Процессуальные сроки

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:05, доклад

Описание работы

Правильное, своевременное рассмотрение и разрешение хозяйственным судом дел, обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования, применение единообразного законодательства является первостепенной задачей хозяйственного судопроизводства. Кроме быстроты рассмотрения дел по хозяйственным спорам наряду с другими процессуальными гарантиями, значение процессуальных сроков состоит еще и в том, что соблюдение их является важнейшим средством воздействия на недобросовестных участников процесса, препятствующих своими действиями или бездействием своевременному и правильному разрешению дел.

Процессуальные сроки призваны содействовать устойчивости, ясности и определенности правоотношений сторон.

Содержание

1. Понятие и виды процессуальных сроков.

2. Установление и исчисление процессуальных сроков. Окончание процессуальных сроков

3. Последствия пропуска процессуальных сроков. Восстановление процессуальных сроков

4. Приостановление процессуальных сроков. Продление процессуальных сроков

Литература

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 25.71 Кб (Скачать)

Последствием  несоблюдения процессуальных сроков хозяйственным  судом или судебным исполнителем являются меры дисциплинарного воздействия  на судью или судебного исполнителя, а также осуществление ряда организационных  мероприятий по недопущению нарушения  процессуальных сроков впредь.

Нарушение самим  хозяйственным судом процессуальных сроков не может прервать хозяйственный  процесс, поэтому в подобных случаях  хозяйственный суд обязан произвести определенные действия и по истечении  установленных для него сроков. Например, хозяйственный суд обязан рассмотреть  спор и тогда, когда им нарушен  срок разрешения споров, предусмотренный  в ст. 137 ХПК (2 месяца). При нарушении  установленного ст. 129 ХПК (5 дней) срока  для вынесения и направления  лицам, участвующим в деле, определения  о возбуждении производства по делу хозяйственный суд не может быть освобожден от этой обязанности.

Жалобы и документы, поданные по истечении процессуальных сроков, если не заявлено ходатайство  о восстановлении пропущенного срока, не рассматриваются хозяйственным  судом и возвращаются лицу, которым  они были поданы. Процессуальные сроки, установленные законом для лиц, участвующих в деле, в случае их пропуска по уважительным причинам могут  быть восстановлены хозяйственным  судом по заявлению лица, участвующего в деле. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается лицом, участвующим в деле, в хозяйственный  суд, в котором надлежало совершить  процессуальное действие. При этом оно должно содержать указания на причины пропуска процессуального  срока и основания, по которым  заявитель считает эти причины  уважительными. Вопрос об уважительности причин пропуска срока решается хозяйственным  судом в зависимости от конкретных обстоятельств, воспрепятствовавших  лицу совершить процессуальное действие в установленные сроки. Например, причина пропуска признается уважительной, если кассационная жалоба подана с  нарушением срока в связи с  несвоевременным получением стороной решения, что, по сути, лишило заявителя  возможности подать жалобу в установленный  срок.

Одновременно  с подачей заявления о восстановлении пропущенного срока должно быть совершено  необходимое процессуальное действие, например, подана кассационная жалоба или принесен кассационный протест. При этом процессуальное действие должно быть произведено с соблюдением  всех требований соответствующих статей ХПК. Так, кассационная жалоба и протест прокурора на решение хозяйственного суда, не вступившее в законную силу, должна отвечать требованиям, изложенным в ст. 178 ХПК (содержание кассационной жалобы), иначе они будут возвращены по основаниям, указанным в ст. 180 ХПК (возвращение кассационной жалобы (протеста).

О восстановлении пропущенного срока указывается  в решении, определении или постановлении  хозяйственного суда. В подобном случае отдельное определение о восстановлении срока не выносится. Например, о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы должно быть указано в постановлении, принятом по результатам рассмотрения жалобы. А об отказе в восстановлении пропущенного срока выносится определение, которое может быть обжаловано в  установленном законодательными актами порядке.

4. Приостановление процессуальных сроков, продление процессуальных сроков

Течение процессуальных сроков приостанавливается в связи  с приостановлением производства по делу. Институт приостановления производства по делу урегулирован в общей части  ХПК и может применяться во всех производствах, однако в исполнительном производстве имеет место отдельное  регулирование. Приостановление производства по делу означает приостановление на неопределенный срок процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом  по данному делу.

Основания приостановления  производства по делу четко урегулированы  в соответствующих нормах ХПК  и имеют различия лишь в том, является ли приостановление обязанностью или  правом для суда.

Итак, хозяйственный  суд обязан приостановить производство по делу в случаях:

1. Невозможности  рассмотрения данного дела до  принятия решения по другому  делу или вопросу, рассматриваемому  в порядке конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного или  административного судопроизводства  или иным компетентным органом.  Другими словами, если в производстве  общего суда находится дело, без  решения по которому невозможно  вынесение решения по делу, рассматриваемому  хозяйственным судом, то последний обязан приостановить производство по делу.

Судья хозяйственного суда, придя к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции либо актам, обладающим более высокой  юридической силой, отражает данное обстоятельство в решении и признает необходимым внести в Конституционный  Суд вопрос о признании соответствующего акта неконституционным полностью  или в части.

При таких обстоятельствах  судья (суд) вправе в соответствии с  ХПК приостановить производство по делу и обратиться к председателю хозяйственного суда с целью инициирования  ходатайства перед Президиумом  Высшего Хозяйственного Суда о внесении им предложения в Конституционный  Суд о проверке конституционности  нормативного акта. Другие суды по аналогичным  делам приостанавливают производство, если инициировано конституционное  производство.

2. Пребывания  гражданина-ответчика в действующей  части Вооруженных Сил Республики  Беларусь или обращения с соответствующим  ходатайством гражданина-истца,  находящегося в действующей части  Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Следует обратить внимание, что порядок приостановления  производства по делу различен для  гражданина-ответчика и гражданина-истца. В первом случае для приостановления  производства по делу достаточно факта  нахождения в действующей части  Вооруженных Сил. Если гражданин  является истцом и находится в  действующей части Вооруженных  Сил, то для приостановления производства по делу необходимо его ходатайство.

3. Выбытия стороны  из дела.

При реорганизации, прекращении существования организации, смерти гражданина-предпринимателя, уступки  права требования, переводе долга  и других случаях хозяйственный  суд приостанавливает производство по делу для замены этой стороны  ее правопреемником.

4. Утраты гражданином,  являющимся стороной по делу, дееспособности.

Данный факт должен быть подтвержден решением общего суда о признании его недееспособным по основаниям, предусмотренным ГК.

Приостановление производства по делу оформляется вынесением определения хозяйственного суда. При  этом приостановление процессуального  срока исчисляется с момента  вынесения определения.

Продолжение течения  срока начинается со дня вынесения  определения хозяйственного суда о  возобновлении производства по делу, а не со дня, когда фактически устранены  обстоятельства, послужившие основанием для его приостановления. Например, течение процессуальных сроков, приостановленных в связи с приостановлением производства по делу по причине невозможности  рассмотрения данного дела до принятия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемому в порядке конституционного, гражданского, уголовного или административного  судопроизводства или иным компетентным органом, будет продолжаться лишь со дня возобновления производства по делу. В данном случае не имеет  значения для определения времени, с которого продолжается течение  процессуальных сроков, дата разрешения другого дела органом, разрешающим  споры, либо дата разрешения соответствующего вопроса компетентным органом.

Процессуальные  действия должны быть совершены в  оставшийся после возобновления  производства срок.

В соответствии со ст. 202 ХПК Председатель Высшего  Хозяйственного Суда Республики Беларусь и его заместители, а также  председатель областного хозяйственного суда вправе приостановить исполнение судебного акта хозяйственного суда до окончания производства в порядке  надзора.

Приостановление исполнения судебного акта в силу ст. 202 ХПК влечет и приостановление 6-месячного срока, установленного ст. 235 ХПК для предъявления к исполнению приказа хозяйственного суда.

Кроме перечисленных  оснований, законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены  иные случаи приостановления производства по делу хозяйственным судом.

Хозяйственный суд вправе приостановить производство по делу в следующих случаях:

1) назначения  хозяйственным судом экспертизы. В определении о приостановлении  дела в связи с назначением  экспертизы указываются основания  проведения экспертизы, фамилия  эксперта или наименование экспертного  учреждения, вопросы, поставленные  перед экспертом, и материалы,  представленные в распоряжение  эксперта.

2) привлечения  гражданина-лица, участвующего в  деле, для выполнения какой-либо  государственной обязанности. Например, командировка, пребывание на сборах, привлечение к борьбе со стихийным  бедствием является основанием  для производства по делу, когда  это лицо не может явиться  в суд продолжительное время. 

3) направления  материалов в следственные органы. Производство по делу приостанавливается  до окончания следствия. 

4) розыска гражданина  – ответчика в случаях, предусмотренных  законодательными актами. Решение  вопроса о приостановлении производства  в связи с розыском зависит  от возможности разбирательства  дела в отсутствие ответчика.  При наличии в деле достаточных  материалов для всестороннего  выяснения взаимоотношений сторон  суд может рассмотреть дело  в отсутствие ответчика, в отношении  которого возможно объявление  розыска. 

5) нахождение  гражданина, являющегося стороной  по делу, в лечебном учреждении  на излечении. В данном случае  все-таки суду следует учитывать,  что применение этого процессуального  положения может существенно  ущемить интересы другой стороны,  прервать процесс на многие  годы, поэтому при тяжелом заболевании  стороны необходимо продолжить  процесс с участием представителя  заболевшей стороны. 

6) взаимного  соглашения сторон и др.

Процессуальные  сроки, назначенные хозяйственным  судом, могут быть продлены. Необходимость  в продлении может возникнуть по причине невозможности совершить  конкретное процессуальное действие в  срок, назначенный хозяйственным  судом (например, представить документы, которые в данный момент отсутствуют  у стороны, обязанной представить  их хозяйственному суду). Об отказе в  продлении (так же, как и при  восстановлении) процессуальных сроков выносится определение, которое  может быть обжаловано в установленном  законодательными актами порядке.

процессуальный срок 

Литература

1.   Васьковский С. «О правах хозяйственного суда по приостановлению производства по делу» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1999. №4.

2.  Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн.: Амалфея, 1999.

3.  Комментарий к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь. 2-е изд., Мн., 2003.

4.  Фалькович М. Процессуальные сроки // Хозяйство и право. 1996. № 5.

Нормативные акты

1.  Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 г. №19 «О некоторых вопросах, связанных с применением сроков исковой давности» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2000. №1.

2.  Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 1 апреля 1999 г. №10 «О некоторых вопросах приостановления производства по делам» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1999. №4.

Информация о работе Процессуальные сроки