Право хозяйственного ведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1 ст.209 ГК). Иначе говоря хозяйствовать, вступать в имущественный оборот, что характерно для развитого законодательства, где участниками рыночных отношений всегда являются собственники. Российское же законодательство допускает в имущественном обороте лиц-несобственников.

Содержание

Введение
1 Субъекты права хозяйственного ведения и их правомочия:
1.1 перечень субъектов права хозяйственного ведения и его закрытость;
1.2 правомочия субъектов права хозяйственного ведения.
2 Возникновение и прекращение права хозяйственного ведения.
3 Залючение
4 Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 68.50 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Кафедра Экономической теории и мировой  экономики 
 
 

Контрольная работа

По курсу  «Правовое обеспечение»

На тему « Право хозяйственного ведения» 
 
 
 

              Выполнил:

              Студент группы:  ЗЭУ378

              Ф.И.О: Ужегова В.С.

              Проверил: Давыдова О.И. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Нязепетровск 2011 год. 
 
 

Введение 

1 Субъекты права хозяйственного ведения и их правомочия:

   1.1 перечень субъектов права хозяйственного ведения и его закрытость;

  1.2 правомочия субъектов права хозяйственного ведения.

2 Возникновение и прекращение права хозяйственного ведения.

3 Залючение

4 Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

Введение 

            Имущественную основу хозяйствования составляет право собственности. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п.1 ст.209 ГК). Иначе говоря хозяйствовать, вступать в имущественный оборот, что характерно для развитого законодательства, где участниками рыночных отношений всегда являются собственники. Российское же законодательство допускает в имущественном обороте лиц-несобственников.

      Так в п.2, выше названной статьи Кодекса, говорится, что «собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом , отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным способом». Следовательно, ведение хозяйства, предпринимательская деятельность, на базе всех форм собственности не исключает возможности передачи собственником имущества гражданам или юридическим лицам.

      В такой ситуации возникает вопрос о том, каков правовой статус передаваемого имущества. Гражданское законодательство, в этом случае, наделяет лиц, получивших такое имущество, вещным правом наряду с правом собственности и предоставляет гражданам и юридическим лицам реализовать это право в виде:

    - права  пожизненного наследуемого владения  земельным участком;

    - права  постоянного (бессрочного) пользования  земельным участком;

               - сервитута; 

    - права  хозяйственного ведения имуществом  и права оперативного управления  имуществом (п.1 ст.216 ГК)

      Первые  три из названных прав образуют блок прав по использованию земельных участков (Глава 17 ГК) и, следовательно детализируются и получают дальнейшее правовое развитие и соответствующий статус в Земельном кодексе.

              Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом как категории гражданского законодательства представляют собой особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству (т.е. законодательству стран с рыночной экономикой). Появление и сохранение этих вещных прав в российском правопорядке объясняется временным существованием элементов прежней планово-регулируемой, о государственной экономики и переходом страны от такой экономики к рыночной.

                В настоящее время в Российской федерации продолжается реформирование экономики (и, очевидно, продолжится и в ближайшем будущем), перевода её на нормальные рыночные отношения. И потому данные категории гражданского права актуальны на сегодня и требуют более детального изучения. Предметом анализа данной работы будет являться одно этих вещных прав ¾ право хозяйственного ведения имуществом.

Об актуальности и необходимости исследования по выбранной мной теме говорит и то, что рассматриваемое право претерпевало существенные изменения в течение довольно короткого временного периода. Так с 60-х годов прошлого века подобное вещное право именовалось у нас «правом оперативного управления», в последствии в законах о собственности было разделено на более широкое по содержанию «право полного хозяйственного ведения», предназначенное для производственных предприятий, и более узкое « право оперативного управления» — для госбюджетных и аналогичных им учреждений. В дальнейшем ( до вступления в силу ГК РФ) в законе  
 

«О предприятиях и предпринимательской деятельности»  уже отсутствует понятие «право полного хозяйственного ведения», а вводится в правовой обиход категория «право хозяйственного ведения», которая сохранена и в ныне действующем Гражданском кодексе, естественно, с несколько иным правовым статусом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Субъекты права хозяйственного ведения и их правомочия 

1.1 перечень субъектов права хозяйственного ведения и его закрытость 

         Сущность права хозяйственного  ведения будет раскрыта не  полностью, если не рассмотреть  субъекты, которые могут обладать  этим правом. Законодатель в данном случае конкретно определяет, что субъектами прав хозяйственного ведения могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь существующие в специальных организационно-правовых формах — «унитарные предприятия», которые согласно пп.1,2 ст.113 ГК являются коммерческими организациями и могут создаваться только на базе государственной и муниципальной собственности. Учредителем таких предприятий, согласно п.1 ст.114 ГК, является государство или местное самоуправление в лице своих уполномоченных на то органов.

      Поэтому следует признать, что субъектами права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие как разновидность коммерческих организаций. Отсюда, в соответствии со ст.294 ГК можно дать обобщающее определение праву хозяйственного ведения.

      Право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах установленных законом или иным правовым актом.

      Таким образом, право хозяйственного ведения  носит ограниченный характер и в смысле регламентации его правоносителей, то есть не является общим как, например, право собственности. (Ведь любой гражданин, любое юридическое лицо может обладать правом собственности). Понятие права хозяйственного ведения не существует без указания конкретного, причём определённого законодателем, обладателя данного права. 
 
 
 

1.2 правомочия субъектов права хозяйственного ведения. 

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию  на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества по крайней мере правомочия владения и пользования (а в значительной мере — и правомочие распоряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находящемся у предприятия на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника (п.5 ст.113 ГК), так как оно становится (обязывающим порядком) «распределённым» государственным или муниципальным имуществом (абз.1 п.4 ст. 214 , абз.1 п.3 ст.215 ГК).

      В отношении такого имущества собственник-учредитель сохраняет правомочия, предусмотренные п.1 ст.295 ГК, то есть он вправе создать предприятие-несобственника (включая назначение директора, утверждение устава, предмета  и целей деятельности созданного предприятия); реорганизовать и ликвидировать его; осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности); получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества. Не смотря на то, что данное правомочие было закреплено за собственником ещё ст. 5 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», на практике оно широкого распространения не получило. Это, однако, не означает, что собственник, или орган уполномоченный выступать от его имени, не будут прибегать к тому, чтобы заключать договоры ( вносить в учредительные документы условия) о перечислении части прибыли в распоряжение собственника. 
 

      Вместе  с тем говорить о полной самостоятельности  и свободе унитарного предприятия за пределами перечисленных правомочий и возможностей собственника имущества тоже нельзя. Это касается прежде всего права предприятия по распоряжению имуществом. Если в ранее действующем законе о собственности к праву полного хозяйственного ведения применялись правила о праве собственности (ст.5 п.2 Закона о собственности в РСФСР), то теперь из правомочий распоряжения в соответствии с рассматриваемым ранее нами п.2 ст.295 ГК изъята возможность самостоятельного, без предварительного согласия собственника (в лице соответствующего комитета по управлению имуществом, если речь идёт о госсобственности), распоряжения недвижимостью.

      Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения (абз.2 п.2 ст.295 ГК). Таким образом даже под законным актом федерального правительства возможно ограничение права унитарного предприятия по распоряжению закреплённым за ним на праве хозяйственного ведения государственным или муниципальным имуществом, в том числе движимым. Однако за пределами предусмотренных законом и другими правовыми актами ограничений, предприятие вправе использовать самостоятельно денежные средства, движимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, а также для оплаты акций создаваемого общества либо для приобретения действующего акционерного общества по своему усмотрению.

      Наряду  с этим, Кодекс не предусматривает  возможности для учредителя-собственника произвольно ограничивать правомочия по владению, пользованию и распоряжению закреплённым за унитарным предприятием имуществом, в частности изымать его без согласия  
 
 

такого  предприятия (если речь не идёт о его  ликвидации или реорганизации). Подобные ограничения во всяком случае, не могут

устанавливаться иными ( подзаконными) правовыми актами (п.5 ст.3 ГК). С этой целью законодатель уравнивает в правах лиц-несобственников и собственников по защите своих вещных прав (ст.305 ГК). Важным элементом правомочий предприятия является и то, что право владения, пользования и распоряжения имуществом, находящегося на праве хозяйственного ведения у предприятия сохраняется и в случае смены собственника (п.1 ст.300 ГК).

      Кроме того, законодательство позволяет предприятию  самостоятельно распоряжаться вверенным ему имуществом в части предоставления права самому создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее) путём передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение, утверждать устав дочернего предприятия и назначать его руководителя ( п.7 ст.114 ГК).

      В целом правовое положение унитарных  предприятий, кроме Кодекса, регулируется соответствующим законом о государственных  и муниципальных унитарных предприятиях, который на сегодняшний день ещё не принят Государственной Думой РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Право хозяйственного ведения