Статус и полномочия Президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:24, реферат

Описание работы

Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Статус и полномочия Президента.docx

— 28.15 Кб (Скачать)

Для содействия Президенту в реализации его конституционных  полномочий по определению внутренней политики при главе государства  создан Государственный совет –  постоянно действующий консультативный  орган. 

Определение внешней  политики

Президенту Российской Федерации даны широкие права  по проведению внешнеполитического  курса страны. Именно глава государства  во многом определяет позиции России на международной арене. Президент  представляет Россию в международных  отношениях, проводит переговоры, подписывает  ратификационные грамоты. Конституционные  полномочия главы государства во внешнеполитической области практически  реализуются в формате различных  текущих мероприятий. В первую очередь  речь идет о переговорах с главами  иностранных государств во время  их визитов в Россию или зарубежных поездок Президента. Обыденным явлением стала «сверка часов» по различным  вопросам мировой политики с иностранными партнерами по телефону. Активно задействован и такой канал международного общения, как обмен посланиями. Всему  этому предшествует кропотливая  работа, в ходе которой вырабатываются внешнеполитические позиции России.

Президент назначает  и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Этим назначениям предшествуют консультации с соответствующими комитетами или  комиссиями палат Федерального Собрания. Президент подписывает международные  договоры. Международные договоры Российской Федерации – составная часть  российской правовой системы.

По сложившейся  практике основные направления внешней  политики Президент формулирует  в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства. 

Награждение государственными наградами 

«Президент Российской Федерации награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает  почетные звания Российской Федерации»

Конституция России

Государственные награды Российской Федерации - высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном  строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной  деятельности, иные выдающиеся заслуги  перед государством.

Государственные награды Российской Федерации - это  звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации.

Указы об учреждении государственных наград, о награждении  государственными наградами издает Президент. Президент также вручает  государственные награды.

Для проведения общественной оценки материалов о награждении  и обеспечения объективного подхода  к поощрению граждан глава  государства образует Комиссию по государственным  наградам при Президенте. Комиссия работает на общественных началах. 

Решение вопросов гражданства 

Президент Российской Федерации решает вопросы гражданства  Российской Федерации и предоставления политического убежища 

Конституция России

Право на гражданство  – одно из неотъемлемых прав человека. Оно провозглашено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Конституция  Российской Федерации, российское законодательство о гражданстве в полной мере обеспечивают осуществление норм и принципов  международного права в области  гражданства и прав человека. Важнейшим  проявлением этого является тот  факт, что решение вопросов гражданства  и предоставления политического  убежища Конституцией возложено  на Президента - гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Полномочия Президента в области гражданства конкретизированы Законом «О гражданстве Российской Федерации». Президент обеспечивает проведение единой государственной  политики в области гражданства. Ее основу составляет законодательство в этой области и практическая деятельность государственных органов, ведающих делами о гражданстве. Президент  принимает решения по вопросам приема в гражданство иностранных граждан  и лиц без гражданства, восстановления в гражданстве, разрешения на выход  из российского гражданства.

Президент образует Комиссию по вопросам гражданства из представителей федеральных органов  государственной власти, ученых и  общественных деятелей. Комиссия на общественных началах осуществляет информационное и аналитическое обеспечение  деятельности Президента по реализации возложенных на него Конституцией полномочий по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического  убежища. Кроме того, Комиссия готовит  предложения по совершенствованию  законодательства и проведению единой государственной политики в этой области. По Закону Комиссия предварительно рассматривает ходатайства, поступившие  на имя Президента, готовит предложения  и проекты Указов, которые представляются Президенту. Комиссия работает на общественных началах.

С учетом возрастания  значимости и роли российского гражданства  в обеспечении стабильности и  сплоченности общества, укрепления российской государственности, а также новых  реалий и особенностей развития России на современном этапе, упорядочения миграционной политики в 2002 году принят обновленный Федеральный закон  «О гражданстве Российской Федерации». Закон направлен на обеспечение  четкого конституционного регулирования  вопросов гражданства. Он учитывает  необходимость сбалансированности интересов личности, общества и государства. Новый Закон призван внести существенные коррективы и структурные преобразования в институт российского гражданства, поднять всю работу в области  гражданства на качественно новый  уровень, отвечающий современному этапу  развития общества. Новый закон полностью  соответствует Конституции, отвечает международным нормам и принципам  в области гражданства, обеспечения  прав и основных свобод человека.

Порядок предоставления политического убежища определен  Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического  убежища иностранным гражданам  и лицам без гражданства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации  от 21 июля 1997 года. Политическое убежище  может быть предоставлено лицам, ищущим убежище или защиту от преследования  в стране своей гражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. 

Решение вопросов помилования 

Президент Российской Федерации осуществляет помилование 

Конституция России

Помилование закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В статье 50 (часть 3) Конституции  записано: «Каждый осужденный за преступление имеет право <…> просить о помиловании  или смягчении наказания». Статья 71 Конституции устанавливает, что  помилование находится в ведении  Российской Федерации. Другими словами, вопросы помилования может решать только высшая федеральная власть, то есть – Президент.

Уголовный кодекс уточняет конституционные нормы  в отношении помилования. В статье 85 Кодекса сказано, что помилование  осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально  определенного лица. Актом помилования  лицо, осужденное за преступление, может  быть освобождено от дальнейшего  отбывания наказания либо назначенное  ему наказание может быть сокращено  или заменено более мягким видом  наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Статья 113 Уголовно-исполнительного  кодекса устанавливает меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению  свободы. В качестве одной из таких  мер выступает ходатайство о  помиловании. Оно может быть возбуждено в отношении положительно характеризующихся  осужденных.

В вопросе о  помиловании осужденных Президент  обладает исключительным конституционным  полномочием. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О комиссиях по вопросам помилования  на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года № 1500 помилование  применяется: в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к  наказаниям, предусмотренным уголовным  законом, и отбывающих наказание  на территории Российской Федерации; в  отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание  на территории Российской Федерации  в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в  отношении лиц, отбывших назначенное  судами наказание и имеющих неснятую судимость.

Помилование, как  правило, не применяется к осужденным, совершившим умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; злостно  нарушающим установленный порядок  отбывания наказания; ранее освобождавшихся  от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшихся от отбывания  наказания по амнистии; ранее освобождавшихся  от отбывания наказания актом  помилования; которым ранее производилась  замена назначенного судами наказания  более мягким наказанием.

Инструктивно-методическим обеспечением деятельности комиссий по вопросам помилования в субъектах  Федерации занимается Управление Президента Российской Федерации по обеспечению  конституционных прав граждан. Оно  же готовит проекты решений Президента. 

Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами 

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской Федерации 

Конституция России

И в дореволюционной  России, и в советский период традиционно  глава государства был Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами. В современной России Президент  также обладает полномочиями по руководству  Вооруженными Силами. В мирное время  глава государства осуществляет общее политическое руководство  Вооруженными Силами, а в военное  время руководит обороной государства  и его Вооруженными Силами по отражению  агрессии. Полномочия Президента Российской Федерации как Верховного Главнокомандующего изложены в Федеральном законе «Об  обороне» (статьи 4 и 13).

Осуществляя политическое руководство Вооруженными Силами, Президент  в качестве Верховного Главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства  Вооруженных Сил, мобилизационный  план Вооруженных Сил, мобилизационные  планы экономики, план гражданской  обороны и другие акты в сфере  военного строительства. Глава государства  утверждает также общевойсковые  уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Министр обороны и Начальник  Генерального штаба подчинены Президенту непосредственно. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную  службу, об увольнении в запас лиц  определенных возрастов, отслуживших  в армии, подписывает международные  договоры о совместной обороне и  военном сотрудничестве.

Конституция наделяет Президента исключительным правом введения военного положения. Правовой режим  военного положения определяется Федеральным  конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении». Утверждение  Указа Президента о введении военного положения отнесено Конституцией к  ведению Совета Федерации. Если Совет  Федерации не утвердит такой Указ Президента, то его действие прекращается со следующего дня после принятия такого решения Советом Федерации. Во исполнение международных обязательств Российской Федерации о введении военного положения Президент уведомляет Генерального секретаря ООН и информирует Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанном с временным ограничением прав и свобод российских граждан.

Информация о работе Статус и полномочия Президента