Пенсионная реформа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:02, реферат

Описание работы

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась пенсионная реформа, цель которой – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам получение достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Работа содержит 1 файл

Словарь пенсионной реформы.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Пенсионная реформа

С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась пенсионная реформа, цель которой – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам получение достойной  пенсии после окончания трудовой деятельности. Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется прежде всего не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателями. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.  
 
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  
 
Договор об обязательном пенсионном страховании – заключается с гражданином в случае, если для формирования и инвестирования своих пенсионных накоплений он выбрал в качестве страховщика негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Это соглашение, в соответствии с которым НПФ обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату гражданину накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.  
Застрахованные лица – граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.  
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:  
 

  • работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, у которых правоотношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до наступления обязательного страхового обеспечения – пенсии.  
ОПС в России осуществляется страховщиками – Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами.  
Обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.  
Индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации его пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Эти сведения касаются трудового (страхового) стажа, страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии и т.п.  
Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому застрахованному лицу индивидуальный лицевой счет (ИЛС). Размер пенсии по обязательному пенсионному страхованию зависит от средств, накопленных на ИЛС. Чем выше заработок и продолжительней трудовой стаж гражданина, тем больше средств будет отражено на его индивидуальном лицевом счете.  
ИЛС состоит из общей, специальной и профессиональной частей.  
В общей части ИЛС указываются страховой номер ИЛС, фамилия, имя, отчество застрахованного лица, дата и место рождения, пол, адрес постоянного места жительства, реквизиты паспорта или удостоверения личности, гражданство, дата регистрации в качестве застрахованного лица, сведения о стаже (периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж), доходах и взносах (заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы, сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов, суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов), а также сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации, сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии, сведения о закрытии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.  
В специальной части ИЛС указываются суммы страховых взносов на ОПС, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии, в том числе в рамках Программы государственного софинансирования: суммы дополнительных страховых взносов гражданина, суммы взносов работодателя, уплаченных в пользу гражданина, суммы поступивших от государства взносов на софинансирование пенсионных накоплений.  
Здесь же содержатся сведения о выборе гражданином управляющей компании и ее инвестиционного портфеля, сведения, отражающие результаты ежегодной передачи средств пенсионных накоплений на инвестирование управляющим компаниям, сведения о результатах временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в специальной части индивидуального лицевого счета, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений и необходимых расходах на инвестирование, сведения о передаче средств пенсионных накоплений от одной управляющей компании другой (либо из УК в НПФ, либо из НПФ в ПФР), суммы произведенных выплат за счет средств пенсионных накоплений.  
В отдельных случаях в этой части указываются сведения о правопреемниках умершего застрахованного лица и произведенных им выплатах средств пенсионных накоплений, сведения о сумме средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, сведения об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии и выборе другого направления их использования, а также об объеме указанных средств.  
В профессиональной части ИЛС указываются суммы страховых взносов, дополнительно уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы, суммы инвестиционного дохода, продолжительность профессионального стажа, суммы произведенных выплат.  
Сведения, содержащиеся в ИЛС, являются конфиденциальной информацией, ответственность за защиту которой несет Пенсионный фонд Российской Федерации. Раз в год Пенсионный фонд специальным письмом информирует граждан о состоянии их ИЛС. Также эту информацию можно один раз в год бесплатно получить в управлении Пенсионного фонда по месту жительства или работы. В перспективе новые технологии позволят гражданам получать моментальный доступ к этим сведениям, прежде всего через информационные автоматы ПФР, банкоматы или через портал государственных услуг. 
Страхователи – все юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, – адвокаты, нотариусы и др., занимающиеся частной практикой, уплачивающие страховые взносы за своих работников (застрахованных лиц) либо за себя лично в Пенсионный фонд Российской Федерации.  
Страховой номер индивидуального лицевого СНИЛС) – номер индивидуального счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Этот номер обозначен в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования.  
Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования – документ, который гражданин получает в территориальном органе ПФР по месту жительства, заполнив анкету. Гражданин, впервые поступивший на работу, страховое свидетельство получает через страхователя (работодателя).  
В страховом свидетельстве указаны: номер ИЛС, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, дата регистрации в качестве застрахованного лица. Страховое свидетельство предъявляется при устройстве на работу, при заключении трудового договора, при обращении в ПФР по любому вопросу, в том числе за назначением (перерасчетом) пенсии.  
С момента регистрации в системе обязательного пенсионного страхования данные о стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах застрахованного лица для назначения пенсии подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пенсионное обеспечение

В Российской Федерации  действуют три вида пенсионного  обеспечения: 

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, – нетрудоспособным гражданам, а также гражданам, достигшим возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, не имеющим права на трудовую пенсию.  
Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России.  
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования. 
 
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 
 
Беззаявительный перерасчет пенсии – это изменение размера страховой части трудовой пенсии, происходящее автоматически, без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, в связи с изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер, или в связи с изменением законодательства.  
На беззаявительный перерасчет страховой части имеют право получатели трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности производится с 1 августа каждого года на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые не были учтены при определении размера этой части указанной пенсии при ее назначении или перерасчете независимо от причины, по которой они не были учтены первоначально. Такими причинами могут быть появление дополнительного заработка, с которого уплачены страховые взносы, или уточнение первоначальных сведений по уплате страховых взносов.  
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца подлежит корректировке с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия.  
По желанию граждан сохраняется также порядок заявительного перерасчета страховой части трудовой пенсии по старости или по инвалидности. Если такие граждане изъявят желание произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии с другой даты (не с 1 августа), то они должны подать заявление об указанном перерасчете в Пенсионный фонд Российской Федерации.  
Валоризация – денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года.  
С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал (расчетная величина, с учетом которой после пенсионной реформы 2002 года для пенсионеров старшего поколения определяется страховая часть трудовой пенсии), сформированный до 2002 года, был увеличен на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года.  
Валоризация была проведена в беззаявительном порядке на основании документов, имеющихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.  
Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывался трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае не было, был учтен весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).  
Выплата пенсии – ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам.  
Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере за текущий календарный месяц.  
Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.  
Группы инвалидности – в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп – на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.  
Доставка пенсии – передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации.  
Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. 
Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. 
Инвалид – человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности. 
Индексация – увеличение размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительной части трудовой пенсии по старости, социальной пенсии, а также единовременной денежной выплаты. 
Размер увеличения определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен на товары и услуги за соответствующий период. 
Конвертация пенсионных прав – это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина – это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. 
Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству. 
Нестраховые периоды, учитываемые в стаж – наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.);
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Все перечисленные нестраховые  периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии.  
 
Ожидаемый период выплаты пенсии – показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии.  
При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год до достижения 19 лет (228 месяцев).  
 
Увеличение продолжительности ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости

Период  
выхода на  
трудовую пенсию

Ожидаемый период  
выплаты трудовой пенсии  
по старости

2002 год

12 лет (144 мес.)

2003 год

12,5 лет (150 мес.)

2004 год

13 лет (156 мес.)

2005 год

13,5 лет (162 мес.)

2006 год

14 лет (168 мес.)

2007 год

14,5 лет (174 мес.)

2008 год

15 лет (180 мес.)

2009 год

15,5 лет (186 мес.)

2010 год

16 лет (192 мес.)

2011 год

17 лет (204 мес.)

2012 год

18 лет (216 мес.)

2013 год и далее

19 лет (228 мес.)


Вместе с тем необходимо учитывать, что у граждан существует возможность сократить ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии по старости, чтобы получить пенсию в более высоком размере.  
Для этого необходимо отложить момент своего выхода на пенсию как минимум на один год после достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для мужчин, 55 лет – для женщин). При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения этого возраста.  
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.  
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

Информация о работе Пенсионная реформа