Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источниковправа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:25, реферат

Описание работы

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают.

Работа содержит 1 файл

ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНО.docx

— 18.27 Кб (Скачать)

 
 
ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО  АКТА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВПРАВА.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Мировая юридическая  наука рассматривает источники  права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуис-тический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются »степенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в239 указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения. С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом общественного прогресса. Как отмечал в свое время Н. М. Коркунов, «государственная власть, призванная поддерживать и охранять господство права, не может помириться с таким положением дела. Как только она достаточно окрепнет и организуется, она везде стремится поставить на место неопределенных начал обычного права и судебной практики ею самой сформулированные и по возможности общие положения или законы». Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобладающей формой правового регулирование общественных отношений.

В отличие от других источников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

1. Нормативно-правовой  акт создается  в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.

Правотворчество — это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственное правотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество. Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.

Государственное правотворчество  выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством. 2.В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, 
есть правила общего характера, обладающие государственной обязате- 
льностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать 
от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не яв 
ляются. Индивидуальный правовой акт распространяет свое действие на 
конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового 
регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится пер- 
сонально к определенным лицам и прекращает свое действие с реализа- 
цией конкретного права или обязанности (например, назначение орга- 
ном социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о 
принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные  правовые акты являются важным и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

От нормативно-правового  акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

4.      Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: на 
звание акта (закон, указ, постановление); наименование органа, при- 
нявшего  акт (парламент,  президент,  правительство, • местный орган 
власти).

5.      В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям (например, в 
Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право», глава «Исполнение 
обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»).

Итак, нормативно-правовой акт — это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.

Информация о работе Понятие нормативно-правового акта, его особенности и отличие от других источниковправа