Процессуальные особенности рассмотрения дел о признании имущества бесхозяйным

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 07:47, реферат

Описание работы

Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если её иная принадлежность не доказана. Эта презумпция была закреплена постановлением Пленума ВС РСФСР от 29 июня 1925 г. “О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество”, в котором было установлено, что “всякое бесхозяйное и спорное имущество является государственным, поскольку у нас отсутствует институт приобретательной давности”

Содержание

I.ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Процессуальные особенности рассмотрения дел о признании имущества бесхозяйным…………………………….………..
§1. Понятие и виды бесхозяйной вещи……………………………………
§2. Порядок приобретения в собственность движимой бесхозяйной вещи и недвижимого имущества………………………………………………
§3.Особенности рассмотрения дел о признании имущества бесхозяйным…
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................
IV.СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………

Работа содержит 1 файл

Реферат 2011.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Заявление о признании движимой вещи, изъятой  федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения вещи. Такое право имеют, в частности таможенные и налоговые органы в отношении имущества, неучтённого в бухгалтерских документах юридических лиц.13

     Порядок признания права муниципальной  собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен в п.3 ст. 225 ГК РФ. Прежде чем муниципальный орган (а именно, комитет по управлению муниципальным  имуществом) обратится в суд с  заявление о признании права  муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, она должна быть принята на учёт органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учёт осуществляется по заявлению органов местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится. Если в течении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт никто не заявит о своих правах на неё, то только тогда соответствующий комитет по управлению имуществом может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь.

     При приёме заявления судья должен проверить, были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учёт, как того требует п.3 ст. 225ГК РФ. Если доказательств постановки бесхозяйной  недвижимости на учёт не имеется или со дня её постановки на учёт не истек годичный срок, судья в соответствии п.1 ст. 129 отказывает в принятии заявления.

     В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны её отличительные признаки, приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на неё, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.14

     Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учёт в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен.

     Комитет по управлению муниципальным имуществом, обращаясь в суд с заявлением о признании прав муниципальной  собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должен привести доказательства, которые подтверждали бы невозможность установления собственника имущества, либо свидетельствовали бы об оставлении этой вещи собственником без намерения сохранить на неё право собственности. В качестве таких доказательств могут выступать акты описи бесхозяйной вещи, составленные при её выявлении, акты постановки на учёт в качестве бесхозяйной вещи, иные письменные и другие доказательства.

     После принятия заявления судья начинает подготовку дела, к судебному разбирательства, руководствуясь как ст.266, так и отдельными нормами ст. 142 ГПК РФ.

     В ходе подготовки дела о признании  права муниципальной собственности  на бесхозяйную недвижимую вещь судья  принимает меры по установлению собственника предполагаемой бесхозяйной вещи. С  этой целью в суд вызываются лица, которые могут дать сведения о принадлежности данной недвижимости (собственник, фактический владелец и др.). Судья также запрашивает об имеющихся о нём сведениях соответствующие организации.15

     В стадии подготовки дела необходимо выяснить, не принадлежит ли данная недвижимая вещь умершему или объявленному умершим лицу, не имеющему наследников, либо все имеющиеся наследники данного лица не приняли наследства, либо все наследники были лишены завещателем наследства. Такая вещь не может быть признана бесхозяйной, и в соответствии со ст. 1151 ГК РФ16 она по праву наследования должна перейти к государству. Не является бесхозяйным и имущество лица, признанного безвестно отсутствующим. Над этим имуществом в соответствии со ст. 43 ГК РФ органом опеки и попечительства устанавливается управление.

     Опека назначается органом опеки и  попечительства по месту нахождения имущества. При необходимости постоянного  управления имуществом оно предаётся  по решению суда в доверительное  управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства; он же заключает договор о доверительном управлении. Этот договор регулируется ст. 1012-1026 ГК РФ.

     Заявление о признании вещи бесхозяйной  или о признании права муниципальной  собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.

В ходе судебного разбирательства, суд  тщательно должен исследовать все  имеющиеся доказательства по делу.

Предмет доказывания: отсутствие собственника имущества и невозможности его установления; постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; совершение действий, указывающих на отказ собственника от права на данную вещь.

       Такими доказательствами могут  быть акты описи бесхозяйной  вещи, составленные при ее выявлении, выписки из реестра органа государственной регистрации, иные письменные и другие доказательства. Так, в большинстве муниципальных образований применяется практика розыска собственника посредством публикации о розыске в местной газете. Данный факт играет не последнюю роль в процессе доказывания.17

       В случае недостатка доказательств  суд может отказать в удовлетворении  заявленных требований. В этом случае наступают последствия, предусмотренные абз. 3 п. 3 ст. 225 ГК РФ: «Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная  по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование, распоряжение оставившим её собственником либо  приобретена в собственность в силу приобретательной давности».

     В случае обнаружения собственника  бесхозяйного имущества судья обязан оставить заявление без рассмотрения и заявителю предоставляется срок для предъявления к нему иска на общих основаниях.

     Если  суд пришёл к выводу, что данная вещь не имеет собственника или что  собственник её неизвестен, в решении должны быть указаны соответствующие факты и подтверждение их доказательства.

     В резолютивной части суд должен признать право муниципальной собственности  на бесхозяйную недвижимую вещь, указать  её наименование, место нахождения, характерные признаки, параметры и др.

     Если  суд пришёл к выводу, что движимая вещь не имеет собственника либо оставлена  собственником без намерения  сохранить право собственности  на неё, то суд выносит решение  о признании движимой вещи бесхозяйной  и о передаче её в собственность лица, которое вступило во владение ею.

     Если  по каким-либо причинам заинтересованное лицо не заявило своевременно о своих  правах на вещь, переданную по решению  суда в муниципальную собственность, то в соответствии с ч.2 ст.13 ГПК  оно вправе предъявить такое требование после вступления решения в законную силу. В ч.2 ст. 13 ГПК РСФСР говорится, что “обязательность решения, определения и постановления не лишает заинтересованных лиц возможности обратиться в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов, спор о которых судом не был рассмотрен и разрешён”.  
 

III. Заключение

     В заключении следует отметить, что  признание права муниципальной  собственности на бесхозяйное имущество, является важной процедурой, осуществляемой комитетом по управлению имуществом, тесно связанной с вопросами управления и распоряжения муниципальной собственностью.

     Процесс приватизации предприятий повлек за собой определенные негативные последствия, в том числе значительное количество брошенных объектов. Бесхозные фермы, ангары, хранилища, бригадные дома, строения, возведенные предприятиями, в свое время, хозяйственным способом и никак не оформленные документально, другое недвижимое имущество, по тем или иным причинам не вошедшее в уставной капитал, являются, по сути, резервом для пополнения муниципальной собственности.

     В связи с тем, что в последнее  время больше уделяется внимания вопросам управления и распоряжения собственностью, проблема упорядочения использования бесхозяйного имущества  заняла определенное положение в работе комитетов по управлению имуществом.

     Поступление в муниципальную собственность  по решению суда бесхозяйного недвижимого  имущества не только позволяет сохранить  его от разрушения и разграбления, но и дает возможность использовать это имущество в соответствии с действующими законодательными нормами, что в свою очередь, служит источником пополнения местного бюджета. Это выражается и в виде арендных платежей за недвижимое имущество, налогов и сборов, поступающих от предпринимательской деятельности, осуществляемой с использованием объектов, поступивших в муниципальную собственность, это может быть продажа недвижимого имущества либо иные другие сделки с ним, предусмотренные действующим законодательством. 
 
 
 

Список  нормативных актов и литературы

Нормативные акты

    1. Конституция Российской Федерации  (с изменениями от 30.12.2008)// "Российская газета", 2009, 21 января, №7.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996. №14-ФЗ (ред. от 17.07.2009)// Российская газета №27, 10.02.1996.

  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, (в ред. от 30.04.2010)// Российская газета № 69, 04.05.2010.

4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г., (в ред. от 28.06.2009) № 176-ФЗ «О почтовой связи»//  Российская  газета, № 140-141, 22.07.1999 г.

5. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ (в ред. от 17.06.2010) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»// Российская газета, 21.06.2010 г. 

Специальная литература

  1. Аксюк И.В., Приобретение права собственности на бесхозяйную вещь// Российская юстиция, №6, июнь 2006 г.
  2. Аргунов В., Порядок рассмотрения дел о признании имущества бесхозяйным// Корпоративный юрист, №1, январь 2006. (спб. «Консультант плюс»).
  3. Треушникова М.К., «Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел», Учебник под ред. М., 1999 г., С. 578.
  4. Спб:“Консультант плюс»// Порядок принятия бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность.
 

Судебная  практика

  1. Постановление ФАС Московского округа от 20.08.01 г. N КГ-А41/4336-01 // Спб; «Косультант плюс»
  2. Постановление Президиума ВАС РФ N 8133/00 от 23.01.01 г. // Вестник ВАС РФ. 2001. N 6.

Информация о работе Процессуальные особенности рассмотрения дел о признании имущества бесхозяйным