Охрана труда. Разрешение трудовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 23:28, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время никто не застрахован от того, что завтра он может оказаться без работы. Также можно получить увечье на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Для того чтобы быть готовым к этим непредвиденным ситуациям, необходимо знать свои права. И чтобы разобраться в своих правах и обязанностях, а также узнать, как можно их защитить, и необходима эта работа.
Целью данной работы по дисциплине "Право" является рассмотрение темы о трудовых спорах как индивидуальных, так и коллективных.

Содержание

Введение
I. Охрана труда
1. Понятие охраны труда
2. Законодательство об охране труда
3. Государственные нормативные требования охраны труда
4. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных
условий и охраны труда
5. Обязанности работника в области охраны труда
II. Трудовые споры
III. Задача
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

охрана труда.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Государственные стандарты безопасности труда утверждаются Госстандартом России и Минстроем России.

Предприятия, учреждения, организации разрабатывают и  утверждают стандарты предприятия (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ, разработанные на основе ССБТ и типовых инструкций, и особенно если это новый вид работ, не предусмотренный правилами санитарии.

Перечень актов по охране труда с указанием утверждающего  их органа утвержден постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №937 (Российская газета, 1994, 27 авг.).

Статьи 14 Закона «Об основах  охраны труда» и 212 Трудового Кодекса  РФ закрепили обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также при использовании применяемых в производстве сырья и материалов;
  • применение средств индивидуальной и коллективной зашиты работников;
  • условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;
  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством;
  • приобретение за счет собственных средств и выдачу по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (очки, респираторы и т. п.), смывающих и обезвреживающих веществ работникам с вредными и опасными условиями труда, а также с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением;
  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и применением работником средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
  • ) инструктирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах индивидуальной защиты и компенсациях;
  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при их возникновении, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
  • расследование в установленном законодательством порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Эти и другие обязанности  работодателя в то же время означают и права работников на их обеспечение в сфере охраны труда.

Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны  проходить техническую учебу, инструктаж, проверку знаний, правил и инструкций по охране труда в сроки и порядке, установленных для определенных видов работ, профессий (ст. 225 ТК).

За нарушение обязанностей по обеспечению охраны труда работодатель несет ответственность.

 

5. Обязанности работника в области охраны труда

 

Хотя основная обязанность  по обеспечению каждому работнику  безопасных и здоровых условий труда, выполнению требований охраны труда  лежит на работодателе, работники тем не менее также имеют определенные обязанности в области охраны труда (ст. 214 ТК).

Работник обязан:

  • соблюдать требования охраны труда, предусмотренные для него трудовым законодательством, инструкциями и правилами охраны труда;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж, стажировку на рабочем месте, проверку знаний техники безопасности и требований охраны труда;
  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, произошедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессиональною заболевания.

Работники обязаны соблюдать  все инструкции по охране труда и  установленные требования обращения с машинами и механизмами. Трудовые коллективы контролируют соблюдение правил и инструкций по охране труда всеми работниками.

Постановлением Правительства  РФ от 6 мая 1994 г. № 485 установлено проведение обязательней сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты. Ее организация и проведение возложены на Минтруд России совместно с федеральными органами надзора, другими заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти. Эта сертификация устанавливает соответствие рабочих мест, средств производства и других средств требованиям охраны труда и государственных стандартов по технике безопасности и производственной санитарии.

 

II. Трудовые споры

(Понятие, характер, причины  трудовых споров. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Организация, компетенция, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров  
в комиссии по трудовым спорам (КТС). Рассмотрение трудовых споров в судах.  
Сроки обращения за разрешением трудовых споров. Порядок исполнения решений по трудовым спорам)

Трудовой спор – это поступившее на разрешение юрисдикционного органа разногласие субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении между ними новых условий труда. Юрисдикционным называется орган, который рассматривает трудовой спор. Разногласия возникают в случаях, когда виновной стороной совершается трудовое правонарушение в отношении другой стороны, или же когда трудовое правонарушение и не совершено, но одна из сторон считает, что по отношению к ней были совершены неправомерные действия.

Трудовым правонарушением называется невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанным субъектом своей трудовой обязанности в сфере труда и распределения, и, следовательно, нарушение права другого субъекта данного правоотношения.

Трудовые правонарушения сами по себе еще не являются трудовыми спорами. Одно и то же действие может быть оценено каждой стороной по-своему. Расхождение в оценках есть разногласие. Такого рода разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор в том случае, когда оно не урегулировано самими сторонами, а внесено на рассмотрение юридического органа, иными словами одна сторона оспаривает действие (бездействие) обязанной стороны, нарушившей ее трудовое право.

Трудовые споры могут классифицироваться:

  • по спорящему субъекту;
  • по характеру спора;
  • по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным можно отнести споры о переводе, повышении или понижении квалификационного разряда, приема на работу или увольнения с работы и т.п.

Коллективными будут споры между профкомом или трудовым коллективом с нанимателем, возникающие при заключении коллективного договора, при утверждении премиальных положений, планов социального развития и т.п.

В индивидуальных спорах возникают разногласия, связанные с правами и законными интересами конкретного работника.

В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

Коллективные споры возникают из правоотношений трудового коллектива с нанимателем (работодателем, администрацией, в том числе и с вышестоящим органом управления, к примеру, концерном, министерством).

По характеру трудовые споры делятся:

  • на споры о применении норм трудового законодательства, где защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профкома;
  • на споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством.

КЗоТ регулирует порядок  разрешения трудовых споров работников с нанимателем по вопросам применения трудового законодательства, коллективного договора, а также других соглашений о труде и об установлении новых или изменении существующих условий труда.

По виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделить на:

  • споры из трудовых правоотношений;
  • споры из правоотношений по трудоустройству, к примеру спор в связи с отказом в приеме на работу по брони инвалида или другого лица, с которым наниматель обязан заключить трудовой договор;
  • споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, к примеру оспариваются действия санитарного, технического или правового инспектора, наложившего штраф на должностное лицо;
  • споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве, к примеру направления на повышение квалификации в другую местность;
  • споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятия, к примеру, спаривание размера произведенного нанимателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб;
  • споры из правоотношений по возмещению предприятием ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе;
  • споры из правоотношений профкома с нанимателем по вопросам труда, быта, культуры, к примеру, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки;
  • споры из правоотношений трудового коллектива с нанимателем, к примеру, при выборах и утверждении хозяйственных руководителей и др.;
  • споры из социально-партнерских правоотношений.

При возникновении трудового спора важно правильно его классифицировать, и в первую очередь выясняить, индивидуальный или коллективный спор, о применении трудового законодательства или же об установлении новых условии труда, изменении существующих, а также из какого правоотношения возник трудовой спор.

Конституция России в  ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в  других законах. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 (ст. 381–397) ТК.

При рассмотрении трудовых споров суд применяет не только соответствующие нормы трудового, но и гражданского процессуального права (ст. 3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 144, 197, 210 и 407 ГПК РФ).

Большое значение для  единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Эти акты не являются источниками права. Но это вид судебного толкования трудового законодательства, дающий судам руководящие разъяснения по единообразному его применению по конкретным нормам. Во многих случаях эти постановления восполняют пробелы трудового законодательства.

Для применения норм трудового  права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда России, а также обобщения судебной практики по трудовым делам.

Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового  законодательства, являются Комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.

В зависимости от органа различаются следующие виды разбирательства  индивидуальных трудовых споров:

– КТС как избранным  органом трудового коллектива;

– судебное;

– вышестоящими органами для отдельных категорий работников (судьи и др.).

Каждый из видов разбирательства  трудового спора является самостоятельным, т.е. со своим началом и концом, порядком вынесения решения по спору  и его исполнению. Один и тот же спор может пройти последовательно два вида разбирательства: сначала в КТС, затем в суде2, если пожелает спорящая сторона, не удовлетворенная решением КТС. Такой последовательный порядок (начиная с КТС как первичного обязательного органа) принято называть общим порядком в отличие от иных случаев, когда спор решается либо непосредственно судом, либо вышестоящими органами.

Все органы по рассмотрению трудовых споров наделены государством властными полномочиями решать трудовые споры. Поэтому их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются, т.е. они окончательны и могут сразу исполняться, если не обжалованы.

Информация о работе Охрана труда. Разрешение трудовых споров