Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 07:54, шпаргалка
1. Понятие КПЗС.
2. Источники КПЗС.
3. Конституционно-правовые отношения, субъекты КПЗС.
4. Понятие, сущность, характерные черты конституций зарубежных государств.
5. Виды конституций. Порядок их принятия и изменения.
6. Характерные черты и особенности конституций стран запада, принятых после 1945
7. Понятие и механизм конституционного надзора и контроля.
8. Понятие политической партии, конституционно-правовой статус политической партии.
1. Понятие
КПЗС.
2. Источники КПЗС. 3. Конституционно-правовые отношения, субъекты КПЗС. 4. Понятие, сущность, характерные черты конституций зарубежных государств. 5. Виды конституций. Порядок их принятия и изменения. 6. Характерные черты и особенности конституций стран запада, принятых после 1945 7. Понятие и механизм конституционного надзора и контроля. 8. Понятие политической партии, конституционно-правовой статус политической партии. 9. Партийные системы и их виды. 10. Типология политической партии. 11. Гражданство зарубежных стран, порядок его приобретения и утрата. 12. Сущность и характерные черты конституционных прав и свобод. 13. Основные социально-экономические права и свободы. 14. Основные политические права и свободы 15. Основные личные права и свободы. 16. Понятие форм государства. Многообразие форм современных государств. 17. Понятие и классификация форм правления. 18. Монархия: понятие и виды. 19. Смешанная форма правления ( Франция). 20. Президентская республика. 21. Парламентская форма правления. 22. Понятие и виды форм государственного устройства. 23. Унитарное государство. 24. Федерация: понятие и признаки. 25. Автономия в зарубежных странах. 26. Демократический политический режим: характерные черты и виды. 27. Авторитарный политический режим. 28. Фашизм: понятие, сущность, причины появления. 29. Понятие и принципы избирательного права. 30. Избирательный процесс. 31. Мажоритарные избирательные системы. Понятие и виды 32. Мажоритарная избир. система абсолютного большинства (понятие,виды) 33. Мажоритарная избир. Система относительного большинства. 34. Пропорциональные избир. Системы, виды, ограничения,пропорционализм 35. Референдум в нов. Странах 36. Гос. Власть – как институт конституционного права. Пр-п разделения властей. 37. Место главы государства в системе гос. Органов 38. Президент. Правовое и фактическое положение в республиках с различ. 39. Компетенция главы государства 40. Парламент, порядок формирования, структура, полномочия 41. Внутренняя организация парламента, его палата в з.с. 42. Правовое положение депутата парламента 43. Законодательная процедура парламента в з.с. 44. Порядок формирования и структура правительства 45. Статус и полномочия правительства. Инст-т парламентской отв-ти прав-ва 46. Административно- 47. Общая характеристика и основные принципы МСУ 48. Порядок организации и структура муниципальных органов. 49. Компетенция муниц. Органов 50. Конституция разбившихся стран 51. Высшие представительные законодательные органы (общ. характеристика) 52. Глава гос-ва и прав-ва в разб. Странах 53. Характерные черты американской конституции 54. Основы правового статуса личности в США 55. Конгресс США, стр-ра, полномочия 56. Порядок выбора президента США 57. Американский президент, статус, полномочия 58. Верховный суд США, порядок формирования и полномочия 59. Особенности американской партийной системы. 60. Особенности федерализма в США. 61. Конституция и
правовая система 62. Парламент Великобритании, полномочия палат. 63. Правительство Великобритании, правовой статус и формирование. 64. Партийная система
и политические партии 65. Конституция Франции (общая характеристика). 66. Партийная система
и основные политические 67. Основной закон
ФРГ. Партийная система и 68. Характерные черты германского федерализма. 69. Парламент ФРГ, полномочия и организация. 70. Правовой статус правительства ФРГ. 71. Конституция Италии. 72. Правительство Италии, порядок формирования и полномочия. 73. Партийная система
и основные политические 74. Конституция Японии (общая характеристика). 75. Монарх Японии, юридич. и фактич. полномочия, политическая роль. 76. Партийная система
и основные политические 77. Конституция Индии и её эволюция. 78. Федерализм Индии. 79. Конституционные
реформы в государствах 80. Конституция Польской республики. 81. Сейм, Сенат – орган гос. контроля, охрана прав Польши. 82. Президент и
совет министров польской |
Шпоры по « Конституционному праву зарубежных стран ».
Написаны по лекциям Мишина А.А. и Колесникова Е.В.
Дан полный обзор экзаменационных вопросов. Шпоры готовы к раcпечатке, все написано мелким, но читаемым шрифтом, ну очень удобны на экзамене ;-)
Автор: Вадим Чернов, Федукин Алексей, Плюхин Станислав. Саратов. Россия.
Поволжская Академия Государственной Службы. 2 курс. Группа 208. 5 июня 2001г.
1.Понятие
КПЗС Термин “КП” имеет
3 значения: отрасль действующего права,
наука, учебная дисциплина. Как отрасль
права оно представляет собой
систему внутренне |
4. Понятие,
сущность, характерные черты конституций
зарубежных гос-в
В современной науке КП термин “конституция” употребляется в 2 основных значениях: конституция фактическая и конституция юридическая. Фактическая конституция – это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране. Конституция юридическая – это документ, основной закон, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект. Высшая юридическая сила конституции означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они не действительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятия конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, парламентом квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами. Конституция юридическая может представлять собой один документ (это консолидированная или кодифицированная конституция). Таково подавляющее большинство конституций стран мира (Китая 1982г., Украины 1996г.). В ряде стран конституция представляет собой совокупность законов, принятых в разное время (неконсолидированная или не кодифицированная конституция). Название каждому из них обычно дается в соответствии с предметом регулирования: «Форма правления», «Акт о престолонаследии» - в Швеции, Сеймовый устав – в Финляндии. Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разделов, частей), статей (делятся на пункты). Завершается конституция переходными и заключительными постановлениями, которые предусматривают преемственность государственной власти, порядок создания новых органов. Сущность конституции,
как юридического документа состоит
в особом содержании предмета регулирования,
ее высшей юридической силе, в повышенной
стабильности, что связано с порядком
ее принятия и изменения. Как политический
документ конституция закрепляет соотношение
социальных сил в обществе, их борьбу
и сотрудничество, достигнутый компромисс,
а иногда, напротив, - господство определенных
слоев населения или военно- |
||
2. Источники КПЗС. Источниками КПЗС являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (кроме некоторых мусульманских государств). К другим источникам относятся: законы – конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой – либо институт КП в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные ( могут отступать от положений конституции, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок); внутригосударственные публично-правовые договоры (например: соглашение о разделе Чехословакии с 1 января 1993г, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995г.; регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай); акты глав государств и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств); акты органов конституционного контроля (конституционных судов) проверяют соответствие тех или иных законов конституции; судебные прецеденты – решение судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам; конституционный обычай – сложившееся в практики органов государственной власти правило, имеющее устный характер, опирающийся на согласие участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. (распространены в Великобритании, Новой Зеландии; религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками. В единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции; международно – правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950г., Маастрихтский договор 1992г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948г., принятую ООН. |
5.Виды конституций.
Порядок их принятия и Классификация конституций
по социальным признакам: различаются
конституции буржуазного и |
||
3.Конституционно-правовые
отношения, субъекты КПЗС
В результате юридических фактов на основе действия норм КП между различными сторонами возникают конституционно- правовые отношения. Их участники называются субъектами КП. В КП не используется деление субъектов на физические и юридические лица. В наиболее обобщенном виде в число субъектов входит: социальные и национальные общности (народ, нации, классы); государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии или автономные образования в Китае); основные органы государства (глава государства – император в Японии, президент в США, парламент в Великобритании); общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике (партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства, в Бразилии или группы избирателей в Швейцарии, обладающие правом народной законодательной инициативой); органы МСУ (советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции); индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством – каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных прав. |
6. Характерные
черты и особенности Характерные черты
и особенности конституций Во первых конституции закрепляли суверенность, т.е. независимость от других стран, особенно это касалось стран, которые были подчинены фашистской германии, и другие страны, которые испытывали давление в период войны, и не имели полной самостоятельности. Во вторых закреплялись
положения запрета фашистских
партий и фашистской В третих обьявлялся призыв к объединению, и осуществления мира на земле. Оговаривалось и то, что отныне вооруженные силы страны должны служить только обороне , а не как не в целях нападения. Страны полностью отказывались от агрессии. |
||
7. Понятие
и механизм конституционного
надзора и контроля.
Юридическое верховенство конституции предполагает контроль за ее соблюдением. Существуют специализированные и неспециализированные органы, которые обязаны не допускать применения законов и других актов, противоречащих конституции. Специализированный конституционный контроль (надзор) – важнейший способ защиты конституции юридическими средствами. Органы конституционного контроля. В социалистических странах функции конституционного контроля возложены на парламент, в ряде других стран некоторые функции К.К. выполняет президент, как гарант конституции. Особое значение имеет судебный и квазисудебный К.К. В большинстве стран (Австралия, Индия, США) эту функцию выполняют общие суды, т.е. те суды, основная цель которых рассмотрение уголовных и гражданских дел. В ряде стран функции К.К. выполняет конституционный суд (Германия, Италия). Обычно он формируется при участии разных ветвей власти (законодательной – парламента, исполнительной – президента), а также судейского корпуса (высшего совета магистратуры). В Казахстане, Тунисе, Франции создаются конституционные советы. Формируются без участия судебного корпуса. Обращаться в органы К.К. высшие органы государства и должностные лица, субъекты федерации, автономные образования, суды, граждане, если нарушены их конституционные права. Формы К.К. К.К. называется предварительным, когда уполномоченные на то органы дают свои заключения о соответствии конституции тех или иных актов до вступления их в силу – такой контроль осуществляют конституционные советы. При последующем К.К. спор о конституционности того или иного акта рассматривается лишь после того, как этот акт вступил в силу (Германия, США).Различают конкретный и абстрактный К.К. Конкретный – решение выносится по конкретному делу, абстрактный – не связано с таким делом. Бывает обязательный и факультативный К.К. Обязательному подлежат определенные виды законов, например органические законы во Франции до их подписания президентом |
10. Типология
политической партии.
При изучении конституционного права называют также несколько разновидностей партий, связанных главным образом с содержательными, политологическими характеристиками: 1) консервативные партии, выступающие за сохранение прежних порядков, против реформ (например, Консервативная партия в Великобритании); 2) клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический союз в Германии, Мусульманская лига в Пакистане и др.), которые требуют, чтобы общественная жизнь и управление государством сообразовывались с догматами религии; 3) либеральные партии (Либеральная партия в Великобритании, Партия центра в Швеции), выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь; 4) реформистские партии, которые (особенно в развивающихся странах) выступают под лозунгами национального социализма, за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе, Индийский национальный конгресс, Институционно-революционная партия в Мексике, некоторые партии социалистического возрождения в арабских странах); 5) радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство общества с применением, как правило, насильственных мер. С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения. Кадровые партии имеют фиксированное членство, прием в них связан с определенными условиями, иногда даже требуется письменная рекомендация от лиц, уже состоящих в данной партии. В массовых партиях, как правило, нет фиксированного членства или оно недостаточно строго учитывается. Партии-движения — в основном достояние прошлого. Они существовали в развивающихся странах различной ориентации (Гвинея, Заир и др.). Это была обычно единственная разрешенная партия, ее членами считалось большинство жителей страны. В отдельных странах (Мексика, Шри-Ланка и др.) существует понятие национальной, т.е. общегосударственной, партии, пользующейся особым влиянием в обществе: не все общегосударственные партии считаются национальными. Таковой признается партия, получившая на общегосударственных выборах установленный законом процент голосов. | ||
8. Понятие
политической партии, конституционно-правовой
статус политической партии.
Политические партии, как правило, выдвигают цель создания правительства или участия в нем, борются за государственную власть главным образом на выборах, а иногда и другими способами. Политическая партия — это добровольная устойчивая самоуправляющаяся организация определенной группировки общества, созданная на основе общности убеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за государственную власть мирными, конституционными средствами. Партии могут быть созданы только гражданами данного государства. Для создания партии созывается учредительное собрание. Оно правомочно, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии. На учредительном собрании избирают председателя и секретаря, составляется учредительный протокол о создании партии. На этом же или на другом собрании принимаются устав партии, ее программный документ. Регистрация политических партий возлагается на разные органы государства: министерство юстиции, министерство внутренних дел (Франция, Бенин), городской суд столицы (Болгария). Для регистрации обычно требуется представить следующие документы: подписанное руководителями партии заявление, которое должно содержать название, цель, девиз, эмблему партии;учредительный протокол о создании партии с указанием присутствующих, фамилий и некоторых персональных данных председателя и секретаря собрания; список руководителей партии с указанием их профессии, адресов, номеров телефонов, данных удостоверений личности (серия, номер, дата); несколько копий устава партии, программного документа или документа о целях партии. |
11. Гражданство
зарубежных стран, порядок его
приобретения и утрата.
Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай -— с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном — внутренним законодательством отдельно взятой страны. Наиболее широкими правами пользуются граждане данного государства, Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например в Германии, они участвуют в выборах органов местного самоуправления. Они обладают правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов. С другой стороны, они не обязаны служить в армии страны пребывания, не платят налоги Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. Однако в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуацию. Лица с ножественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. , Граждане и подданные. В конституционном праве зарубежных стран употребляются два термина: гражданство и подданство. Первый характеризует принадлежность лица к определенному государству, его устойчивую правовую связь со своим государством, которая порождает, с одной стороны, определенные права и обязанности лица по отношению к государству (например, право на равный доступ к государственной службе и обязанность платить налоги),а другой — права и обязанности государства по отношению к гражданину. Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. Способы приобретения гражданства. Существуют два основных способа приобретения гражданства: по рождению — филиация (от латинского слова «филиус» — сын) и натурализация — прием в гражданство уполномоченными на то органами государства; обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха). В свою очередь приобретение гражданства по рождению имеет два основания: право крови и право почвы. Натурализация возможна по закону (усыновление, в некоторых случаях вступление в брак), но обычно она осуществляется по заявлению. Заявление подается лицом в компетентные органы того государства, гражданство которого оно желает приобрести. Прием в гражданство возможен при соблюдении ряда условий: до этого необходимо несколько лет жить в стране, гражданство которой лицо желает получить (в Венгрии — 3 года, в Алжире — 7 лет, в Республике Чад — 15); знать язык этой страны, быть психически здоровым и не иметь некоторых болезнен (например, СПИДа); не быть зарегистрированным — в частности, в документах Интерпола — в качестве террориста; не принадлежать к партиям, выступающим за насильственное изменение конституционного строя; и т.д. Наряду с рассмотренными существуют и другие, менее распространенные способы приобретения гражданства. К их числу относятся: оптация (выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории прежнего государства новым независимым государством, когда лицо может составить прежнее гражданство или выбрать новое, как это было, например, в Алжире после достижения им независимости в течение трех лет после 1962 г.); трансферт (переход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора, что бывает редко, но имело место в некоторых государствах после второй мировой войны); регистрация (она предполагает упрощенный порядок приобретения гражданства, если родители данного лица были или являются гражданами страны); восстановление гражданства (для бывших граждан данного государства). Эти способы также представляют собой индивидуальные (например, оптация) или коллективные (трансферт) разновидности натурализации. Утрата гражданства. Возможны два способа утраты гражданства: выход из гражданства и лишение гражданства. Выход из гражданства осуществляется по инициативе лица, которое подает заявление об этом. '.Лишение гражданства осуществляется уполномоченными на то органами государства вопреки желанию лица. Экстрадиция (выдача лица от одного государства другому для следствия и суда) возможна в соответствии с международным договором или без него, но не допускается выдача лиц, обвиняемых в политических преступлениях. Обычно не выдаются собственные граждане за преступления портив другого государства или его граждан: таких лиц судит свой суд. | ||
9. Партийные
системы и их виды.
В большинстве
стран конституции В Великобритании,
США, Австралии, Венесуэле, Однопартийная система тоже может иметь и фактический, и юридический характер. Фактическая однопартийность существовала во многих странах тоталитарного социализма (хотя в некоторых из них было по нескольку партий). При однопартийности создание других партий в этих странах не было запрещено законом, но на деле создать их было невозможно: такие попытки рассматривались как контрреволюционная деятельность и влекли суровое уголовное наказание'. Возможна «беспартийная, система». В ряде мусульманских стран (Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и др.) все партии запрещены как разрушающие единство уммы — мусульманской общины «правоверных», хотя фактически в некоторых из них действуют также подпольные политические организации. |
12.Сущность
и характерные черты Конституционное
обеспечение прав человека Главной гарантией
прав и свобод человека в
демократическом государстве В любом государстве
правовое положение личности
во многом определяется Все конституционные
права и свободы принято 1) Социально-экономические права и свободы, они определяют правовое положение личности в гражданском обществе. Это право на владение и распоряжение частной собственностью, право на труд, некоторые предусматривают равную плату за равный труд, право на забастовку, страхование по безработице, пенсионные выплаты и пособий инвалидам, охрану женского и детского труда. 2) Политические права и свободы, гражданин государства наделяется как член политической общности. Они определяют его положение в процессе осуществления государственной власти. Важнейшее право- избирательная правосубъектность гражданина, состоящая из активного и пассивного избирательного права, т.е. избирать и быть избранным. Свобода выражения мнений, свобода слова, печати, право на получение информации, и её распространения, свобода союзов и т.д. 3) Личные права. Право на жизнь, неприкосновенность, сопротивление насилию, право на свободу, неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения и выбора места жительства. Так же после 1945г начал
формироваться государственно- | ||
13.Основные
социально-экономические права Отношение к социально-экономическим
правам в различных странах К числу социально-экономических прав относится прежде всего право собственности и ее наследования. Речь идет прежде всего о собственности, обеспечивающей жизненные потребности человека. Ее обычно называют частной собственностью. О праве собственности в том или ином объеме говорится практически во всех конституциях (кроме временных основных законов). Во многих из них уже нет прежних формулировок о священной и неприкосновенной частной собственности, вместо этого говорится о социальных функциях частной собственности, о том, что она обязывает собственника (Бразилия, ФРГ, Италия и др.). Согласно конституциям, собственность может быть изъята для государственных и общественных нужд в интересах общества. В современных конституциях все чаще говорится об интеллектуальной собственности, связанной с творческим трудом (например, об авторских правах). Речь идет о нематериальной собственности, например на имя автора, на неприкосновенность произведения, изобретения, на право извлекать доходы из авторства и т.д. Право на предпринимательскую, деятельность. Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом (может быть запрещено, например, производство ядов, оружия). Для предпринимательской деятельности существует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности. Право на труд и свобода труда. Конституции стран тоталитарного социализма ограничиваются положениями о праве на труд (о свободе труда не говорится), под которым обычно понимается обеспечение государством гарантированной работой всех трудоспособных и желающих трудиться. В капиталистических странах положение о праве на труд было включено в конституции, как правило, после второй мировой войны и сопровождалось оговоркой о помощи со стороны государства безработным. Оно было дополнено положением о свободе труда, т.е. о праве заниматься любым видом труда по своему желанию, если эта форма работы не запрещена законом. Право на труд и свобода труда дополняются конституционными положениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение (в социалистических конституциях обычно говорится об оплате труда в зависимости от его количества и качества, а иногда — от общественной значимости), о праве на справедливую оплату труда. Право на отдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются работодателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокращение рабочего времени с целью повышения занятости), установление законом предельной продолжительности рабочей недели 40 часов (чего, однако, не существует во многих развивающихся странах), ежегодный оплачиваемый отпуск. Право на забастовку (стачку) — коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государству. Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. Право на охрану здоровья Реальное осуществление права на охрану здоровья зависит от системы здравоохранения, существующей в данной стране. Конституции зарубежных стран, принятые в последние годы, содержат положения о праве работников на участие в управлении предприятиями (обычно через своих делегатов). В странах тоталитарного социализма применяется более широкая формулировка — право на участие трудящихся в управлении обществом и государством. Она в основном относится уже к политическим, а не к социально-экономическим правам. Право на образование и свобода образования. Положение о праве на образование обычно дополняется указанием на необходимость определенной степени обязательного и бесплатного образования, которое гарантируется созданием государственных и муниципальных школ. Свобода образования — это право учить детей и получать образование взрослым любым способом: в государственных, муниципальных, церковных школах, самостоятельно, экстерном и т.д., но всегда предусматриваются экзамены. Право на жилище. Каждый вправе приобретать себе жилище в любом районе страны (исключение составляют военные городки, закрытые зоны), а малоимущим гражданам жилье за низкую цену или бесплатно предоставляют муниципалитеты из государственных или муниципальных жилищных фондов. |
16. Понятие
форм государства. Форма государства представляет собой внутренне согласованную систему норм, регулирующую в их единстве структуру и взаимоотношения основных органов государства (главы государства, парламента, правительства), территориально-политическое устройство, главные методы деятельности государственного аппарата и формы его обратной связи с населением. Классификация форм государства. С позиции теорий разделения властей и единства власти можно выделить поликратическую (многовластную) и моно-кратическую (единовластную) формы государства. Промежуточное положение между ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая черты этих двух форм. Поликратическая государственная форма характеризуется: разделением властей между различными органами государства (парламент — законодательная власть, глава государства и правительство — исполнительная власть, независимые суды — судебная власть), отлаженными способами взаимодействия ветвей власти, системой их взаимных сдержек и противовесов, самоуправлением территориальных коллективов, демократическим государственным режимом, различными формами партиципации населения. Монократическая государственная форма характеризуется единовластием определенного органа или должностного лица. Полнота государственной власти может принадлежать одному лицу (например, фюреру, дуче — в свое время в Германии, Италии, Испании, Португалии, монарху — в некоторых мусульманских странах. При такой государственной форме нет системы сдержек и противовесов; территориальные коллективы либо находятся под строгой опекой центра, либо местное самоуправление прямо отвергается как институт. Сегментарная государственная форма (сегмент — с латинского «отрезок») характеризуется тем, что государственная организация как целое складывается из разнородных отрезков, но ее объединяет единая природа государственной власти, единство государственной политики по принципиальным вопросам, единые принципы организации и деятельности. Органы государственной власти формируются путем выборов. Выборы в парламент не имеют, однако, принципиального значения, поскольку традиционно решающая доля власти сосредоточена в руках президента. | ||
14. Основные
политические права и свободы
Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций). К числу политических прав, давно получивших закрепление в конституциях, относится свобода мысли, слова, печати. По существу, все это, хотя и в разных конституционных формулировках, означает свободу выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам. Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры — специальных государственных учреждений и должностных лиц, которые вправе разрешать или не разрешать опубликование, передачу по электронным средствам массовой информации, выход в свет определенных материалов. Право свободу объединения в политические партии, профессиональные организации, социально-экономические, культурные, спортивные и иные общества. Конституции содержат обычно три положения о роли партий: устанавливают многопартийность, говорят о роли партий в демократическом обществе (они содействуют выражению политической воли народа путем голосования), устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной независимости. Положение общественных объединений обычно регулируется тремя видами законов: о политических партиях, о социально-экономических и иных объединениях, не имеющих главной целью извлечение прибыли, и об акционерных обществах (товариществах и т.д.), чья деятельность связана с получением доходов. Важнейшим политическим правом граждан является свобода собраний, митингов (собраний только под открытым небом) и демонстраций (собраний в движении, хотя бывают, например, и «сидячие» демонстрации). Это формы выражения коллективного мнения по общественно значимым вопросам. Многие конституции уточняют: это право собираться мирно и без оружия. Для собрания на открытом воздухе требуется предварительное уведомление или даже разрешение властей (в Германии — за 2 дня, во Франции — за 3, в Великобритании — за 6 дней). Тема собрания на открытом воздухе, фамилии его организаторов, предполагаемое число участников должны быть сообщены мэрии или полиции при уведомлении или обращении за разрешением'. Право петиций. Это индивидуальные и коллективные обращения граждан к высшим органам государства (в англосаксонских странах под петициями понимается прежде всего обращение к парламенту). По своему характеру петиции — это политическое право, они могут содержать и чаще всего содержат обращения по личным вопросам. |
17. Понятие
и классификация форм Форма правления
— это характеристика Две основные формы правления: монархию и республику. Более детальная классификация создается в их рамках (дуалистическая монархия, президентская республика и др.). Вместе с тем
в современных условиях | ||
15. Основные
личные права и свободы.
Личные права и свободы определяют положение личности. Право на жизнь. Юридически это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Однако во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных). Свобода и личная неприкосновенность, физическая и психическая. Лишение свободы (тюремное заключение и др.) опять-таки возможно лишь по приговору суда. Личная неприкосновенность означает прежде всего, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур. Право на достоинство личности. Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица. Право на свободу совести. Это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (относиться к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов. Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина. Без такого разрешения вход в жилище, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Право на тайну переписки, телефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки возможно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых с совершении преступления). Свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства — неотъемлемое право человека. |
18. Монархия: понятие
и виды.
Монархия —
это такая форма правления,
когда главой государства Хотя монарх
— глава государства, на деле
ему не всегда принадлежит
верховная власть, не всегда он
реально правит страной. Абсолютная монархия. В этой стране нет парламента, правительство формируется королем, ответственно только перед ним, а премьер-министром обычно является сын, брат или другой родственник короля. Многие министры, а также губернаторы провинций принадлежат к правящей семье. По своему социальному характеру современные абсолютные монархии не представляют собой полностью феодальные государства. Господствующий класс, хотя он и сформировался на базе феодальной аристократии, существует не за счет феодальной эксплуатации крестьянства, а за счет государственной эксплуатации нефтяных богатств. Кроме того, значительная доля власти сосредоточена в руках крупной, преимущественно финансовой, буржуазии. В дуалистической
монархии есть конституция ( В парламентарной
монархии действует | ||
19. Смешанная форма правления ( Франция). Смешанная форма
правления – сочетает в себе
элементы как парламентарной, так
и президентских республик. Конституция 1958г Ф-ции сохранив атрибуты парламентаризма, оформила установление режима личной власти.Центральной фигурой стал президент, наделенный большими полномочиями, избираемый внепарламентским путем. Сначало он избирался выборщиками (81512), а затем в 1962г стали прямые выборы. Правительство формируется президентом и несет ответственность только перед ним. Правительство
выведено из-под Положение отношений
премьер-министра с Президент V Республики
наделяется правами и |
22. Понятие и виды
форм государственного Понятие территориально- Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Классификация форм территориально-политического устройства государства. Традиционно различаются две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарное и федеративное государство. Конфедерация является союзом государств, в основном это международно-правовое объединение, но в нем есть некоторые конституционно-правовые элементы, и потому о конфедерациях тоже иногда упоминается в конституционном праве (хотя в настоящее время конфедераций в мире нет). Существуют и другие союзы и содружества государств (Европейский союз, британское Содружество, СНГ и т.д.). Формой территориально-политической организации государственности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. |
20. Президентская
республика.
Республика — форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями»(определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.). Президентская республика .В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента. Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос, В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку. В большинстве президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если же такая должность, то это так называемый административный премьер. Политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под ,председательством административного премьера). В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия. Ответственность правительства (министров) перед президентом — главный признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных ему министров. |
23. Унитарное государство.
Унитарное государство
— это единое государство, состоящее
не из государственных образований (штатов
и т.д.), хотя в его составе могут быть и
отдельные автономные государственные
образования, а из административно- Относительно |
21. Парламентская
форма правления.
Парламентарная республика. Парламентарная республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия. В парламентарной
республике президент обычно
избирается таким образом, В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает самостоятельно. В парламентарной республике правительство несет, ответственность только перед парламентом, но не перед президентом. |
24. Федерация: понятие
и признаки.
'Это сложное государство, |
25. Автономия
в зарубежных странах.
Атономия в конституционном
праве означает предоставление какой-либо
части государства (например, Аландским
островам в Финляндии, Крыму на Украине),
нескольким частям'(двум округам, населенным
индейскими племенами в Никарагуа, двум
округам, населенным в основном гагаузами
в Молдавии), всем однопорядковым единицам
(например, областям в Италии), наконец,
всем разнопорядковым административно- в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г.). Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. |
28. Фашизм: понятие, сущность, причины появления. Фашизм – как
политический режим обладает
рядом особенностей, отличающих
его от иных авторитарных Фашизм не только
целиком уничтожает демократию,
но и теоретически Вместо либерально- Фашизм просто
уничтожает такие принципы –
как народный суверенитет, Установление
открыто-террористического При фашизме: возраждается кастовая система, при которой все граждане распределяются по подчиненным фашистскому государству корпорациям, а социалньная борьба и профсоюзная деятельность запрещаются и объявляются государственным преступлением. В настоящее
время фашизм в его « В некоторых
странах действуют |
||
26. Демократический
политический режим: Различаются три
главные разновидности Различные разновидности
демократического 1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики; 2) политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; 3) разделение властей; 4) обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства; 5) свобода пропаганды любой политической идеологии. |
29. Понятие и принципы избирательного права. Конституционное
обеспечение прав человека Главной гарантией
прав и свобод человека в
демократическом государстве В любом государстве
правовое положение личности
во многом определяется Все конституционные
права и свободы принято Важнейшим политическим правом является избирательная правосубъектность гражданина, состоящая из активного и пассивного избирательного права, открывающая для граждан не только возможность учавствовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей или самому быть избранным. Правом избирать наделяется гражданин достигший совершеннолетия (обычно 18 лет), и обладающий другими х-ными признаками которые позволяют ему голосовать. Для кандидатов
тоже существуют и |
||
27. Авторитарный
политический режим.
Авторитарный (властный)
режим, как и демократический,
может существовать в условиях
различного общественного 1) политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан (партиципации) в определении государственной политики, не предоставляет некоторым оппозиционным партиям права действовать легально. 2) переход политического
руководства от одной партии
к другой и формирование 3) разре-шаются только некоторые организации, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, которое подвергается «чистке» в парламенте, права политической оппозиции нарушены, ее издания подвергаются цензуре. 4) принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства вторгаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контролем исполнительной власти. |
30.Избирательный
процесс.
Выборы это
важнейший инструмент Прямыми (граждане голосуют непосредственно за кандидатов), косвенными (выбираются выборщики, кот. после избирают ) и многостепенными. Порядок выборов регулируется многочисленными нормами, в совокупности составляющими институт выборов-систему норм, регулирующих процесс избрания кандидатов представительные органы и на выборные гос. должности. Процесс избрания состоит из определенных этапов. Первый этап это назначение выборов. Дата может быть установлена конституцией. Следующий этап, это создание избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей, формирование избирательных комиссий, предвыборная огитация. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до выборов, но официальное выдвижение и регистрация кандидатов начинается со дня, указанного в акте о назначении выборов или в избирательном законе. Следующий важный этап это голосование. Оно может быть очным, когда избиратель сам является в избир.ком и заочным, когда его волю реализуют другие лица - голосовыание по доверенности. После проведения голосования происходит подсчет голосов и объявляется победитель. |
||
31. Мажоритарные
избирательные системы, Название этой
системы происходит от При мажоритарной системе различают три видабольшинства: квалифицированное, абсолютное и относительное. В соответствии
с этим существуют три главные
разновидности мажоритарной При мажоритарной системе абсолютного большинства для избрания необходимо получить не менее 50% всех подонных голосов. Этот процент ниже, чем при системе квалифицированного большинства, но тоже достаточно высок, а голоса тоже распределяются между разными кандидатами так, что нередко ни один из них не получает необходимых 50%. Поэтому при данной системе также бывает второй тур. При мажоритарной системе относительного большинства кандидат, чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат. |
34. Пропорц-ные
избир-ные системы, виды, ограничения,
пропорционализм.
Пропорциональная избирательная система может быть применена только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах. Главное в пропорциональной системе – вычисление мзбирательной квоты. Это число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением и тд. Чтобы распределить голоса, нужно сначала вычислить избирательную квоту. Избирательная квота м.б. вычислина по разному. Самый простой способ вычисления квоты-определение естественной квоты. При этом способе общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по данному округу. Точно также вычисляются квота и места по общегосударственному избирательномуокругу, только числа будут гораздо крупнее. При пропорциональной избирательной системе м.б. два тура. В этом случае ко второму туру допускается только партии, собравшие определенный процент голосов. Расчет избирательной квоты для второго тура производится уже исходя из числа оставшихся незамещенных мест. При пропорциональной системе избиратель , как предпологается голосует не за отдельную личность. Лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии. Голосуя, он поддеривает политику той или иной партии . При этом юридически он в равной мере голосует за весь список партии, не делая различий между кандидатами, в него включенными. В некоторых странах при применении пропорциональной системы разрешается предпочтительный вотум. Он позволяет избирателю поддерживать голосованием определенную партию и вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре или кандидатурам из данного партийного списка. Заградительный барьер, введенный в интересах целесообразности, прежде всего для создания в парламенте крупных партийных фракций и как следствие для того чтобы правительство опиралось в парламенте на партийное большиество, а не на раздробленную совокупность партий. Заградительный пункт-установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии, чтобы иметь доступность к депутатским мандатам. Разновидностью пропорциональной системы является система единственного переходящего голоса. Избиратель имеет лишь один голос, но может его использовать не для голосования за партийный список, а только для преференциального голосования за одну из кандидатур любого партийного списка кандидатов. | ||
32. Мажоритарная
избиратнльная система абсолютного большинства.
В основе мажоритарной
системы лежит принцип При мажоритарной
системе абсолютного (простого) большинства
для избрания необходимо Поэтому при
данной системе также бывает
второй тур в его двух В обоих случаях
избранным считается кандидат, который
получит относительное |
35. Референдум
в нов. Странах.
Референдум - одно из важнейших средств прямой, непосредственной демократии. В принципе он имеет преимущества перед предстаительной демократией, т.е. такой формой, при которой волю народа выражают и облекают в законы и иные акты избранные населением представители-депутаты парламента, члены МСУ. Референдум дает
возможность народу выразить
свою волю непосредственно, Проведение референдума
требует полной гласности, Результаты референдума
оформляются как итог подсчета
голосов и определение | ||
33. Мажоритарная
избирательная система В основе мажоритарной
системы лежит принцип При мажоритарной
системе относительного В страна англосаксонского права мажоритарная система относительного большинства применяется при любом участии избирителей, в других же странах при применении этой системы, что бы выборы состоялись, требуется определенный процент проголосовавших избирателей. |
36. Гос. Власть
как институт конституц-го права. Пр-п
разделения властей.
Определение гос. Власть, в к-циях чаще всего отсуствует, говорится просто о власти или о суверенитете народа. Основные законы устанавливают, что власть исходит от народа, принадлежит народу, народ осуществляет суверенитет. Это прежде всего выражение целей гос. Политики. В этих формулировках говориться о системе органов гос-ва и их взаимоотношениях, о методах деят-ти и т.д. В своей совокупности они образуют институт гос-ной власти,занимающий одно из важнейших мест в отрасли конституц-го права. Гос. Власть следует отличать от политической. Во многих странах существовала политическая но не гос. Власть(кнр, мозамбика), только после определенных действий политическая переростает в гос. Власть. Тогда как гос. Власть всегда имеет различные ветви, в том чосли политические. Обьем конституционного регулирования отношений, связанных с гос. Власть , в разных странах различен. В к-циях стран тоталитарного социализма(кндр, куба, китая) обычно содержится соц-ная характер-ка власти. В основных законах капиталистических и постсоциалистических гос-в, в современных к-циях развивающихся стран таких формулировок обычно нет. Обобщение конституционно правовых норм на мировом уровне говорит о том, что стр-ра конституционно-правового института гос. Власти складывается из различных норм, образующих его элементы. Это 1) положения об источнике гос. Власти и соц-ных носителя, субъектах(народ, трудовой народ) 2) положения о Характеристике гос. Власти. 3) положения о целях и принципиальных направлениях деятельности гос. Власти. 4) положения о структуре гос. Власти (разделения властей) 5) положения об органах, осуществляющих гос. Власть(прокуратуры по к-ции китая, по к-ции сша- 3 ветви) 6) положения о путях, формах и методах осуществления гос. власти (напр. Демократический централизм по к-ции кндр 1972) Принцип разделения
властей - описать самостоятельно.
Шпора тебе не учебник студент! | ||
37. Место
главы государства в системе
гос. Органов.
В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотьемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в великобритании, президент в индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую - либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитрам по отношении к другим институтам гос-ва, как президент франции, единственным властителем. Глава государства
бывает единоличным и Глава государства
формирует правительство, |
40. Парламент,
порядок формирования, структура,
полномочия.
Парламент-это высший
орган народного Парламент обычно состоит
из верхней и нижней палаты. Члены
нижней палаты парламента обычно называются
депутатами, народными представителями,
члены верхней палаты- |
||
38. Президент.
Правовое и фактическое В системе высших
органов власти зарубежных В странах с
республиканской формой 1) Прямые выборы – Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Перу, Колумбия) выборы проходят по мажоритарной системе. 2) Косвенные выборы - США. Избиратели избирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. 3) Многостепенные выборы – ( чаще всего двухстепенные), где воля избирателя опосредствуется в парламенте. Полномочия и правовое
– фактическое положение Глава государства
– в некоторых странах |
41. Внутренняя
организация парламента т его
палат.
В парламенте и его палатах формируются различные органы. Одни из них имеют определенную компетенцию в конституциях, другие представляют собой всмомогательный аппарат, призванный обслуживать деятельность парламента. Также, парламент создает отдельные органы, кот. Занимаются определннной сферой деятельности. Обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парламента, отчитываются перед ним. Парламент может в любое время обновить состав этих органов, сместить их членов или должностных лиц. Они иногда формируются на определенный срок, что служит им определенной гарантией. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган(президиум сессии в китае). Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. Председатель однопалатного парламента или палаты должен быть политически нейтральным, беспристрастным. К внутренним органам парламента относятся партийные фракции. Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии. Для создания партийной фракции необходимо иметь определенное число депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат. Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты или комиссии. Постоянные комиссии бывают отраслевые и, или специализированные( по иностр. Делам, по сх, здравоохранению). Комиссии обсуждают информацию министров по своей отрасли. Палаты в случае необходимости создают временные комиссии-следственные, ревизорные, редакционные и др. Также парлпмент создает различные органы, которые не входят в его структуру, не являются веутренними органами палат, но помогают ему осуществлять его полномочия или действуют по его поручению. К их числу относятся ведоиства, осуществляющие контроль за бюджетной дисциплиной, за финансовой деят-тью. Аппарат парламента включает в себя три вида органов и лиц 1)вспомогательные службы парламента. 2)консультанты парламента. 3)личные помощники парламентариев. |
||
39. Компетенция
главы государства.
Глава гос-ва, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. Вотношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда право вето. Глава гос-ва формирует правительство, обладает правом увольнять министров и отправлять правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных. Осуществление всего этого на практике зависит от формы правления, от реального положения главы гос-ва. Как должностное лицо глава гос-ва обязано сохранять единство гос-ва. Как правило обладает правом законодательной инициативы, во многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. В них говориться о целях деят-ти гос-ных органов напредстоящий год, о необходимом законодательстве, о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам гос-ной жизни. Президент назначает многих высших, а иногда и не высших, должностных лиц, например судей. Президент издает нормативные акты, отменяет акты органов исполнительной власти. Президент вправе объявить чрезвычайное, военное положение. По конституции президент является главнокомандующим вооруженными силами, со всеми вытекающими последствиями. Назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность гос-ва. Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан, принимает меры по охране гос-ва. |
42. Правовое
положение депутата парламента.
В большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение из казны. В странах тоталитарного социализма депутат, как правило, не является профессиональным парламентарием, не должен оставлять свою основную работу, хотя некоторые депутаты м.б. освобожденными. Депутат выполняет депутатские обязанности на общественных началах, получая ннебольшое вознаграждение, рассматриваемое как возмещение депутатских расходов. В подавляющем большинстве стран депутаты имеют так называемый свободный мандат. Они рассматриваются как представители всего народа, а не только своего избирательного округа, и потому не обязаны выполнять наказы избирательного округа, не м.б. досрочно отозваны ими. Во многих странах члены парламента обладают депутатскими иммунитетами. Это означает, что депутат не может быть подвергнут задержанию или аресту, против него не м.б. возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом кот. он является. Депутат также обладает депутатским индемнотетом-неответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые он поддерживал своим голосованием, даже если эти действия будут затем принаны противоправными. Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, обладает правом запроса или вопроса к высшим должностным лицам государства на заседании парламента или вне его. Депутат обязан присутствовать на сессиях парламента, участвовать в пленарных заседаниях. В подавляющем большинстве стран депутатам не разрешается состоять на гос. Службе, хотя разрешается иногда занимать министерские посты, например в некоторых англосаксонских странах, где деят-ть министра рассматривается не как административная, а как политическая. Парламентариям запрещается: участвовать в сделках с государственным имуществом, состоять в руководстве иностранных фирм, получать вознаграждение и тд. |
||
43. Законодательная процедура парламента. Процесс законотворчества занимает более половины времени работы парламента. Он состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация. Парламент обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы. Правом законодательной инициативы обладают глава гос-ва, палаты парламента, их постоянные комиссии, правительство, отдельные депутаты, некоторые органы гос-ва, нотолько по предметам их ведения. Обсуждение законопроекта состоит из нескольких стадий, каждое обсуждение на пленарном заседании палаты называется чтением. Обычно бывают три чтения. В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, обсуждаются и голосуются поправки. В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии возможны только редакционные поправки. После этого представители фракций могут выступать только с кратким заявлением по мотивам голосования, объясняя свою позицию. Принятие закона осуществляется путем голосования на пленарном заседании и требует опрнделенного большинства. Члены парламента голосуют разными способами: с помощью электронной системы, бюллетенями, поднятием руки. В ответственных случаях используется поименное голосование. Одна из палат, обычно верхняя, может не согласится с текстом, принятым другой палатой. Тогда возникает вопрос о преодолении разногласий палат. Особый порядок установлен для принятия бюджетных и финансовых законов. Законопроект о бюджете вносится только исполнительной властью, поправки депутатов, предлагающие увеличение расходов, снижение доходов, в большинстве стран невозможны. После принятия закона парламентом наступает стадия промульгации закона главой гос-ва. |
46. Административно- Под административно- | ||
44. Порядок
формирования и структура Как правило,
правительство - это коллегиальный
орган исполнительной власти, обладающий
общей компетенцией Он возглавляет
административную или В странах запада премьер назначается как правило главой гос-ва или парламентом, или по его представлению. Способ образования правительства зависит от формы правления. В парламентарных
монархиях и парламентарных |
47. Общая характеристика
и основные принципы МСУ.
Территория государства
делится на адинистративно-территориальные
единицы. Такого деления нет только в очень
мелких островных государствах. Бывает
двухзвенное деление: области(губерни,
округа, провинции)- общины(муниципии,
коммуны), трехзвенное: области-районы-общины,
четырыхзвенное: регионы-области-районы-общины.
Двухзвенное деление существует, например
в болгарии, трехзвенное в китае, четырехзвенное
во франции. В каждой из таких единиц есть
либо назначенное должностное лицо, управляющее
ею, либо назначенное должностное лицо
и избранный гражданами совет, либо только
избранный совет, выбираемые его председатель
и мэр. Характер органов, осуществляющих
управление на местах- административно- | ||
45. Статус
и полномочия правительства. Как правило,
правительство-это В большинстве конституций полномочия прав-ва определены самым общим образом. Например, французкая конституция гласит, «правит-во определяет ипроводит политику нации. Оно также распоряжается администрацией и вооруженными силами». В парламентарных
республиках и монархиях Ответственность
перед парламентом выражается
в вынесении им вотума Перед верхней палатой правит-во несет ответственнось в редчайших случаях. |
48. Порядок
организации и структура Местным ( или муниципальным
управлением) именуется управление делами,
главным образом, местного значения, осуществляемое
выборными органами, которые уполномочены
представлять население той или иной административно- Эти органы
состоят из выборных В странах с давними демократич. традициями установлен принцип всоебщего избирательного права, но он нарушается различными цензами, - недопускаются должники, мало женщин, молодежи, ценз оседлости и др. Порядок выдвижения кандидатов, определение избирательных округов, и подсчет голосов в различных странах, и даже в пределах одной страны, нарпимер в США, отличается большим разнообразием. Самый распространенный способ выдвижение кандидатов – представление петиций, подписанных определенным числом избирателей. Так же – Праймериз – т.е. местные первичны выборы. Округа могут
быть одномандатные, Во Франции например: при населении менее 3500 чел., выборы проходят по мажоритарной системе, а если более то по мажоритарной и пропорциональной. Генеральные советы департаментов избираются по мажоритарной системе в два тура голосования в пределах своего избирательного округа – кантона. Региональные
советы – избираются на основе
всеобщего и прямого | ||
49 Компетенция
муниципальных органов.
Законодательство
относит к ведению органов
местного управления дела, связанные,
главным образом, со сферой
обслуживания и охраной С конца XIX века
объем деятельности этих Полномочия органов
местного управления обычно В некоторых
странах, таких как Так же во
многих государствах (США, Великобритания),
могут устанавливаться пределы
полномочий муниципалитета Основная деятельность
муниципалитетов: управление |
52. Глава гос-ва
и прав-во в развтых странах.
Глава гос-ва- это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо гос-ва, представляющее гос-во вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разных станах глава гос-ва в соответствии с их к-циями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон не действует, либо как глава исполнительной власти и одновременно глава гос-ва, либо как лицо, являющееся только главой гос-ва и не входящее в какую либо ветвь власти (германия, италия). Он м.б. символом государственности, как монарх в японии, властным арбитром по отношению к др. институтам гос-ва, как президент франции. Глава правительства
бывает единоличным и Глава гос-ва формирует прав-во, обладаетправом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, заключать и ратифицировать международные договоры. Почти во всех развитых странах правительством руководит президент. Начиная с его формированием и постановкой перед ним задач, кончая его руководством. Продолжи дальше мысль сам браток! Удачи тебе!!! | ||
50. Конституция
развивающихся стран.
Одной из самых удачных
конституций развивающихся |
53. Характерные
черты Американской Действующая конституция
США была принята 17 сентября 1787
г. Филадельфии. Конституция Состав: краткая преамбула, 7 статей, статьи поделены на части, 27 поправок к конституции, из них 2 о введении и отмене «сухого закона». Под влиянием этой конституции в мире стала распространятся доктрина конституционализма. Сначала в тексте конституции не было статей о политических и социально-экономических правах личности, это было включено поправками, получившими название билль о правах. Декларация, а затем и конституция закрепляли некоторые неотъемлемые права человека - на жизнь, свободу и стремление к счастью. Вопросы конституционного права регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями верховног суда США. Конституция США -жесткая конституция. | ||
51. Высшие
представительные, законодательные
органы.
В соответствии
с концепцией разделения Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным. представительным органом. Общегосударственный, представительный орган может иметь разные названия (национальное, народное собрание, конгресс), но за ним утвердилось обобщенное название парламент. Современный парламент
это высший орган народного
представительства, выражающий |
54. Основы правового
статуса личности в США. Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США, была декларация независимости 1776 года, в кот. заявлялось о неотъемлемых правах человека - о праве на жизнь, свободу и стремление к счастью. Также здесь говорилось и о коллективном праве народа на восстание против угнетения. Конституция 1787
года закрепляет личные Билль о правах
тоже исходит из концепции
естественных прав. Билль устанавливает,
что конгресс не должен В целом декларация независимости, к-ция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам - Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году. | ||