Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, государственный режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

Аристотель же, рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял ее в зависимости от числа властвующих как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные», каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму - тиранию, олигархию, охлократию.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….…3
2. Форма правления……………………………………………………………..4
2.1. Форма государства…………………………………………...………….4
2.2. Абсолютная монархия……………………….……………………………4
2.3. Республика………………………………………………………………..5
3. Форма государственного устройства……………………………………….6
3.1. Унитарное государство………………………………………………….6
3.2. Федеративное государство………………………………………………7
3.3. Конфедерация…………………………………………………………….7
3.4. Сложные государства……………………………………………………8
4. Государственный режим………………………………………………………9
4.1. Демократический режим…………………………………………………9
4.2. Антидемократический режим……………………………………………9
4.3. Фашистский режим………………………………………………………9
4.4. Многочленная классификация…………………………………….…….9
4.5. Комбинированная классификация………………………………………10
5. Вывод………………………………………………………………………….12
6. Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Форма государства.docx

— 42.62 Кб (Скачать)

Отличительными  признаками федерации являются:  

а) наличие  двух систем законодательной, исполнительной и судебной власти;

б) разделение сфер полномочий федеральных органов и субъектов федерации;

в) определенная степень политической самостоятельности  субъектов федерации;

г) двухканальная  система налогов;

д) двойное  гражданство.  

В зависимости  от принципа формирования различают  два вида федерации: административные федерации (США, Мексика) и национальные (Россия, Югославия).

В административных федерациях в основу деления территории положены объективные признаки: плотность  населения, запасы полезных ископаемых, рельеф местности и другие территориально-экономические  признаки.

В национальных федерациях основой деления территории служит субъективный фактор - национальный состав населения. Для национальной федерации характерны различные  формы государственности: национальные республики, округа, автономии, которые  создаются с учетом исторических традиций, языковых и культурных факторов.  

3.3. Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических и военных задач.

Как правило, конфедерация не имеет единых законодательных  органов, единой системы налогов, единого  бюджета и единого гражданства.

Порядок вступления в конфедерацию основан  на принципе добровольности и согласия всех ее членов. Выход из конфедерации может производиться на основе одностороннего волеизъявления. Со временем конфедерация превращается в федерацию 

(Швейцарский  союз, Германский союз, США) либо  распадается (Австро-Венгрия, ОАР).

Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств.

Межгосударственные  союзы - это классические конфедерации, образованные из независимых государств.

Содружества образованы из государств, которые  обрели государственный суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической связанности (например, СНГ).

Сообщества  государств - это переходные формы  государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества имеют  негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде всего, понятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых  и других экономических барьеров.

Конфедерации  следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой политические и  военные союзы двух и более  государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии  общего противника.

Согласно  двучленной классификации (Л.И. Спиридонов), государственное устройство может  быть простым (то есть унитарным) и сложным.  

3.4. Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии.

Протекторат - это договорный союз двух государств, в котором одно (более сильное) государство оказывает покровительство  другому (более слабому) государству: представляет его во внешних делах, обеспечивает вооруженную защиту и  оказывает экономическую помощь.

Унии  представляют собой межгосударственные объединения различного характера. Разновидностями уний являются:

а) федерации - постоянные государственные образования;

б) конфедерации - временные союзы суверенных государств;

в) монархические  унии - добровольные объединения двух государств под властью одного монархического (Австро-Венгрия);

г) империи - сложные государства, созданные  насильственным путем (Римская империя);

д) фузии - воссоединенные государства, образовавшиеся в результате исторически закономерного  слияния (новая Германия);

е) инкорпорации - исторически не оправданное присоединение  одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 г.).

  1. Государственный режим
 

Существуют  различные классификации государственных режимов. Большинство авторов предлагают двучленные классификации. При таком подходе все режимы делятся на демократические и недемократические (по другой терминологии - тоталитарные).  

4.1. Демократический режим - это способ осуществления государственной власти, характерными чертами которого являются:  

а) формирование органов власти выборным путем;

б) политический плюрализм, то есть свобода деятельности различных политических партий, движений и союзов;

в) государственное  существование политических прав и  свобод граждан.  

4.2. Антидемократический режим характеризуют такие признаки, как:  

а) формирование органов власти в результате псевдовыборов, путем фальсификации выборов  либо без выборов;

б) наличие  единой государственной идеологии  и отсутствие политического плюрализма;

в) бесправие  граждан и произвол властей при  формальном провозглашении законности, прав и свобод граждан.  

Сходную классификацию дает профессор А.И. Коваленко. Автор выделяет два государственных режима: демократический и террористический. В свою очередь террористический режим подразделяется на три разновидности: фашистский, тоталитарный и авторитарный.  

4.3. Фашистский режим характеризуется как национально-демагогический, тоталитарный - как казарменный, основным признаком авторитарного режима является репрессивный метод осуществления государственной власти.  

4.4. Многочленная классификация содержит перечень и характеристику широко известных режимов, таких как:  

а) деспотический  режим, предполагающий полный произвол монарха;

б) тиранический режим, основанный на узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления;

в) тоталитарный, основу которого составляет всевластие государства, то есть полный контроль над обществом;

г) фашистский режим, идеологией которого является крайний  шовинизм и бесчеловечность по отношению  к врагам нации, прежде всего к  евреям и коммунистам;

д) авторитарный режим, характерной чертой которого является опора на культ личности партийного лидера и его обожествление;

е) либерально-коммунистический режим, предполагающий осуществление  власти наиболее гуманными и демократическими методами;

ж) собственно демократический - это режим, провозглашающий  и гарантирующий народовластие, возможность избирать представительные органы государственной власти (активное право) и быть избранным (пассивное  право).  

4.5. Комбинированная классификация (Г.В. Назаренко) предусматривает деление режимов на демократические и антидемократические с последующей их детализацией. Демократические режимы подразделяются на три разновидности: либеральный, демократический, либерально-демократический. К числу антидемократических режимов относятся: деспотический, тиранический, авторитарный, тоталитарный, фашистский и мафиозно-криминальный режим. Последний характеризуется как режим осуществления власти уголовно-террористическими методами.

Наиболее  ранние классификации форм государства  проводились с иных методологических позиций.  

Платон (427-347 гг. до н. э.) классифицировал формы государства аналогично душевному складу человека и выделял: аристократию (справедливость), тимократию (воинственность), олигархию (алчность), демократию (свободолюбие) и тиранию (свирепость). В соответствии с принципом изономии Платон различал законную монархию, или царскую власть; противозаконную монархию, или тиранию; законную власть немногих - аристократию; незаконную власть немногих - олигархию, а также демократию с законами и без законов. Характеризуя демократию, Платон отмечал, что среди государств, основанных на законности, демократия - наихудший вид, среди государств без законов демократия - наилучший вид государственности. В соответствии с учением Платона о деградации идеальное аристократическое государство вырождается, и на смену ему приходят испорченные формы государства, которые сменяют друг друга.  

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) выделял шесть форм государства, из них три правильные: монархия, аристократия, полития, и три неправильные: тирания, олигархия, демократия. В правильных формах государства правители имеют в виду общую пользу, в неправильных - преследуют личное благо. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе положительные стороны демократии (правление большинства) и олигархии (правление в интересах большинства). Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии - средней, умеренной формы государственного правления, свободной от недостатков и крайностей.  

Полибий (200-120 гг. до н. э.) считал, что круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия - единоличное правление. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную форму - тиранию. Недовольство тираном приводит к тому, что благородные мужи при поддержке народа свергают ненавистного правителя. В результате устанавливается аристократия - власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию - правление тех, кто использует свою власть для стяжательства. Эти правители возбуждают недовольство, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царя или немногих, учреждает демократию. Ее извращением является охлократия - господство толпы. "Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца" (цит. по: История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - М., 1991. С. 80). Полибий предлагал установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии. Такое государство, по мнению Полибия, неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод 

Таким образом, форма государства может  быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического  смысла уже существующих понятий  и стоящей за ними реальности.

Политические  формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти  формы определялись, в конечном счете, экономическим строем общества, его  базисом. Большое влияние на форму  государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия  образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

Разнообразие  форм государства еще больше возросло в результате распада колониальной системы, когда на политической карте  мира появился ряд молодых суверенных государств. Перипетии политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации  государственных форм.

В современном  мире наиболее распространенной формой государства является демократическая  федеративная республика. Именно в  ней наиболее четко проявляются  все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это не означает, что развитие форм государство достигла совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного  развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического  развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания  старой формы, процесс ее постоянного  обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

Ныне  в мире насчитывается около 30 федеративных государств, большинство из них крупные  по территории и численности населения  сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом  отношении государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с  высоким (Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального  развития (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся  страны. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации – 83.

Информация о работе Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, государственный режим