Институт обращения взыскания на имущество должника

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:01, дипломная работа

Описание работы

В последнее время в нашем государстве принято довольно большое количество новых и интересных перспективных законодательных актов, создающих правовой фундамент для новых экономических отношений в Российской Федерации. Однако право должным образом не обеспеченное возможностью принудительного исполнения, превращается, по сути, в фикцию, то есть не имеет реальной юридической ценности.

Содержание

Введение
Глава 1 Виды и основания применения мер принудительного исполнения
1.1 Обращение взыскания на имущество, денежные средства, ценные бумаги, периодические выплаты, имущественные права должника
1.2 Изъятие имущества находящегося у должника или у третьих лиц
Глава 2 Обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализация
2.1 Порядок наложения ареста на имущество
2.2 Порядок реализации арестованного имущества
Глава 3 Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации
3.1 Порядок обращения взыскания и меры по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации
3.2 Порядок обращения взыскания при введении процедур банкротства, реорганизации, а также ликвидации должника-организации
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

институт обращения взыскания на имущество должника.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Практическое  применение Федерального Закона «Об  исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 года реально показало возросшие  возможности судебных приставов-исполнителей в деле принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, в части наложения ареста на имущество должника, его изъятие, оценки и реализации. Вместе с тем выявились некоторые недостатки и просчеты.

     До  принятия в 1997 году первого Федерального закона "Об исполнительном производстве" эффективность обращения взыскания на имущество должника в правовой теории подвергалась сомнению. Считалось, что значительно проще и быстрее реализовать постановление путем обращения взыскания на заработную плату. Как аргумент в пользу данного положения назывались неопределенная продолжительность, неэкономичность и трудоемкость процесса описи и реализации имущества должника, когда судебный пристав-исполнитель должен отыскать имущество должника, описать его с участием понятых, оценить, передать на хранение соответствующим лицам, определить долю должника в имуществе, которое находится в совместной собственности с другими лицами, ждать, пока суд не рассмотрит и не разрешит иски об освобождении имущества от ареста, и решение суда не вступит в законную силу, передать вещи для продажи на комиссионных началах, переоценивать непроданное имущество и т.д. Все это так. Но реальность приводит к тому, что многие физические лица в целях сокрытия от налогообложения занижают свои доходы, иногда не показывая их вовсе, занимаясь коммерческой деятельностью и официально регистрируясь на бирже труда как безработные.

     Кроме того, никакое взыскание с заработной платы, пенсии или стипендии не будет иметь такого воспитательного значения для должника, как визит судебного пристава-исполнителя для описи его имущества.

     В связи с принятием нового Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ правовое регулирование принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц подверглось определенным изменениям. Разработчики рассматриваемого Закона попытались учесть недостатки прежнего законодательства в этой сфере, а также сложившуюся правоприменительную практику и, как следствие, ввели в Закон 2007 г. целый ряд новых статей. В частности, выделена отдельно ст. 75, которая посвящена обращению взыскания на имущественные права. Кроме того, теперь и на законодательном уровне закреплена норма об обращении взыскания на дебиторскую задолженность.

     Ранее действовавший Закон об исполнительном производстве 1997 г. не содержал каких-либо специальных норм, посвященных дебиторской задолженности. Возможность и непосредственно сам порядок обращения взыскания на нее предусматривались Временной инструкцией о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников, п. 1 и само название которой свидетельствовали о возможности обращения взыскания лишь на дебиторскую задолженность должников - юридических лиц. При этом из орбиты исполнительного производства необоснованно была исключена дебиторская задолженность физических лиц, что подрывало частноправовой принцип равенства правового положения участников регулируемых отношений. Новым Законом об исполнительном производстве предусмотрена возможность обращения взыскания на дебиторскую задолженность должников, которыми могут быть: гражданин, организация или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. Безусловно, такое расширение субъектного состава должников, на дебиторскую задолженность которых возможно обращать взыскание в ходе исполнительного производства, не может не заслуживать одобрения.

     Но  достаточно спорными оказываются отдельные положения нового Закона об исполнительном производстве, посвященные аресту имущества и, в частности, имущественных прав должника. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества (ч. 4 ст. 80 Закона). Изъятие же имущества по смыслу ст. 84 Закона предполагает ограничение (лишение) должника его правомочия владения имуществом, что соответственно приводит нас к выводу о том, что содержание ст. 80 Закона охватывает случаи наложения ареста на имущество в узком смысле (вещи, включая деньги и ценные бумаги). Следовательно, имущественные права в понимании ст. 75 Закона вышеназванной правовой нормой не охватываются, и сама возможность наложения на них ареста, по всей видимости, должна быть предусмотрена иной статьей. Однако такой статьи в новом Законе мы не найдем. Вместо нее сформулирована лишь норма, посвященная наложению ареста на дебиторскую задолженность, которая по своей юридической природе является лишь одной из разновидностей имущественных прав (ст. 83). В этой связи приходится признать отсутствие легальной возможности ареста имущественных прав, за исключением дебиторской задолженности. Более оправданным явилось бы закрепление самостоятельной нормы об аресте имущественных прав должника, но, к сожалению, этого сделано не было.

     Так же осталось не урегулированной такая  мера принудительного исполнения как  обращение взыскания на исключительные права. Для всех случаев обращения взыскания на исключительные права ныне действующий Закон предусматривает одну единственную статью, предоставляя практике искать выход в общих правилах обращения взыскания на имущественные права должника, каковых, кстати сказать, в систематизированном виде также не существует. Отдельные правила об обращении взыскания на имущественные права разбросаны между разными статьями, которые посвящены по преимуществу специальным видам имущественных прав (дебиторская задолженность, права на бездокументарные ценные бумаги) и не могут быть использованы при обращении взыскания на исключительные права.

     Все эти вопросы ожидают своего разрешения, без чего один из наиболее массовых и перспективных товаров современного экономического оборота (исключительное право) будет либо оставаться недоступным для механизма исполнительного производства, либо вовлекаться в него от случая к случаю с нежелательными издержками как для взыскателей, так и должников.

     Но  наряду с недостатками есть немало и положительных аспектов, нашедших свое отражение в новом законе об исполнительном производстве.

     Важнейшим нововведением Закона об исполнительном производстве является установление минимума имущества, на которое не может быть наложено взыскание. Ранее данное положение содержалось только в гражданском законодательстве и его отсутствие в законодательстве об исполнительном производстве приводило к коллизиям правовых норм и создавало необоснованные конфликты в правоприменительной практике.

     Впервые в Законе об исполнительном производстве регламентирован механизм наложения взыскания и ареста на такие виды имущества и прав, как паи и акции, а также установлен порядок продажи этих активов.

     Значительному изменению подверглись положения  прежнего Закона об оценке и реализации арестованного имущества должника.

     Теперь  судебный пристав-исполнитель вправе производить оценку лишь того имущества, стоимость которого не превышает  тридцать тысяч рублей. Оценщик в  обязательном порядке должен привлекаться также для оценки недвижимого  имущества; ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); имущественных прав; драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; предметов, имеющих историческую или художественную ценность.

     Особо следует отметить положения нового Закона об исполнительном производстве, предусматривающие возможность уценки и повторной продажи (передачи взыскателю) по сниженной цене нереализованного имущества (включая недвижимость). Прежний Закон такой возможности не предусматривал, что в ряде случаев не позволяло реализовать имущество должника и удовлетворить требования взыскателя.

     Новая редакция Закона четко определила виды имущества, реализация которого осуществляется путем проведения открытых торгов в  форме аукциона. Это недвижимое имущество должника, ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественные права, заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, а также вещь, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность).

     В новый Закон об исполнительном производстве также включена самостоятельная глава, регламентирующая вопросы реализации имущества на торгах. При этом в отличие от прежнего Закона 1997 года, данная глава содержит нормы, касающиеся объявления торгов несостоявшимися и последствия этого объявления, предусматривающие возможность проведения вторичных торгов по сниженной цене, что будет способствовать реальному исполнению требований исполнительного документа.

     Изменение порядка оценки и реализации арестованного  имущества должника было продиктовано не только необходимостью создания механизма, который бы позволил наиболее эффективно осуществлять указанные процедуры, но и обеспечения прозрачности соответствующих действий судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства.

     Одной из основных идей нового Закона об исполнительном производстве является гармонизация прав взыскателя и должника. После принятия настоящего Закона стороны исполнительного производства, а также иные заинтересованные лица могут оспаривать постановления и действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов в судебном порядке, а также обжаловать их в порядке подчиненности [55].

     Надеюсь, что существенно обновленный  Закон об исполнительном производстве позволит упрочнить российскую систему защиты прав и основных свобод человека, общества, государства и приблизить ее к европейским стандартам.

     В заключение хочется отметить, что  новый Закон об исполнительном производстве без преувеличения можно назвать долгожданным нормативным правовым актом, с которым у многих связывались надежды на качественно иной уровень правового регулирования исполнительного производства. Но, не смотря на все нововведения, многие моменты так и остались, не урегулированы. Ярким тому подтверждением служат нормы об обращении взыскания на имущественные права. С одной стороны, сам факт их появления в Законе - уже шаг вперед, однако, с другой - налицо определенная несогласованность с положениями гражданского законодательства и, более, того внутренняя противоречивость нормативного материала. Все это позволяет говорить о том, что реформа отечественного законодательства об исполнительном производстве еще далека от своего завершения, и принятие нового Закона является лишь очередным этапом на ее пути. 

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 января. – №7.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. – 1994. – N 32. – ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // СЗ РФ. – 1996. – N 5. – ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2001. – N 49. – ст. 4552.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 24.02.2010) // СЗ РФ. – 2006. – N 52 (1 ч.). – ст. 5496.
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 09.03.2010, с изм. от 19.03.2010) // СЗ РФ. – 2002. – N 46. – ст. 4532.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. – 1996. – N 1. – ст. 16.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010) // СЗ РФ. – 1996. – N 25. – ст. 2954.
  9. Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3591. (Недействующая редакция утратившего силу документа).
  10. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ред. от 27.09.2009, с изм. от 17.12.2009) // СЗ РФ. – 2007. – N 41. – ст. 4849.
  11. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (ред. от 25.11.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 30. – Ст. 3590.
  12. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 07.04.2010) // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3594.
  13. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. – N 17. – 1996. – ст. 1918.
  14. Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ. – 1998. – N 13. – ст. 1463.
  15. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ред. от 23.07.2008) // СЗ РФ. – 1997. – N 39. – ст. 4465.
  16. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ред. от 27.12.2009 // СЗ РФ. – 1998. – N 31. – ст. 3813.
  17. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (ред. от 25.11.2009) // СЗ РФ. – 2003. – N 52 (часть I). – ст. 5029.
  18. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 04.03.2010) // СЗ РФ. – 2008. – N 20. – ст. 2290.
  19. Постановление Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" (ред. от 15.09.2008) // СЗ РФ. – 2002. – № 17. – ст. 1677.
  20. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (ред. от 30.04.2009) // СЗ РФ. – 2008. – N 23. – ст. 2721.
  21. Постановление Правительства РФ от 07.07.1998 N 723 "Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества" // СЗ РФ. – 1998. – N 28. – ст. 3362. (Документ утратил силу).

Информация о работе Институт обращения взыскания на имущество должника