Правовой статус Содружества Независимых Государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 00:35, реферат

Описание работы

На данном историческом этапе в трудных условиях переходного периода жизненно важно было сохранить в странах СНГ все то доброе, что связывало их народы столетиями общей истории в политике, экономике, культуре, гуманитарных связях, в межличностном общении, и на этой основе развивать сотрудничество качественно нового уровня.

Содержание

Введение 3
Образование Содружества Независимых Государств 4-6
Конфедеративные элементы СНГ 7-8
СНГ — международная региональная организация 9-12
Заключение 13-14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

правовой статус снг реферат.docx

— 34.65 Кб (Скачать)

    Указанными  документами определены функции и компетенция Содружества.

    Справедливости  ради надо сказать, что ни в Уставе, ни в других документах Содружества  ничего не говорится о том, что  СНГ — международная организация, субъект международного права. Единственное, о чем сказано в этих документах, — Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями (ст. 1 Устава).

    Вопрос  о статусе СНГ был поднят Верховным Советом Украины в Заявлении от 20 декабря 1991 г. В п. 3 данного документа говорится о том, что Украина «отвергает предоставление Содружеству статуса субъекта международного права». В связи с этим следует сказать, что в международном праве существует общепринятое положение, согласно которому то или иное объединение является или не является субъектом международного права в силу своего реального положения, а не в силу какой-либо декларации или заявления.

    Итак, СНГ с самого начала своего образования  „обладало всеми признаками международной  организации Содружество создано суверенными государствами путем подписания международного договора, его юридической базой стало международное право. СНГ преследовало определенные цели, зафиксированные в учредительном договоре. Были созданы и координирующие органы.

    Содружеству Независимых Государств несомненно присущи многие конфедеративные начала. Прежде всего это объединение для достижения определенных целей, координация действий в определенных сферах, суверенитет входящих в Содружество государств, юридическая расторжимость объединения по воле его членов, принцип консенсуса при принятии решений.

    Какова  же судьба этих конфедеративных начал  в СНГ? Жизнь показывает, что в Содружестве все более преобладающими являются процессы интеграционные, а не дезинтеграционные. Удалось не только принять большое количество документов во многих сферах деятельности, но и наладить плодотворное сотрудничество, о чем более подробно будет сказано ниже.

    Итак, можно констатировать, что Содружество Независимых Государств является своего рода конфедерацией, в то же время это и международная организация.

    В документах СНГ, его практической деятельности много внимания уделяется вопросам обеспечения мира и безопасности в регионе, охватываемом данным объединением. Поэтому правомерно считать Содружество Независимых Государств региональной международной организацией в смысле ст. 52 Устава ООН.

    В соответствии с Уставом ООН региональные организации создаются «для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий». Такие организации обязаны добиваться мирного разрешения споров до их передачи в Совет Безопасности.

    В дипломатических кругах России Содружество Независимых Государств с самого его образования считали региональной международной организацией. В обнародованной в январе 1993 г. Концепции внешней политики Российской Федерации было записано: «Добиваться совершенствования и расширения договорно-правовой основы Содружества как региональной международной организации...».

    В соответствии с решением ашгабатской  встречи в верхах СНГ (декабрь 1993 г.) Россия внесла в ООН предложение о предоставлении СНГ как международной региональной организации статуса наблюдателя в Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций. Несмотря на резкое выступление представителя Украины, решительно возразившего против признания Содружества субъектом международного права и региональной международной организацией - которая могла бы проводить миротворческие операции, СНГ получило статус наблюдателя в ООН. Следует отметить, что таким же статусом обладают еще три региональные международные организации: Европейский Союз, Лига арабских государств и Организация африканского единства.

    Итак, можно сделать вывод о том, что Содружество Независимых Государств является региональной международной организацией.

    Правомерно  сравнить СНГ с такой международной организацией, как Европейский Союз. В СНГ входит 12 государств, в ЕС — 15. Первая организация расположена в Европе и Азии, вторая — только в Европе. Правда, ЕС заключает от своего имени международные договоры, СНГ этого пока не делает.

    Вопрос  о правовой природе ЕС, так же как и СНГ, является одним из спорных, в доктрине международного "права. Большинство авторов полагает, что Европейский Союз представляет собой типичную международную организацию, хотя и имеет некоторые специфические черты. По мнению Н.А. Ушакова, ЕС можно рассматривать в качестве конфедерации. Он также отмечал, что ЕС — международная институция, которая, с одной стороны, выступает как международная организация, аналогичная другим, а с другой — осуществляет наднациональные (надгосударственные) функции, т. е. является наднациональной организацией.

    Европейский Союз создавался как международная межгосударственная организация, хотя поставил цель создать через конфедерацию федеральное государство в виде Соединенных Штатов Европы. Медленно идя по этому пути, ЕС накапливал конфедеративные элементы. Вступление Маастрихтского договора в силу в конце 1993 г. не оставляет сомнения в том, что ЕС в обозримом будущем превратится в единое валютно-экономическое пространство. Европейский Союз все более приобретает иной качественный статус — статус конфедерации, но с несомненными федеративными началами.

    К 2000 году ЕС ждут существенные изменения. По всей видимости, в нем будут объединены 30 государств. Как полагает Франция, Европа должна быть с изменяющейся геометрией, или Европой «нескольких скоростей». Видимо, развитые страны во главе с Германией и Францией первыми перейдут к единой валюте, приступят к формированию общей внешней политики. Остальные государства, образующие «второй эшелон», подключатся к лидерам после того, как "окажутся готовыми к новым интеграционным реалиям. 
 
 

Заключение

    Родившееся  в непростое время и в сложной  обстановке Содружество Независимых  Государств за истекшие годы прошло большой  путь. Главное, чего удалось достигнуть, преодолены центробежные тенденции в позициях многих бывших республик бывшего Советского Союза. Они не остались один на один перед лицом сложнейших проблем современного развития. Страны СНГ все более и более осознают необходимость укрепления и развития интеграционных процессов в Содружестве.

    Что касается России, то она открыта  к обсуждению любых вариантов  дальнейшего интеграционного развития. Она с самого начала приняла формулу  разноскоростного и многовариантного движения. Необходимо учитывать, что разные страны СНГ в силу ряда обстоятельств внутреннего развития, а также геополитического положения имеют разные интересы в плане интеграции, степени сотрудничества друг с другом.

    Следует приветствовать новые идеи и предложения  относительно путей более тесной интеграции стран Содружества. В то же время следует избегать ситуации, при которой обсуждение конкретных предложений о создании новых межгосударственных объединений мешало или отвлекало бы страны СНГ от решения конкретных насущных проблем.

    Среди таких проблем можно назвать проблему координации законодательной деятельности. На одном из совещаний на высшем уровне стран СНГ в 1993 г. было принято решение рекомендательного характера о координации законодательной деятельности. Однако данная рекомендация во многом не выполняется. Важную роль в этом деле должна сыграть Межпарламентская ассамблея.

    Возрастет мощь самого Содружества, его способность к саморазвитию, его конкретная сила на международных рынках. А это в свою очередь расширит возможности экономического сотрудничества, в том числе и притока капиталовложений.

    Безусловно, будут более эффективно решаться проблемы преодоления экологического кризиса, который обостряется на всем пространстве Содружества. Также  совместных усилий требует борьба против всевозможных эпидемий, ставших особенно опасными в условиях ухудшившейся социально-экономической обстановки в ряде районов стран СНГ.

    Станет  более тесной координация действий стран Содружества в борьбе с преступностью, прежде всего уголовной. Объединить усилия на этом направлении необходимо с учетом международного Характера организованной преступности. Без эффективного взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб стран СНГ нет возможности улучшить криминогенную обстановку на территории бывшего СССР,

    Итак, Содружество Независимых Государств — это не миф, не хрупкое создание. Это политическая реальность нашего мира. Это межгосударственное объединение, с каждым годом набирающее силу, у которого неплохие перспективы. Это одна из немногих на сегодняшний день региональных международных организаций, в рамках которой могут тесно сотрудничать независимые государства — бывшие республики бывшего Советского Союза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Моисеев Е.Г. Правовой статус Содружества Независимых Государств: Учебное пособие / Отв. ред. проф. КА. Бекяшев -М., Юристъ, 1995. - 176 с.
  2. Пустогаров В. Содружество в ракурсе международного права // Международная жизнь. - 1992. - № 8-23 с.
  3. Лазарев Б.М. Федерация или конфедерация? // Новый союзный договор: поиски решений. - М., 1990. - С. 72
  4. Политико-правовые проблемы Содружества Независимых Государств (СНГ) // Государство и право. -1993. - № 7. С. 107-108
  5. Гречко Л.В., Шинкаргцкая ГГ. Понятие конфедерации и СНГ // Московский журнал международного права. -1994. - № 2- - С. 63-71.
  6. Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права. - М.: Наука, 1988. - С. 128; Его же. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Указ. соч. - С. 15.

Информация о работе Правовой статус Содружества Независимых Государств