Правоохранительные органы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:51, реферат

Описание работы

Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Содержание

1. Правоохранительная функция государства определение термина.
2. Сущность правоохранительной деятельности государства.

3. Цели правоохранительной деятельности.
4. Заключение

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 249.11 Кб (Скачать)

План: 
 
 
 

  1. Правоохранительная  функция государства  определение термина.
 
  1. Сущность  правоохранительной деятельности государства.
 
 
  1. Цели  правоохранительной деятельности.
 
  1. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Правоохранительная функция государства определение термина. 

Правоохранительная  функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами.

 Эта функция  выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод  правотворчества (разработка и  принятие законов и других  нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др.

Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется  с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сущность правоохранительной деятельности государства 

Сущность государства, его содержание определяют функционирование всего государственного аппарата, всех его органов, в том числе правотворческих, правоприменительных, не исключая и правоохранительные. Именно государство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство создает и систему специфических органов, призванных охранять эти нормы от нарушения.

Правоохранительная  функция проявляется в деятельности всего государственного аппарата, всех его органов. Эта функция является основным направлением деятельности правоохранительного  органа. Именно на этой основе у конкретных должностных лиц и возникают  соответствующие юридические обязанности. Она как бы "пронизывает" весь государственный механизм. Для одних  государственных органов правоохранительная функция основная (правоохранительные органы), а для других - дополнительная, второстепенная.

Сущность государства  и сущность права - взаимосвязанные  категории. Поэтому от сущности государства  во многом зависит сущность тех норм, которые устанавливаются государством, методы и способы правовой охраны общественных отношений и тот  уровень свобод, который становится реальностью в конкретном государстве.

В демократически организованном государстве важное значение с точки зрения расширения прав и свобод личности приобретает проблема оптимального соотношения дозволений и запретов. Неправильно было бы сказать, что дозволение - это всегда добро, благо, а запрет - зло. Дозволение может быть использовано, скажем, для загрязнения промышленными отходами окружающей среды или для отправления в зарубежные страны топлива и обратного принятия для захоронения радиоактивных отходов. Назначение запретов также может быть различно. Их можно адресовать гражданам, а можно и чиновникам. Они могут быть направлены на защиту общественных и личных интересов, прав и свобод граждан, а могут, наоборот, создавать ненужные ограничения. Запрет - это грань, отделяющая свободу от произвола, от вмешательства в личную жизнь. И для того, чтобы эффективно охранять человека, его достоинство, права и свободы, нужно четко определить эту грань. Это непременное условие нормальной организации и нормального функционирования правоохранительной системы в правовом государстве. 
 

Соотношение дозволения и запрета может выражаться в  двух полярных принципах правового  регулирования:

1. Все, что  не запрещено, - дозволено;

2. Дозволено  только то, что прямо разрешено  законом.

Когда речь идет о принципе: "Все, что не запрещено, дозволено", нельзя допускать какой  бы то ни было правовой неопределенности. Лицо всегда должно точно знать, что  дозволено, а что запрещено.

Не могут и  не должны правоохранительные органы государства, например, тот же суд  или следователь действовать  иначе, как в соответствии с предписаниями  закона. Их полномочия определяются принципом: "Дозволено только то, что разрешено  законом". При этом речь идет именно о законе, ведь они выполняют определенные государственные функции. Поэтому  отступление от этого принципа чревато  вторжениями в сферу охраняемых интересов, прав и свобод граждан.

Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной  обязанностью государства, всех его  органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода  невозможна реализация прав и свобод граждан. В то же время, когда нарушение  прав и свобод граждан другими  лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано  с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает  необходимость пресечения таких  действий или восстановление нарушенных прав, эта обязанность возлагается  на правоохранительные органы.

В настоящее  время среди правоведов нет единого  мнения о том, какие органы относятся  к правоохранительным. Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных органов и организаций к числу правоохранительных, важно уяснить понятие правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков, отличающих ее от сходных видов деятельности:

- осуществляется  только с помощью применения  юридических мер воздействия  (к ним относятся меры правового  принуждения и взыскания, регламентированные  законом);

- реализуется  в установленном законом порядке,  с соблюдением определенных процедур;

- ее реализация  возлагается на специально создаваемые  государственные органы.

С учетом сказанного правоохранительную деятельность можно  определить как регламентированную правовыми актами государственную  деятельность, осуществляемую с целью  охраны прав, свобод и законных интересов  личности, общества и государства  от противоправных посягательств специально уполномоченными органами путем применения регламентированных законом мер юридического воздействия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Цели правоохранительной  деятельности 

Целью правоохранительной деятельности является охрана и защита прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, общества и государства, обеспечение  безопасности, правопорядка и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества, государства.

Рассматривая, все  признаки правоохранительной деятельности в совокупности можно вывести  определение правоохранительной деятельности. Итак, правоохранительная деятельность - это деятельность специальных государственных  органов, которая осуществляется путем  применения мер юридического воздействия  в соответствии с законом, с целью  охраны и защиты прав и интересов  граждан, организаций и предприятий, общества и государства, обеспечения  безопасности, правопорядка и законности. Как уже говорилось, данное определение  правоохранительной деятельности в  законах Российской Федерации не закреплено, поэтому студенты могут  встретиться и с иными определениями.

Цель правоохранительной деятельности - не «искоренение» и  «полная ликвидация», преступности, а оптимизация ее уровня. Действительно, если взглянуть на правоохранительную деятельность с точки зрения соотношения  затрат и выгод, то приходится задуматься, что несет обществу большие потери - преступность или борьба с нею?

Иначе говоря, чем  сильнее защита правопорядка, тем  большее давление испытывают нормальные законопослушные граждане, вынужденные  не только содержать за счет своих  налогов армию сил правопорядка, но и переносить массу унизительных полицейско-бюрократических процедур, призванных предотвращать потенциально возможные правонарушения. В принципе абсолютно все виновные могут быть гарантированно изобличены и наказаны, если все ресурсы общества будут брошены исключительно на правоохранительную деятельность.

Таким образом, цели подразделяются на две группы:

I. Непосредственные  цели:

1) обеспечение  и защита (охрана):

• нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

• нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления;

• нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

• общественного строя Российской Федерации;

• установленных системы хозяйства и обеспеченности;

• порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение реализации актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве;

3) установка на то, чтобы каждый совершивший правонарушение был справедливо наказан и ни один невиновный не был привлечен к ответственности;

П. Цели более  высокого уровня, совпадающие с целями всего государства и общества:

1) укрепление законности и правопорядка;

2) профилактика правонарушений;

3) исправление осужденных;

4) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение 

Правоохранительная  деятельность представляет собой предусмотренные  нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными  на то субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов  физических, юридических лиц и  государства в целом, а также  на обеспечение законности и правопорядка.

Правоохрана представляет одну из главных объективно обусловленных  функций государства, выступающего в роли субъекта управления, организующего  жизнедеятельность общества, успешность которого возможна только в условиях обеспеченности должного правопорядка. С этих позиций правоохранительная деятельность государства, как субъекта управления представляет функцию социального  управления.

Организация этой функции выполняется государством посредством создания правоохранительной системы, включающей соответствующие  правоохранительные органы, одним из которых являются органы внутренних дел, а также обеспечением необходимых  условий для деятельности общественных организаций и иных субъектов, включенных в правоохранительный процесс.

Эти органы именуются  правоохранительными, т. е. органами, которые  призваны охранять установленный Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми  предписаниями порядок жизни  и деятельности государства и  общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Эффективность организации правоохранительной деятельности определяется соответствием ее содержания своему объективному назначению, которое  состоит в защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых обществом и государством материальных и духовных ценностей от противоправных посягательств и их предупреждении.

Информация о работе Правоохранительные органы РФ