной  Думой - также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

    Конституционная компетенция палат Федерального собрания заключается в том, что им дозволено Конституцией.

    Существуют  три основные группы  полномочий  Федерального собрания,  которые  установлены  Конституцией:  во-первых, относящиеся к исключительному ведению палаты (статьи 102 и 103);  во-вторых, связанные с организацией деятельности палаты (ст.101); в-третьих, по принятию федеральных законов (ст.105).

      Статьи 102 и 103  являются  юридическим   выражением  системы сдержек   и  противовесов  в  построении и функционировании высших органов законодательной,  исполнительной  и  судебной  власти, эти статьи перечисляют вопросы, которые находятся в ведении соответственно Совета Федерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим вопросам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее решение большинства из этих вопросов так или иначе пересекается с конституционными полномочиями других органов государственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полномочия палаты решать этот вопрос (например, решение Государственной Думой вопроса о доверии Правительству фактически определяет судьбу не Правительства, а самой Государственной Думы). Почти все эти вопросы (и соответствующие полномочия палат) упоминаются в других статьях Конституции. Перечисление вопросов, находящихся в ведении палат Федерального Собрания, принципиально важно, поскольку тем самым точно описывается круг вопросов, регулируемых общеобязательными актами палат – постановлениями.

    Совет Федерации утверждает изменение  границ между субъектами Федерации (п.“а” ч.1 ст.102). В соответствии со ч. З ст.67 Конституции границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Совет Федерации, во-первых, должен установить наличие такого согласия, во-вторых, санкционировать договоренность соответствующих субъектов Федерации, если при этом не нарушаются интересы других субъектов РФ. Если Совет Федерации не утвердит решение соответствующих субъектов РФ об изменение границ между ними, то возможен спор о компетенции, который в соответствии с ч. З ст. 125 Конституции может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

    Только  в п.“б” и “в” ч.1 ст.102 Конституция  предусмотрела два случая, когда  указы Президента РФ нуждаются в  утверждении другим государственным  органом - Советом Федерации. В соответствии со ст.88 Конституции Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии, как сказано в ст.87 Конституции, вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение. В обоих случаях Президент обязан незамедлительно сообщить об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Далее Совет Федерации должен решить вопрос об утверждении указа Президента о введении чрезвычайного или военного положения. Причем из Конституции не вытекает, что отказ Совета Федерации утвердить, например, Указ Президента о введении военного положения автоматически влечет за собой отмену военного положения. Военное положение вводит Президент, являющийся Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ч.1 ст.87 Конституции), и только Президент может его отменить. Вместе с тем отказ Совета Федерации утвердить соответствующий указ Президента делает этот указ противоречащим Конституции (в противном случае содержание п.“б” и “в” ч.1 ст.102 утрачивает смысл), и Президент обязан его отменить.

Информация о работе Федеральное Собрание Российской Федерации