Конституция РФ: понятие, форма, структура, сущность, юридические свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 07:37, курсовая работа

Описание работы

Чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественно и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих их именуют одновременно и формами и источниками. Безусловно, вопрос о терминологии является теоретическим, но одно становится очевидным, источник права, в том числе и источник конституционного права - это внешнее выражение права.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Сущность понятия и структура Конституции РФ……………………………5
1.1 Сущность Конституции и особенности подготовки…………………………5
1.2 Содержание конституции……………………………………………………9
1.3 Структура Конституции………………………………………………………11
2 Функции и юридические свойства Конституции РФ…………………………14
2.1 Функции Конституции………………………………………………………..14
2.2 Юридические свойства Конституции………………………………………16
Заключение ……………………………………………………………………......21
Глоссарий………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………………26
Список сокращений……………………………………………………………….28
Приложение………………………………………

Работа содержит 1 файл

Байзель В.Е., КР, Конституционное (государственное) право России.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Красноярский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное (государственное) право России

Тема

Конституция РФ: понятие, форма, структура, сущность, юридические  свойства

Фамилия студента

Байзель

Имя студента

Вячеслав

Отчество студента

Евгеньевич

№ контракта

05602100101001


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Сущность понятия и структура Конституции РФ……………………………5

1.1 Сущность Конституции и особенности подготовки…………………………5

1.2 Содержание конституции……………………………………………………9

1.3 Структура Конституции………………………………………………………11

2 Функции и юридические свойства Конституции РФ…………………………14

2.1 Функции Конституции………………………………………………………..14

2.2 Юридические свойства  Конституции………………………………………16

Заключение ……………………………………………………………………......21

Глоссарий………………………………………………………………………….23

Список использованных источников……………………………………………26

Список сокращений……………………………………………………………….28

Приложение………………………………………………………………………..29

Введение

Чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественно и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других - источниками, а в третьих их именуют одновременно и формами и источниками. Безусловно, вопрос о терминологии является теоретическим, но одно становится очевидным, источник права, в том числе и источник конституционного права - это внешнее выражение права.

Именно особый статус Конституции делает её изучение актуальным во все времена, не смотря на то, что достаточно много трудов написано по проблемным вопросам Конституции, встающим как перед теоретиками, так и перед практиками правоприменителями, до настоящего времени не прекращаются дискуссии относительно всевозможных ключевых моментов правовой природы Конституции, проблем её применения.

Актуальность темы работы заключается  в том, что юридическая наука  при исследовании различных сторон общественного бытия призвана раскрывать не только внешние, формально-юридические характеристики статусного положения различных субъектов права, но и проникать в глубинные, социально-волевые начала формирования и реализации поведенческих актов индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений. Этому способствует, в частности, и исследование проблемы правосознания как сложного социального явления, имеющего различные формы своего проявления. Одной из таких форм является конституционное правосознание.

Необходимость детального изучения конституционного правосознания обусловлена, прежде всего, практической значимостью соответствующей проблемы, что в особой степени проявилось в новых, современных условиях конституционного развития российской государственности. Конституция РФ 1993 года возвела на высший нормативный уровень новые правовые идеи, принципы, задачи и цели государственного и общественного развития; она знаменовала собой признание общедемократических ценностей современного конституционализма и на этой основе внесла принципиальные изменения, как в конституционные институты правового положения личности, так и в систему организации государственной власти. Все это естественным образом предполагает изменение, обновление под воздействием Конституции государственно-правовых идей, принципов, образующих в своей совокупности своего рода идеологический субстрат конституционного правосознания как важный показатель достигнутого уровня правовой и демократической культуры российского общества.

Объектом исследования является конституция РФ. Предмет исследования - понятие, форма, структура, сущность, юридические свойства конституции РФ.

Цель работы - исследовать Конституцию  РФ, изучить ее структуру, сущность, юридические свойства.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-определить сущность понятия  и структуру Конституции РФ;

-проанализировать содержание и структуру конституции;

- рассмотреть функции и юридические  свойства Конституции РФ.

Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы и послужившие инструментом в добывании необходимого фактического материала: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной практики.

В юридической науке достаточно много внимания уделяется общетеоретическим  вопросам правосознания. Довольно глубоко изучены общие вопросы теории правосознания, как формы общественного сознания, его понятия, структуры, сущности, функций и т. п. Значительный вклад в разработку этих проблем внесли: П.П. Баранов, И.А. Ильин, Е.В. Назаренко, Н.Я. Соколов, И.Е. Фарбер и др.

Практическая значимость работы заключается  в возможности использования  результатов исследования в практической деятельности.

Основная часть

1 Сущность понятия и структура Конституции РФ

 

1.1 Сущность Конституции и особенности  подготовки 

Конституция есть акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Понятие «конституция» употреблено в работах Аристотеля в связи с обоснованием им идеи рационального государственного устройства. Происхождением термин «конституция» обязан указам римского императора. В средневековую эпоху названным термином обозначались акты (хартии) о феодальных вольностях. Конституции появляются в результате революций XVII-XVIII вв., вызванных потребностями переустройства власти, нахождения оптимального соотношения между властью и свободой. Революционные преобразования призваны были закрепить конституцию как основной закон государства. В современном понимании по своей сущности конституция есть выражение общей воли народа в акте верховной (учредительной) власти, представляющем своего рода общественный договор, в котором согласованы социально-политические, экономические и иные жизненно важные интересы различных групп населения. Конституция в этом смысле есть запись соотношения политических сил на момент ее принятия. Конституция в этом значении есть основной закон государства, выражающий согласованную волю и интересы народа и в этих целях закрепляющий основополагающие устои общественного строя и государственной организации.1

Причинами изменения, а  равно пересмотра конституции являются обстоятельства политического, социально-экономического и иного характера, обусловливающие полную или частичную непригодность основного закона страны изменившимся условиям жизни общества и, соответственно, вызывающие необходимость принятия (пересмотра) новой конституции либо внесения поправок в действующую конституцию. Мировая практика свидетельствует, что принятие новой конституции связано:

1) со сменой политического  режима в стране;

2) с осуществленными  коренными изменениями в социально-экономической  и политической сферах, новой  расстановкой политических сил в стране;

3) с образованием нового  государства. Принятие конституции,  внесение в нее изменений и  дополнений отражают изменившийся  баланс социальных сил, претендующих  на власть. Принятая (измененная) конституция  как раз и призвана закрепить  новое соотношение таких сил.

Принятие новой Российской Конституции (см. Приложение А) было трудным исторически и политически. Конституционные перемены были объективно необходимы. В течение 1990-1992 гг. в действующую Конституцию РСФСР 1978 г. внесено в общей сложности более 350 поправок. Впервые вопрос о новой федеральной Конституции был поставлен I Съездом народных депутатов России, тогда же (22 июня 1990 г.) была образована Конституционная Комиссия. В августе 1990 г. разработана концепция, а в сентябре - первый вариант проекта Конституции; в ноябре 1990 г. проект опубликован для всенародного обсуждения. Обсуждение официального проекта Конституции протекало сложно, появились альтернативные проекты. Только в октябре 1991 г. официальный проект Конституции был внесен на рассмотрение V Съезда народных депутатов. В марте 1992 г. проект повторно опубликован в печати.

Третий вариант официального проекта Конституции РФ был одобрен  Конституционной Комиссией 16 октября 1992 г. Однако последующие, особенно внеочередные VIII и IX Съезды народных депутатов, подтвердив курс на осуществление конституционной реформы, необходимость продолжения работы над проектом новой Конституции, одновременно приняли решение (март 1993 г.) выработать проект основных положений новой Конституции, согласовать его с субъектами Федерации и после этого вынести на всероссийский референдум. С подобным ходом развития конституционной реформы не согласился Президент РФ Б.Н. Ельцин. С марта 1993 г. между Президентом и Верховным Советом резко обострились отношения. Проведенный по инициативе Президента 25 апреля 1993 г. референдум выразил доверие Президенту и высказался за досрочное переизбрание народных депутатов. 29 апреля 1993 г. на заседании Совета глав республик в составе РФ по инициативе Президента РФ решено созвать Конституционное совещание для разработки согласованного проекта Конституции.

Однако по инициативе Председателя Верховного Совета РФ 7 мая  созвано заседание Конституционной  Комиссии без ведома ее председателя - Президента РФ, на котором было заявлено, что Конституция РФ должна быть принята на Съезде народных депутатов. Это же нашло подтверждение 12 мая на совещании руководителей Советов народных депутатов всех уровней. В этот же день Президент утвердил состав рабочей комиссии по доработке проекта Конституции под своим председательством. В Указе «О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ» Президент РФ постановил завершить работу в срок до 10 июня 1993 г. Основной текст Конституции подготовлен Конституционным совещанием под руководством Президента РФ в июне-июле 1993 г. Но в сентябре-октябре Конституционное совещание и рабочая комиссия вновь вынуждены вернуться к одобренному ранее тексту в связи с предложениями субъектов Федерации, поступившими в летне-осенний период, а также уроками октябрьских событий в Москве. В итоге в декабре 1993 г. путем референдума новая Конституция Российской Федерации была принята.2

Особенную роль в подготовке и принятии новой Конституции  России призваны были сыграть такие  учреждения, как Конституционная  комиссия и Конституционное совещание.

Конституционная комиссия - это созданная высшим органом  государственной власти из числа  представителей всех субъектов Федерации  комиссия, имеющая своей главной  задачей разработку проекта новой  российской Конституции. Такая комиссия создавалась на I Съезде народных депутатов РСФСР 22 июня 1990 г. из представителей Верховного Совета, субъектов РСФСР, всего 102 человека, работала под председательством Б.Н. Ельцина (в то время Председателя Верховного Совета РСФСР). Первый вариант проекта Конституции рассмотрен V Съездом народных депутатов в октябре 1991 г. VI Съезд народных депутатов в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения доработанного проекта. На Конституционную комиссию возлагалась обязанность доработать проект и представить его на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Однако ни один из трех последовавших за этим Съездов - VII, декабрь 1992 г., VIII, март 1993 г., IX, апрель 1993 г. - эту задачу не выполнил. В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, опубликован. Проект по основным вопросам конституционной реформы расходился с идеологией и взглядами президентской стороны. Проект, в частности, определял правовое положение Верховного Совета, свойственное в большей мере парламентской республике, в силу чего существенно ограничивались полномочия главы государства. Так, Президент обязывался представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики. Исключительно с согласия Верховного Совета предполагалось назначать Председателя Правительства, министров экономики, финансов, внутренних и иностранных дел, обороны и безопасности. Верховный Совет наделялся правом определять основные направления внутренней и внешней политики. Предполагалось, что назначенный на 17 ноября 1993 г. Съезд народных депутатов должен принять новую Конституцию. Получивший всенародную поддержку избирателей в ходе проведенного 25 апреля 1993 г. референдума Президент не принял такую концепцию Основного Закона.

Конституционное совещание представляет созванную по инициативе Президента РФ в 1993 г. конференцию представителей органов государственной власти и общественности для завершения подготовки проекта новой Конституции. Конституционное совещание созвано 5 июня 1993 г. В него входили пять групп представителей: федеральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов РФ; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и религиозных концессий; промышленников и предпринимателей. Проект новой Конституции, который представлен Президентом РФ, обсуждался группами представителей до 25 июня 1993 г. В результате обсуждения проекта внесено более 500 поправок к тексту проекта, изменено более 200 положений первоначального текста. Без изменений остались лишь три статьи.

Информация о работе Конституция РФ: понятие, форма, структура, сущность, юридические свойства