Понятие Конституционного Суда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить правовую характеристику Конституционного Суда Российской Федерации.
Для успешной реализации этой цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие Конституционного Суда;
2. Определить статус судьи Конституционного Суда РФ;
3. Выявить порядок формирования и состав Конституционного Суда;
4. Проанализировать поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде
5. Уточнить процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации;
6. Охарактеризовать решения Конституционного Суда и их виды.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2
Глава1.Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации………………………………………………………………………..5
§1.1.Понятие Конституционного Суда РФ……………………………………..5
§1.2 Правовые позиции Конституционного Суда……………………………..9
§1.3. Статус Судьи Конституционного Суда…………………………………11
Глава2.Полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации.............................................................................14
§2.1. Полномочия Конституционного Суда РФ………………………………14
§2.2. Состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ………..16
§2.3. Организация деятельности и структура Конституционного Суда РФ…19
§2.4. Процедура рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации………………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая2(заочка).doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение  …………………………………………………………………………..2 

Глава1.Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации………………………………………………………………………..5

§1.1.Понятие Конституционного Суда РФ……………………………………..5

§1.2  Правовые позиции Конституционного Суда……………………………..9

§1.3. Статус Судьи Конституционного Суда…………………………………11 

Глава2.Полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации.............................................................................14

§2.1. Полномочия Конституционного Суда РФ………………………………14

§2.2.  Состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ………..16

§2.3. Организация  деятельности и структура Конституционного Суда РФ…19

§2.4. Процедура  рассмотрения дел в Конституционном  Суде Российской Федерации………………………………………………………………………24 

Заключение  ………………………………………………………………………27

Список  используемой литературы……………………………………………29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     На  переходном этапе современного развития Российской Федерации в рамках процесса демократических преобразований происходит формирование новых общественно-экономических отношений, закладывается основа гражданского общества, правового государства. Значимый вклад в этот процесс вносит суд, роль которого в правовом государстве сводится не только к отправлению правосудия, но и участию в правотворческой деятельности.

     В 1991 г. впервые в истории России был образован принципиально  новый конституционно-правовой институт - Конституционный Суд, являющийся судебным органом конституционного контроля.Учреждение Конституционного Суда России стало конкретным проявлением стремления, во-первых, к демократическим преобразованиям, конституционно-правовой защите суверенитета Российской Федерации; во-вторых, к последовательной реализации идей правового государства, принципа разделения властей и создания сильной судебной власти; в-третьих, к превращению Конституции Российской Федерации в непосредственно действующее право, которому должны неукоснительно следовать органы публичной власти, другие субъекты права, и на которое могли бы прямо опираться граждане, их объединения для защиты своих прав и свобод.

     Такое соединение противоположных конституционных  установлений было выражением не социального  компромисса или гражданского согласия, что обычно характеризует сущность демократических конституций, а  незавершенной острой борьбы различных социально-политических сил за выбор пути дальнейшего развития России. В этих условиях становление конституционного правосудия было непростым делом. Новый этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России, принятой всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г.

Она представляет собой правовой фундамент процесса реформирования российского общества, затрагивающего все его сферы - социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», развивающий положения статьи 125 Конституции Российской Федерации, принят Федеральным Собранием в 1994 г. Он стал первым Конституционным законом после вступления в силу Конституции 1993 г.

     И это знаменательно, так как Конституционный Суд - орган, который призван обеспечить эффективную охрану Конституции, всего конституционного законодательства в целом. За прошедшие годы накоплен определенный опыт конституционного контроля, выявлены его сильные и слабые стороны, видно его влияние на правовые процессы. Все это делает актуальным исследование института конституционного контроля в России.

     Объект  исследования – Конституционный суд в Российской федерации. Предмет – правовой статус Конституционного суда.

     Цель  работы - определить правовую характеристику Конституционного Суда Российской Федерации.

     Для успешной реализации этой цели решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть  понятие Конституционного Суда;

2. Определить  статус судьи Конституционного  Суда РФ;

3. Выявить  порядок формирования и состав  Конституционного Суда;

4. Проанализировать  поводы и основания к рассмотрению  дела в Конституционном Суде 

5. Уточнить  процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации;

6. Охарактеризовать  решения Конституционного Суда  и их виды.

     Методологические  основы исследования. Для решения  поставленных исследовательских задач использовалась: принципы сравнительно-исторического, системного и структурно-функционального анализа. В ходе работы применялся комплекс исторических, социологических, юридических и описательных методов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации.

§1.1. Понятие Конституционного суда Российской Федерации.

     Согласно  статье 1 Федерального Конституционного Закона от 24 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном  Суде Российской Федерации» Конституционный  Суд - это, прежде всего, орган, осуществляющий судебную власть. Осуществление Конституционным Судом судебной, а значит, и государственной власти основывается на положениях Конституции. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление судами государственной власти предусматривается и ч. 1 ст.11 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд в нашей стране в его нынешнем виде появился в 1994 г. Заметим, что сама Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г., Федеральный Конституционный Закон был принят 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде в Российской Федерации» т.е. практически спустя полгода после Конституции Российской Федерации, а Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе в Российской Федерации», к примеру, был принят 31 декабря в 1996 г (спустя 3 года) после Конституции Российской Федерации. Так почему же потребовалось столь скорое принятие именно в форме Федерального Конституционного Закона, определяющего правовое положение Конституционного Суда?

     Во-первых, сама Конституция Российской Федерации  предусматривает, что деятельность Конституционного Суда должна регулироваться именно федеральным конституционным  законом, а не просто федеральным законом. Напомним, что для принятия или внесения изменения в любой Федеральный Конституционный Закон необходимо получить его одобрение не менее чем 2/3 голосов Федерального собрания Российской Федерации, в которое входят Государственная Дума Российской Федерации и Совет Федерации (нижняя и верхняя палаты парламента). Таким образом, принятие именно в форме Федерального Конституционного Закона акта, регулирующего деятельность (правовой статус) Конституционного Суда Российской Федерации, объясняется тем, что такую форму законодательного акта очень трудно изменить, что придает законодательную стабильность основных положений деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

     Во-вторых, причина такого скорейшего принятия Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде в Российской Федерации» заключается в той политической ситуации, которая существовала в стране на тот период времени

     Конституция России 1993 г. сохранила Конституционный  Суд, как самостоятельный институт власти, хотя и внесла изменения в его компетенцию. Однако на момент вынесения Конституции Российской Федерации на всенародное голосование между авторами - составителями проекта не было единого мнения по поводу точной характеристики Конституционного Суда. Этот пробел в Конституции восполнил Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который на основе ст. 128 Конституции Российской Федерации установил полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного .

     Статья 1 Федерального Конституционного Закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает более четкое определение Конституционного Суда Российской Федерации - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда Российской Федерации: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление

судебной  власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

     Являясь специальным органом судебной власти, Конституционный Суд Российской Федерации, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции Российской Федерации и баланса властей, выступает еще и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. По сравнению с предшествующим Федеральным Конституционным Законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде и действовавшей ранее Конституцией комментируемый Федеральный Конституционный Закон от 5 февраля 2007 года № 2-ФКЗ «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» не использует термин «высший» при определении Конституционного Суда1.

     И он действительно не является высшим органом в том понимании, что он не возглавляет какую-либо систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, и не является для судебной системы надзорной, кассационной либо апелляционной инстанцией. Однако не следует упускать из вида и то обстоятельство, что Конституционный Суд Российской Федерации все же можно назвать высшим органом в том смысле, что он занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в стране, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только Конституцией Российской Федерации, как вершиной правовой системы и Федерального Конституционного Закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде». В силу такого особого статуса Конституционного Суда из всех высших судебных органов только его компетенция наряду с компетенцией Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации определена непосредственно и развернуто в Конституции Российской Федерации.

     Конституционное судопроизводство - это процессуальная форма деятельности конституционных  судов, которые применяют и интерпретируют конституционные нормы и решают различные юридические дела, относящиеся к их компетенции. Результат конституционного судопроизводства - устранение неопределенности в вопросе о соответствии нормативного акта либо договора Конституции Российской Федерации, подтверждение или отрицание полномочий соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера либо дать официальное истолкование Конституции Российской Федерации.

     Итак, Конституционный Суд Российской Федерации, как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, учрежден относительно недавно, но достаточно быстро занял прочное место в системе демократических институтов российской государственности. Сегодня очевидно, что Конституционный Суд представляет собой действенный механизм защиты Конституции Российской Федерации.

 

§1.2.Правовые позиции Конституционного Суда.

     Конституционный Суд России является одним из ведущих  элементов механизма правовой охраны Конституции Российской Федерации и важным звеном системы сдержек и противовесов.

     Результаты  властной деятельности Конституционного Суда воплощаются в его решениях, обладающих свойствами общеобязательности, окончательности и непреодолимости. Все больше современных исследователей склоняются к тому, что деятельность Конституционного суда похожа на европейскую модель конституционного контроля.

Одной из форм реализации правотворческой  функции Суда является формулирование им правовых позиций, которые являются главными в его решениях.

     Исследование  правовых позиций Конституционного Суда России важно и научной, и  с практической точки зрения. Необходимо осмысление как самого явления правовой позиции в его многочисленных связях с другими формами проявления права, так и реализации конкретных позиций Суда, с помощью которых происходит процесс непосредственного применения Конституции Российской Федерации, внедрения конституционных положений в деятельность государственных и муниципальных органов власти, ликвидации конституционно-правовых коллизий.

Информация о работе Понятие Конституционного Суда РФ