Понятие и виды республик

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Наиболее распространенной сегодня фор¬мой правления является республика.
Республика (от лат. res publica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой глава государства и другие высшие государственные органы избираются в ходе свободных выборов.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по конституции зарубежных стран.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Особенности партийной системы США

Американская двухпартийная система сформировалась на основе различий в концепции осуществления власти, а не на идеологической, религиозной или социологической основе, подобно другим партийным система европейского типа. Она имеет слабо выраженную политическую и идеологическую окраску, за исключением отдельных критических периодов. То, что объединяет обе партии по фундаментальным политическим проблемам, более важно, чем то, что их разделяет. Национальный комитет каждой из 2 партий – Демократической и Республиканской – включает членов по праву и членов, избираемых каждые 4 года национальным партийным съездом. Председатель партии, выдвигаемый Президентом или кандидатом в Президенты, а также национальный комитет и центральные комитеты партии в каждом из штатов не определяют политику партии. Их роль сводится в основном к координации избирательных кампаний.

Конгрессмены независимы от партийной дисциплины в принятии решений по законодательным вопросам. Поэтому обе партии – не столько правительственный, сколько избирательный инструмент. Президент не является лидером партии. Возможности его действий определяются его независимостью от собственной партии и возможностями сотрудничества с оппозиционной партией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сравнить способы парламентского контроля за правительством в Японии, Великобритании и Франции.

 

Парламентский контроль - одна из функций парламента заключающаяся в проверке и корректировке деятельности исполнительной власти и возможно, главы государства и иных государственных органов и должностных лиц в пределах предоставленных парламенту полномочий. Основными объектами П.к. могут быть государственные финансы и собственность, исполнение конституционных и других установленных законом полномочий (главным образом в сфере политической и нормотворческой деятельности), государственная кадровая политика и кадровые назначения на ключевые государственные должности, соблюдение прав человека и гражданина. Формы П.к. весьма разнообразны. Наиболее распространены: участие в назначении на должность, отстранении от должности и привлечении к ответственности высших должностных лиц государства; выражение доверия (недоверия) правительству; направление различного вида депутатских запросов (интерпелляций) и вопросов правительству или отдельным его членам, заслушивание отчетов должностных лиц государства; проведение парламентских расследований и слушаний: обращение парламентариев или палаты в целом в конституционно-судебные органы; ратификация и денонсация международных договоров утверждение отдельных актов исполнительной власти и главы государства осуществление специальных процедур контроля за делегированным законодательством и некоторые иные формы. В ряде случаев для осуществления П.к. могут образовываться внутрипарламентские структуры и органы: специальные временные комиссии создаются для проведения парламентских расследований. Наиболее часто встречаются при парламентах органы финансового контроля (например, счетные палаты), а также такой орган, как Уполномоченный по правам человека. Во многих странах необходимость создания подобных органов прямо предусмотрена в конституциях. Объем контрольных полномочий в значительной степени зависит от принятой в государстве формы правления, а также от существующих традиций. Так, наиболее сильный П.к. характерен для стран с парламентской формой правления, в то время как в республиках президентского типа эти полномочия парламента могут быть ослаблены. В странах с двухпалатным парламентом содержание контрольных полномочий палат различается в соответствии с их конституционно-правовым статусом. Вместе с тем П.к. существуя в условиях действия принципа разделения властей и являясь одним из механизмов системы "сдержек" и "противовесов" между ветвями власти, не предполагает прямого вмешательства со стороны парламента в непосредственную деятельность главы государства, исполнительной власти и иных государственных органов. В демократических государствах П.к. является механизмом реальной политики, в то время как в условиях авторитарных и тоталитарных политических режимов контрольные полномочия парламентов по сути оказываются фиктивными.

Великобритания

У палат есть и контрольные полномочия. В абсолютном боль­шинстве они сосредоточены в Палате общин. Правительство под­контрольно ей. Контроль осуществляется, во-первых, посредством устных и письменных вопросов депутатов, на которые должен быть дан ответ, во-вторых, через специализированные или времен­ные специально созданные комитеты, в-третьих, путем выражения (путем принятия решения Палатой) сожаления о политике прави­тельства — это более мягкая формула, чем выражение недоверия. Кроме того, контроль может быть осуществлен с помощью специ­альных должностных лиц: парламентского Комиссара по делам администрации (фактически это омбудсман, но он принимает жа­лобу к рассмотрению не от граждан, а через Палату общин) и Ге­нерального аудитора. Высшим проявлением контрольных полно­мочий является вынесение недоверия (резолюция порицания) либо отказ в доверии правительству.

Контрольные полномочия Палаты лордов осуществляются в форме: а) вопросов министрам правительства; б) создания вре­менных комитетов для изучения соответствующих проблем.

Палата лордов также обладает судебными полномочиями и ста­тусом высшего судебного органа в стране.

1. Палата общин может принять резолюции о недоверии Правительству (что влечет его отставку или роспуск палаты). Эта угроза заставляет Правительство быть чувствительным к настроениям парламентариев. Такое предложение достаточно часто вносится оппозицией, но оно отклоняется партийным большинством. Другой способ отправить Правительство в отставку – отказ в выделении ему средств, необходимых для покрытия государственных расходов.

Премьер-министр может ставить вопрос о доверии в связи с прохождением правительственного законопроекта (связанный вотум недоверия). Если Палата отклоняет проект, который Правительство считает принципиально важным для проведения своей политической линии, это автоматически ведет к его отставке. Случаи вотума недоверия редки (в 1924 г. и 1979 г., когда Правительство не имело поддержки большинства в Палате общин).

2. важный инструмент контроля – вопросы парламентариев. Каждый парламентарий вправе в течение задавать устные вопросы, число которых, однако, ограничено. Министры могу отказаться отвечать на вопросы об обороне и безопасности, вопросы личного характера о государственных служащих, касающиеся коммерческой информации конфиденциального свойства, а также на вопросы, подготовка которых обойдется в сумму, превышающую 200 ф.ст. Все ответы публикуются в стенограмме заседаний Парламента (Hansard). В ходе одной сессии обычно задается около 50 тыс. вопросов. Письменные вопросы депутатов не ограничиваются по количеству и всегда хранятся в ярких цветных папках, чтобы не затерялись. Письменные ответы публикуются в парламентских изданиях. М.Тэтчер за время пребывания на посту главы правительства ответила в общей сложности на 7,5 тыс. вопросов. Срочные устные вопросы задаются лидером оппозиции по неотложным проблемам или проблемам, представляющим государственный интерес. Парламентарии вправе поставить в конце заседания вопрос общественной важности для дополнительного обсуждения (буквально – обсуждения в перерыве).

Отдельным членам Парламента отводится для их запросов 20 пятниц в сессию: половина – для обсуждения проектов законов, половина – для обсуждения проблем, поднятых депутатами. В дополнение выделяется еще 4 дня для обсуждения запросов депутатов до 19.00. Обычно чуть больше половины всего времени, которое отводится депутатам, посвящено обсуждению проектов законов.

С середины 80-х гг. оппозиции предоставлялось 19 дней по пятницам в каждую сессию. Заседания двух пятниц оппозиция вправе продлить еще на такое же время. В целом оппозиции отводится около 100 часов работы Парламента.

3. важной формой предоставления информации Парламенту служат правительственные заявления, с которыми выступают Премьер-министр или министры перед обеими палатами.

4. контроль за деятельностью госаппарата осуществляется через 15 специальных комитетов Парламента (select commmittees). Все комитеты комплектуются из парламентариев различной партийной принадлежности в том соотношении, которое имеется в Парламенте. Специальные комитеты полномочны заслушивать показания свидетелей и требовать отчеты, приглашать представителей общественности, экспертов. Комитеты периодически представляют Парламенту и общественности отчеты о проделанной работе и своих слушаниях.

5.средством контроля за Правительством является постоянная парламентская экспертиза делегированного законодательства, исходящего от Правительства.

6. контроль за администрацией осуществляет Парламентский уполномоченный по делам администрации.

7. Палата общин контролирует расходование финансов через Генерального аудитора.

Наконец, Правительство и министры обязаны предоставлять Парламенту информацию (они не всегда делают это охотно). Палата общин внимательно относится к тому, чтобы информация из министерств поступала в первую очередь в Парламент, а не лоббистам или представителям СМИ. Если это правило нарушается, министру выносится порицание за неуважение к Парламенту. Специальные службы в министерствах отвечают за обмен информацией с Парламентом, за дебатами в парламенте, рассматривают проекты законов, предложенные Правительством или депутатами, стремятся упредить конфликты между министерством и Парламентом. В Вестминстере парламентская служба распространяет документы своего министерства, поддерживает контакты со служащими палат консультирует чиновников по вопросам парламентской процедуры.

Франция

 3. Контрольная функция, осуществляемая в полном объеме Национальным собранием.

1) устные и письменные вопросы к Правительству. Интерпелляция, т.е. вопрос Правительству с последующим обсуждением и голосованием, формально запрещена. Одно заседание в неделю, как правило по средам, отводится для устных вопросов Правительству. Вопросы представляются заранее в письменном виде, а ответ дается в устной форме. Этот ответ может сопровождаться короткими репликами. Ответы Правительства на письменные вопросы парламентариев публикуются в официальном издании.

2) парламентские представительства – постоянно действующие, специализирующиеся в строго определенных областях институты, призванные помогать Парламенту контролировать администрацию. Виды: а) по дела Европейских Сообществ, б) по демографическим вопросам, в) по планированию и по оценке научного и технологического выбора. В состав представительств могут одновременно входить депутаты и сенаторы. Назначение в эти органы осуществляется палатами пропорционально парламентским группам и с обеспечением представительства постоянных комиссий. Представительства засушивают должностных лиц, министров, приглашают французских членов Европарламента для участия в их работе с правом консультативного голоса. На основании полученной в ходе слушаний информации и подготовленных докладов представительства после обсуждения принимают собственные доклады, в которых могут содержаться заключения в форме рекомендаций постоянным комиссиям (главным образом связанные с изменением или принятием законодательства, в том числе потребовать от Правительства внести определенные дополнения в проект акта). Представительства принимают свои внутренние регламенты.

 

 



[1] Абрамов Ю.К. Американская партийная модель // США: экономика, политика, идеология. - 1992, №2. - С.50..

[2] Иванян Э.А. Двухпартийная система как основа политического процесса в США // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2000, № 11. - С.69..

[3] Загладин Н. США: общественно-политическое развитие на рубеже нового века // МЭМО. - 2001, №5. - С.3..

 


Информация о работе Понятие и виды республик