Нормативно правовые акты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучение понятия, сущности, места и значение
нормативно-правового акта в Российской Федерации, а также их видов
Задачи курсовой работы:
1) Рассмотреть общетеоретическую основу нормативно-правового акта в системе других источников права: его особенности и характерные признаки;
2) Определить классификацию нормативно-правовых актов по их видам и необходимости систематизации;
3) Изучить законотворческий процесс стадии и механизма реализации нормативно-правовых актов в настоящее время;
4) Провести анализ современного состояния обеспечения правотворчества в правовой системе Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

нормативно правовые акты.rtf

— 347.36 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Введение

 

      Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря нему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения.

Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д.

Нормативно-правовой акт является основным, важнейшим, существенным источником права. Выделяется два главных  способа  образования  норм  права.  Первый проистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы.  Это был   наиболее  распространенный   способ. Прямое   предписание,   власти устанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторые нормы могут возникать и без непосредственного участия  законодателя  -  они складываются в виде обычая и уже затем утверждаются законодателем. Эти  две формы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX  веке  источниками права. В этом смысле  источник  права,   -  это  тот  определенным  образом формализованный акт, откуда, собственно, и черпаются, проистекают  сведения о правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права. Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право, но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовых норм, а только те  причины  или  силы,  которые  сообщают  тем  или  другим правилам значение правовых  норм,  т.  е.  обусловливают,  обеспечивают  их обязательность.

     Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в  обществе независимо от государственной власти и приобрели  в  общества  обязательное значение для всех членов общества. Действие обычного права начинается  там, где  молчит  закон.  Обычное  право  не  должно противоречить  закону.   В Российском праве применение обычая как способа  регулирования  общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что  обычай  в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях,  когда  возможность  его  применения   оговаривается   действующим законодательством. Например, суды в дореволюционной России  за  недостатком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.).  Не мало важную роль в понятии «нормы права» занимает  судебный  прецедент.

Он имеет значение источника права  в  том  случае,  когда  признается,  что

судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом  для разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное  решение  по существу  становится  нормой  права  и  на  него  будут  ссылаться  как  на общеобязательное  правило.  Особенное  распространение  судебный  прецедент получил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача  судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не  имеет  у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, ст.  5 Гражданского кодекса РФ (часть  первая)  закрепляет  положения  об  обычаях делового оборота, то есть сложившиеся и  широко  применяемые  в  какой-либо области   предпринимательской   деятельности    правила    поведения,    не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо  документе.1  В  некоторых  странах  источником  права  служат религиозные  постулаты   и   воззрения.   Например,   мусульманское   право представляет одну из сторон религии ислама. В основе  мусульманского  права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из  его  пророков  и  посланцев  Мухаммеду, Супца - сборник традиционных правил,  касающихся  действий  и  высказываний Мухаммеда, и др.

     В  Российской  Федерации   источниками   права   признаются   договоры нормативного содержания, среди которых важное место занимают международные договоры. Международный договор - это определенно выраженное соглашение между двумя или несколькими  государствами  относительно  установления,  изменения  или прекращения   их    прав    и    обязанностей.    Договоры    могут    быть нормаустанавливающими  (например,  Договор  о  нераспространении   ядерного  оружия,  Договор  по  космосу)  или  учредительными  (например,  Договор  о Содружестве Независимых Государств). Нормоустанавливающее значение имеет включенный в  Конституцию  Российской Федерации  Федеративный  договор.  Он  был  подписан  31  марта   1992   г. полномочными  представителями  Российской  Федерации  и  ее   субъектов   - республик в составе России, автономной области, автономных округов,  краев, областей,  городов  Москвы  и   Санкт-Петербурга.   Этим   договором   были разграничены  предметы  ведения  и  полномочия  федерации  в  целом  и   ее субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства  к Федерации.

Источниками права могут являться различные соглашения  как  разновидности

договора.  В  Российской  Федерации  в  современных  условиях   значительно

возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной  и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями,  областями и входящими в них автономиями регулируются  именно  соглашениями.  Известны соглашения и между государственными  органами  Федерации  и  ее  субъектов. Например, в  соответствии  с  Законом  Правительство  Российской  Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев,  областей,  городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий. Договоры устанавливают нормы права и в российском  трудовом  праве.  Так, нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор  -  правовой  акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (ст.  2  Закона  Российской   Федерации   "О   коллективных   договорах   и соглашениях").   В   коллективный   договор   могут   включаться   взаимные обязательства работодателя и работников по  таким  вопросам,  как  механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции,  выполнения

показателей, перечисленных в  договоре,  а  также  по  вопросам  занятости,

переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов при приватизации  предприятий  и  ведомственного  жилья.  Условия  коллективных договоров,  заключенных  в  соответствии  с   законодательством,   являются обязательными для  предприятий,  на  которые  они  распространяются.  Иными словами, коллективный договор представляет  собой  специфическую  локальную правовую норму.

Понятие источник права имеет и информационное  значение  -  определяет,

куда надо «посмотреть» для того чтобы найти необходимое правило  поведения, руководствоваться им, применять его и т. д. Источник права получило широкое распространение в XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государства и права.

      Цель курсовой работы: изучение понятия, сущности, места и значение

 нормативно-правового акта в Российской Федерации, а также их видов

     Задачи курсовой работы:

     1) Рассмотреть общетеоретическую основу нормативно-правового акта в системе других источников права: его особенности и характерные признаки;

    2) Определить классификацию нормативно-правовых актов по их видам и необходимости систематизации;

   3) Изучить законотворческий процесс стадии и механизма реализации нормативно-правовых актов в настоящее время;

  4) Провести анализ современного состояния обеспечения правотворчества в правовой системе Российской Федерации.

 

Глава 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

 

Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источников права

 

       Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Нормативно-правовой акт -- это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.2

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.


С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Как отмечал в свое время Н. М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как толы она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставит на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы».

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. 3

Правотворчество -- это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.

Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.

2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).4

Индивидуальные правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

3. От нормативно-правового акта как источника права следует 
отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников 
законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания 
правовых норм, а не источники права.

4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).

5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

Итак, нормативно-правовой акт -- это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

 

1.2.Виды нормативно-правовых актов

 

       Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.5


В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

      Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство -- примеры комплексных нормативно-правовых актов.

Информация о работе Нормативно правовые акты