Функции и полномочия президента РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение компетенции Президента Российской Федерации.
Задачи:
проанализировать согласованное функционирование и взаимодействие Президента РФ и органов государственной власти;
изучить компетенции Президента РФ в области законодательной и исполнительной власти;
установить виды возможностей Президента РФ в сфере внешней и внутренней политики;
показать роль института президента в условиях формирования гражданского общества, его главные функции и возможности.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. История становления института Президента РФ…………5
Глава 1. Полномочия Президента РФ. 9
1.1. Взаимодействие Президента и Федерального Собрания, Президента и Правительства. Отношения с субъектами РФ. 10
1.2. Президент и судебная власть. 18
1.3. Военные полномочия. Полномочия в сфере внешней политики. 19
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

курсовик КПРФ.docx

— 54.54 Кб (Скачать)

 

В военной области полномочия Президента достаточно широки. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и  освобождает высшее командование Вооруженных  Сил РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности РФ. Она представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые  приказы Министерству обороны, министр  обороны, хотя и является членом Правительства, работает под непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой  момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны  или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формирований, подчиненных различным министерствам  и ведомствам, входят: пограничные  войска, внутренние войска, железнодорожные  войска, войска правительственной связи, войска гражданской обороны. Военная  служба предусмотрена также в  таком самостоятельном ведомстве, подчиненном Президенту РФ, как Федеральная  служба охраны.

Организация воинских формирований в Российской Федерации строится на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать  собственные воинские формирования.

В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы Президент  вводит на территории РФ или в отдельных  ее местностях военное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе. Но единолично объявить состояние  войны Президент не вправе.

Конституцией РФ предусмотрено, что режим военного положения  определяется федеральным конституционным  законом. Указ Президента РФ о введении военного положения требует утверждения  Советом Федерации.

Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых  федеральных законах. Решение о  направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для  участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимает решение  об их отзыве13. Если же речь идет о направлении за пределы Российской Федерации воинских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзыве указанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается основная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента.

В Федеральном законе закреплен  ряд других военных полномочий Президента РФ: определение основных направлений  военной политики Российской Федерации, осуществление руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими  формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение  их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении  Вооруженных Сил и других войск  к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждение  концепции и планов строительства  и развития Вооруженных Сил, утверждение  программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждение  программ ядерных испытаний, утверждение  структуры и состава Вооруженных  Сил и других войск, ведение переговоров  и подписание международных договоров  в области обороны, издание указов о призыве на военную службу и  т. д. 14Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в редакции от 25 октября 2006 г.) на Президента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания.

Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не подменяют  полномочий других органов государственной  власти в области обороны. Так, например, Совет Федерации и Государственная  Дума рассматривают расходы на оборону, Совет Федерации утверждает указы  Президента РФ о введении военного положения и т. д. Разделение полномочий в области обороны между Президентом  РФ и Федеральным Собранием, как  и выделение собственных полномочий Правительства РФ в этой области, отвечает демократическому подходу  к определению пределов власти главы  государства, исключающему ее чрезмерную концентрацию в его руках в  столь важной области.

Как глава государства, осуществляющий высшее представительство в международных  отношениях, Президент по Конституции  осуществляет руководство внешней  политикой Российской Федерации. Он ведет переговоры и подписывает  международные договоры РФ, подписывает  ратификационные грамоты (сама ратификация  осуществляется в форме федерального закона), принимает вверительные и  отзывные грамоты аккредитуемых  при нем дипломатических представителей.

Президент назначает и  отзывает послов и иных дипломатических  представителей Российской Федерации  в иностранных государствах и  международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или  комиссиями Государственной Думы и  Совета Федерации.

Последнюю группу полномочий составляют полномочия по отношению  к населению страны, гражданам, избирателям. Президент Российской Федерации, прежде всего, решает вопросы гражданства. Конституцией России установлено единое российское гражданство, возможность  гражданства субъектов Российской Федерации не предусмотрена. Эти  отношения регулируются Федеральным  законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве  Российской Федерации»15. В соответствии с ним Президент Российской Федерации осуществляет прием в гражданство и выход из него.

К правомочиям Президента относится также предоставление политического убежища. Всеобщая декларация прав человека провозглашает: каждый человек, преследуемый за убеждения, может иметь  убежище в других странах и  пользоваться им. Указом Президента от 21 июля 1997 года № 746 утверждено Положение  «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища». Оно предоставляется гражданам  и лицам без гражданства по их письменному ходатайству с  учетом государственных интересов  Российской Федерации на основании  общепризнанных принципов и норм международного права. Президентом  Российской Федерации также определены случаи, когда политическое убежище  не предоставляется16.

Полномочием Президента Российской Федерации, обращенным ко всем избирателям, является назначение референдума - проведение всенародного тайного голосования  граждан Российской Федерации для  выяснения их мнения по важнейшим  проблемам государственной жизни. Порядок проведения референдумов регулируется Федеральным конституционным законом  от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме  в Российской Федерации». Уточним  лишь, что Президент Российской Федерации  только назначает всероссийские  референдумы, сам же он не вправе предложить проведение референдума, поскольку  референдумы инициируются лицами, указанными в выше упомянутом Законе.

К ведению Президента отнесены вопросы награждения государственными наградами, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

К полномочиям Президента относится также принятие актов  о помиловании осужденных приговором суда. Помилование применяется к  отдельным лицам, и его надо отличать от амнистии. «К ведению  Государственной  Думы относится объявление амнистии»17.

Президент Российской Федерации  рассматривает адресованные ему  обращения граждан, которые, согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, они вправе направлять в любые  государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения  являются важной формой связи Президента, других государственных органов  и органов местного самоуправления с населением.

 

Заключение

Подводя итоги работы отметим, что Президенту РФ отводится особая роль в механизме государственной  власти, а следовательно, и особая компетенция, определяемая Конституцией РФ. Она охватывает все аспекты  государственной деятельности, носит  комплексный характер.

Президент Российской Федерации  является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает  меры по охране суверенитета РФ, ее независимости  и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства  представляет Российскую Федерацию  внутри страны и в международных  отношениях.

По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе  органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11 Конституции  являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации. Практика оказывает (об этом можно, в частности, судить по президентской  почте), что обязанность Президента гарантировать Конституцию, права  и свободы человека и гражданина воспринимаются чрезвычайно широко. Например, нередко граждане адресуют Президенту свои жалобы, связанные  с несправедливым, по их мнению, решениями  правоохранительных органов и даже судебными решениями. И при этом подчеркивают, что Президент как  гарант Конституции прав человека, обязан им помочь. Президент является главой государства, но одновременно имеет  политический мандат, вручаемый народом  на всеобщих прямых выборах. Президент, таким образом, не только занимает пост главы государства, но и является наиболее авторитетным (с правовой точки зрения) выразителем определенных политических интересов, даже не будучи партийным Президентом. Такое положение  Президента не ограничивает самостоятельность  деятельности основных государственных  органов Российской Федерации, поскольку  полномочия Президента направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдение Конституции  Российской Федерации, защиту прав и  свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом от 30.12.2008 № 6 ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 ФКЗ).
  2. Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»// СЗ РФ.1997. № 30.
  3. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»// СЗ РФ.2012. № 22 
  4. Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня 2003 г.)// СЗ РФ. 2000. № 33.
  5. ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ( в ред. ФЗ от 12.11.2012 N 182-ФЗ)// СЗ РФ. Выпуск 2012. № 45.
  6. ФЗ от 29 июля 2000 г. №106-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2000. N 31.
  7. ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 16.10.2012 N 173-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П, от 07.07.2011 N 15-П).//СЗ РФ. 2012. № 43.
  8. ФЗ от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ).
  9. ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (в редакции ФЗ от 08.12.2011 N 424-ФЗ).
  10. Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР от 14.03.1990 г.

Литература

  1. Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. М.: "Юстицинформ", 2006. 462 с
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Норма, 2008. 816 с.
  3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие (ГРИФ) – М.: Проспект, ТК Велби. 2008. 336 с.
  4. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие -М.: Юриспруденция, 2004. 288 с.
  5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2004. 587 с.
  6. Конституционное право России. (отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин). – М.: Юристъ, 2006, 538 с.
  7. Кузнецов Е.П. Из истории создания института президентства СССР//Государство и право 1996. № 5. 96-103 с.
  8. Перечина С.П. Институт президентства: история и современность. Под общ ред. Е.В. Матусевича. МН:ИСПИ, 2003.-163 с.

Информация о работе Функции и полномочия президента РФ