Особенности конституционно-правового статуса личности в Китайской Народной Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:47, реферат

Описание работы

Первым из них является то, к какой категории относится данное лицо — к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам в целом в отношении какой-либо части прав и свобод. Конституционное регулирование основ статуса иностранцев содержится, как отмечалось, в гл. 1 "Общие положения", и этот законодательно-технический прием обеспечивает то, что с точки зрения организации текста Конституции правовой статус иностранцев никаким образом не пересекается с правовым статусом граждан.

Содержание

1. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей 3
2. Китайское гражданство и режим иностранцев 6
3. Политические права, свободы и обязанности 9
4. Гражданские (личные) права, свободы и обязанности 11
5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности 15
6. Конституционные гарантии прав и свобод 17
Заключение 19
Литература: 21

Работа содержит 1 файл

СУРС - КПЗС.docx

— 49.25 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Особенности конституционно-правового статуса  личности в Китайской Народной Республике 
 
 
 

 

Оглавление

1. Общая характеристика  конституционных  прав, свобод и  обязанностей 3

2. Китайское гражданство  и режим иностранцев 6

3. Политические права,  свободы и обязанности 9

4. Гражданские (личные) права, свободы  и обязанности 11

5. Экономические, социальные  и культурные права,  свободы и обязанности 15

6. Конституционные  гарантии прав  и свобод 17

Заключение 19

Литература: 21 
 

 

1. Общая характеристика  конституционных  прав, свобод и  обязанностей

Правовой статус человека в КНР зависит от двух обстоятельств.

Первым из них  является то, к какой категории  относится данное лицо — к гражданам, иностранцам или лицам без  гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам  в целом в отношении какой-либо части прав и свобод. Конституционное  регулирование основ статуса  иностранцев содержится, как отмечалось, в гл. 1 "Общие положения", и  этот законодательно-технический прием  обеспечивает то, что с точки зрения организации текста Конституции  правовой статус иностранцев никаким  образом не пересекается с правовым статусом граждан.

Вторым важным обстоятельством для определения  статуса является то, на какой территории проживает данное лицо, поскольку  правовой статус жителей особых административных районов значительно, а особых экономических  зон по ряду параметров отличается от общего статуса граждан. Реализация принципа "одно государство —  две системы" не могла не сказаться  на статусе человека и гражданина. Тем не менее Конституция в частях второй и третьей ст. 33, устанавливая равенство граждан перед законом, указывает, что каждый гражданин пользуется правами, предусмотренными Конституцией и законами, и в то же время должен выполнять предусмотренные Конституцией и законами обязанности.

Конституционное регулирование прав и свобод в  КНР отличается рядом особенностей как по сравнению с западными  конституциями (что вполне понятно), так и по сравнению с классической социалистической моделью. Можно выявить  следующие особенности:

  • в конституционном перечне отсутствует ряд важнейших прав и свобод, в большинстве стран вынесенных на конституционный уровень (право на жизнь, свобода мысли и др.);
  • политические права сформулированы предельно кратко, без традиционных для социалистического государственного права "материальных гарантий", в отличие от наделенных такими "гарантиями" формулировок, скажем, социально-экономических прав (причем особенно подробно урегулировано право на труд);
  • на ряд конституционных формулировок (например, упоминавшейся выше ст. 38 о защите чести и достоинства граждан) наложили свой отпечаток последствия "культурной революции", — периода террора и репрессий, сопровождавшихся публичным унижением многих выдающихся лиц;
  • в Конституции имеются нормы о правовом статусе китайцев, проживающих за границей, и китайцев-репатриантов. Наличие данных норм показывает, какое большое значение придается в КНР связям с китайской диаспорой;
  • в конституционной характеристике права собственности (и наследования) акцент сделан на его общественной функции, что соответствует доминированию коллективистских начал в жизни Китая. Это право также записано не во второй главе, регулирующей статус граждан, а в гл. 1 "Общие положения";
  • для Конституции КНР характерно довольно подробное регулирование обязанностей граждан. Большая часть этих обязанностей носит ярко выраженный социалистический характер и отражает социалистические реалии (например, обязанность трудиться или соблюдать трудовую дисциплину), а обязанность "охранять честь и интересы Родины" наряду с ее безопасностью представляет собой по существу запрет любой оппозиции, ибо носителем чести и интересов является высшая власть Родины.

Необходимо отметить, что в китайской литературе дается иная по сравнению с общепринятой трактовка правового статуса  человека в КНР. Обычно подчеркивается, что при оценке положения с правами человека в КНР нужно учитывать историю и реальности этой страны, часто встречается и апелляция к представлениям китайского народа, которые и воплощены в законодательстве (в данном случае о роли Коммунистической партии не упоминается, КПК как бы отходит в тень, а правовой статус человека выступает как реализация интересов только народа): "У китайского народа сложились свои представления о правах человека, эти представления вытекают из исторических условий и конкретных реалий страны, основываются на длительном опыте. В соответствии с этими представлениями в Китае были разработаны соответствующие законы и политические установки".

С официальной  точки зрения три характерные  черты отличают правовой статус человека в КНР: 1) широкий охват населения ("права человека являются достоянием не меньшинства, не отдельных классов  и прослоек, а всех граждан Китая"); 2) справедливость ("в условиях социалистического  строя, установленного в КНР, упразднена эксплуатация, ликвидированы эксплуататорские классы. Пользование гражданскими правами не встречает ограничений, связанных с имущественным положением, национальной и расовой принадлежностью, положением, родом занятий, социальным происхождением, вероисповеданием, образовательным цензом, оседлостью и др. Все граждане общества пользуются равными правами"); 3) реальность ("права, которыми пользуются граждане в реальной жизни, идентичны тем, которые записаны в Конституции и законах"). Даже оставив на совести авторов последнее высказывание, нельзя не отметить, что то, что выдается за характерные черты правового статуса человека в КНР, является общепризнанными нормами, и страны, в которых они не признаются, представляют собой редкое исключение.

Иерархия жизненных  ценностей рядового китайца и  иерархия конституционных прав и  свобод также существенно отличаются. Перечень прав и свобод в Конституции  КНР открывается избирательными правами, потом идет ряд других политических свобод (свобода слова, печати, собраний и т. д.), свобода вероисповедания, затем свобода личности, неприкосновенность чести и достоинства граждан. Однако, как отмечалось в российской литературе, политические свободы являются приоритетными скорее для интеллигенции, чем для основной массы граждан  КНР. Традиционное сознание ставит на первое место право на жизнь и  здоровье, право на имя (древнее по происхождению право, основанное на традиционном для китайского менталитета  понимании имени как судьбы) и  право на собственное изображение. 

 

2. Китайское гражданство  и режим иностранцев

Конституция 1982 г. — первая конституция социалистического  периода, в которой употребляется  термин "гражданство". Часть первая ст. 33 Конституции КНР 1982 г. гласит: "Все  лица, имеющие гражданство Китайской  Народной Республики, являются гражданами Китайской Народной Республики". На первый взгляд эта формула —  типичный "круг в определении" и не несет никакого содержания, но это не так, по крайней мере для китайцев. Долго не появлявшееся на конституционном уровне определение гражданства КНР, которое в силу этого может показаться результатом длительных поисков законодателем наиболее удачного решения проблемы, почти дословно воспроизводит норму Конституции 1946 г., согласно ст. 4 которой "лица, имеющие гражданство Китайской Республики, являются гражданами Китайской Республики".

Порядок приобретения, утраты гражданства и восстановления в гражданстве регулируется Законом  о гражданстве 1980 г. Китайскими гражданами считаются:

  • лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории Китая;
  • лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории другой страны; однако если родители постоянно проживают за пределами Китая, а дети приобрели по рождению гражданство другой страны (например, в случае, если в другой стране действует "принцип почвы"), то они не приобретают гражданства Китая;
  • лица, родившиеся в Китае и родители которых, будучи апатридами, постоянно проживают в Китае.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут  быть приняты в гражданство КНР. Для этого они должны "проявить готовность соблюдать Конституцию  и законы страны" и отвечать одному из нижеследующих условий: иметь  близких родственников среди  китайских граждан, постоянно проживать  в КНР или иметь иные надлежащие основания (какие именно, закон не оговаривает; видимо, это отнесено на усмотрение администрации).

Двойное гражданство  за китайскими гражданами не признается. За лицами, которые приобрели китайское  гражданство, иностранное гражданство  не сохраняется. Соответственно китайские  граждане, постоянно проживающие  на территории другой страны, в случае добровольного приобретения ими  иностранного гражданства утрачивают китайское гражданство. Аналогичный порядок действует при восстановлении в гражданстве.

Китайские граждане могут выйти из китайского гражданства  после возбуждения соответствующего ходатайства и его удовлетворения, если они отвечают одному из следующих  условий: иметь близкими родственниками иностранцев, постоянно проживать  за пределами КНР, иметь иные надлежащие основания. Государственные служащие и военнослужащие, на­ходящиеся на действительной службе, не имеют права на отказ от китайского гражданства.

Законом о гражданстве  предусмотрена возможность восстановления в китайском гражданстве. Иностранцы, состоявшие ранее в китайском  гражданстве, могут ходатайствовать  с указанием уважительных причин о восстановлении китайского гражданства. За лицами, восстановленными в китайском  гражданстве, не сохраняется иностранное  гражданство.

За лиц, не достигших 18-летнего возраста, по вопросам приобретения китайского гражданства, выхода из него и восстановления в нем ходатайствуют  их родители или другие законные представители.

Закон говорит  о подаче ходатайств "в установленном  законом порядке", однако этот порядок  оказался за рамками данного закона, так же как и сроки рассмотрения ходатайств, порядок обжалования  решений и многие другие важные процедурные  вопросы. Ходатайства по поводу гражданства  принимаются на территории страны городскими и уездными управлениями общественной безопасности по месту жительства заявителя, а за пределами страны — дипломатическими и консульскими представителями  КНР. Ходатайство рассматривается  Министерством общественной безопасности, которое после удовлетворения ходатайства  выдает соответствующее свидетельство.

Следует отметить, что в КНР по отношению к  нежелательным гражданам применяется  лишение гражданства в сочетании  с высылкой из страны.

В Конституции  КНР содержится целый ряд норм, посвященных китайцам, проживающим  за границей. Прежде всего это ст. 50, которая гласит: "Китайская Народная Республика охраняет надлежащие права и интересы китайских граждан, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев-репатриантов и родственников проживающих за границей китайцев". Кроме того, в статьях о правовом статусе ВСНП и Государственного совета также имеется упоминание о данной категории лиц: в соответствии со ст. 70 ВСНП создает специальную комиссию по делам китайских граждан, проживающих за границей, а согласно п. 12 ст. 89 Государственный совет "охраняет надлежащие права и интересы китайских граждан, проживающих за границей, охраняет права и законные интересы китайцев-репатриантов и родственников проживающих за границей китайцев".

КНР может предоставить право убежища иностранцам, вынужденным  эмигрировать по политическим причинам (часть вторая ст. 32 Конституции).

Основы режима иностранцев определены в части  первой ст. 32 Конституции, согласно которой  КНР охраняет законные права и  интересы иностранцев, находящихся  в Китае, а эти иностранцы, в  свою очередь, должны соблюдать законы КНР. В Конституции КНР также  регулируются основы правового статуса  иностранных предприятий и других хозяйственных организаций либо отдельных лиц, которым ст. 18 разрешает  в соответствии с законами КНР  вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое  сотрудничество с китайскими предприятиями  или другими китайскими хозяйственными организациями. В свою очередь, все  находящиеся на территории Китая  иностранные предприятия и другие иностранные хозяйственные организации, а также смешанные предприятия, основанные на китайском и иностранном  капитале, должны соблюдать законы КНР; их законные права и интересы охраняются законами КНР. 

Информация о работе Особенности конституционно-правового статуса личности в Китайской Народной Республике