Статус судей РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Суд возникает вместе с государством, но выделяется в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и образования специального государственного аппарата. В связи с переменами в российском обществе в Конституции 1993 года было впервые проведено разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей — это одно из составных частей демократии. Оно обозначает разделение полномочий государственных органов при сохранении принципа единства государственной власти.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовой статус судей………………………………………………..5
1.1. Понятие правового статуса судьи…………………………………………5
1.2. Требования к кандидатам на должности судей………………………….7
1.3. Наделение полномочиями, назначение и избирание судей……………..9
Глава 2.
2.1. Независимость судей и гарантии ее осуществления……………………13
2.2. Неприкосновенность судей как фактор, обеспечивающий его независимость…………………………………………………………………..17
2.3. Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи………………….20
2.4. Социально-правовые гарантии независимости судьи………………….23
Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА((((((.docx

— 56.15 Кб (Скачать)

Установлен  особый порядок избрания в отношении  судьи меры пресечения в виде заключения под стражу, который состоит в  том, что решение об этом может  принять лишь судебная коллегия в  составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации или областного и ему соответствующего суда общей  юрисдикции. При этом такое решение  может быть принято по ходатайству  Генерального прокурора Российской Федерации.

Установлен  запрет на применение в отношении  судьи такой меры процессуального  принуждения как задержание. Даже если при задержании судьи его  личность не могла быть известна в  момент задержания, с установлением  соответствующих данных он подлежит немедленному освобождению. При этом личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  Федеральным законом в целях  обеспечения безопасности других людей.

В действующем  Законе о статусе судей установлены  дополнительные гарантии защиты судей  от необоснованного осуществления  в отношении них оперативно-розыскных  мероприятий и следственных действий, связанных с ограничением его  гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности.

Эти действия допускаются не иначе как на основании  решения, принимаемого судебной коллегией  в составе трех судей соответствующего суда общей юрисдикции. После возбуждения  уголовного дела в отношении судьи  либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу указанные  мероприятия и действия производятся в порядке, установленном Федеральным  уголовно-процессуальным и Федеральным  законом об оперативно-розыскной  деятельности.

По ходатайству  судьи, заявленному до начала судебного  разбирательства, уголовное дело в  отношении него рассматривается  Верховным Судом Российской Федерации.

Указанные меры по обеспечению неприкосновенности судей в связи с производством  по уголовным делам особенно важны. Но, учитывая характер деятельности судей  и обусловленное этим его положение  в обществе, законом установлен и  специальный порядок привлечения  судей к административной и дисциплинарной ответственности. Согласно Закону о  статусе судей, в частности, вопрос о привлечении судьи к административной ответственности принимается по представлению Генерального прокурора  Российской Федерации судебной коллегией  в составе трех судей соответствующего Федерального суда общей юрисдикции высшего или среднего звена.

Установлена возможность привлечения судей  к дисциплинарной ответственности. Так согласно статьи 12.1 Закона о статусе судей на судью могут быть наложены дисциплинарные взыскания: предупреждения; досрочное прекращение полномочий судьи. Данное решение принимается квалификационной коллегией, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Подводя итог, можно отметить, что неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность его личности, жилища, служебного помещения, используемых им средств связи, его корреспонденции, принадлежащего судье имущества и документов. Так, судья не может быть привлечен к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором и лишь при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Без ее согласия судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу. Заключение под стражу судьи допускается исключительно с санкции Генерального прокурора либо по решению суда.

Проникновение в жилище или служебное помещение  судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание  его телефонных переговоров и  другие действия, ограничивающие его  права, производятся с соблюдением  Конституции РФ и других законов  и только в связи с производством  по уголовному делу в отношении этого  судьи.

 

2.3. Отзыв и досрочное прекращение полномочий судьи

Как мы уже  выяснили, законом установлены гарантии независимости судьи, одной из них является установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Полномочия судьи приостанавливаются (временно прекращаются) решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

  1. Признании судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  2. Согласии квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;
  3. Участии судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ и избрание его в эти органы власти.

Следует отметить, что приостановление полномочий судьи не влечет прекращения выплаты заработной платы. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостанавливающая его полномочия. В отношении судей Конституционного Суда существуют особенности приостановления их деятельности. Полномочия судьи согласно указанному Закону могут быть приостановлены в случаях, если было дано согласие Конституционного Суда на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности либо в случае, если  судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Существует  специфика порядка приостановления  судейских полномочий. Согласно Закону приостановление полномочий судьи  Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления оснований к  их приостановлению.

Восстановление  полномочий судьи по первому из указанных  оснований осуществляется решением Конституционного Суда. Прекращение  полномочий судьи, заключающееся в  лишении его права исполнять  должностные полномочия, происходит при наличии указанных в Законе оснований, таких как:

  1. Письменное заявление судьи об отставке;
  2. Неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
  3. Письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
  4. Истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;
  5. Увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  6. Прекращение гражданства Российской Федерации;
  7. Занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
  8. Вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

В отношении  судей Конституционного Суда оговорено, что такое заявление может  быть подано до достижения предельного  возраста пребывания в должности, то есть до 70 лет.

Квалификационная  коллегия судей может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое  решение, если судья вернулся к исполнению обязанностей. Судьи Федеральных  судов впервые назначаются сроком на 3 года; судьи Конституционного Суда назначаются сроком на 12 лет; мировые  судьи - не более чем на 5 лет.

Судьям  военных судов, достигшим предельного  возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок службы может быть продлен до 10 лет, но не свыше достижения ими  возраста 65 лет.

Применительно к судьям Конституционного Суда это  основание сформулировано иначе: «...продолжение  судьей, несмотря на предупреждение Конституционною  Суда Российской Федерации, занятий  или совершения действий, не совместимых  с его должностью».

    • Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным;
    • Смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
    • Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;
    • Достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
    • Нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде;
    • Неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
    • Признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению этого суда, которое  направляется Президенту Российской Федерации  и в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации ввиду  нарушения порядка его назначения производится Советом Федерации  по представлению Конституционного Суда Российской Федерации.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации ввиду  совершения судьей проступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению  Конституционного Суда Российской Федерации, принятому большинством не менее  двух третей из общего числа судей.

Полномочия  судей общих и арбитражных  судов прекращаются решением соответствующей  квалификационной коллегии судей, которое  может быть обжаловано в том же порядке, как и в случае приостановления  полномочий.

Таким образом, если порядок назначения судей занимает важное место среди средств обеспечения независимости судей, то процедура, основания и механизм прекращения полномочий судей представляют собой совокупность условий, имеющих решающее значение для ее существования.

 

2.4. Социально-правовые  гарантии независимости судьи

Социально-правовые гарантии независимости судьи - это  установленный законом особый порядок  обеспечения жизнедеятельности  гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи  как в период осуществления им судейских полномочий, так и при  уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государством жизни  и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства  материального и социального  обеспечения, соответствующего его  высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.

Следовательно свой статус судья сохраняет даже будучи в отставке, так пребывающему в отставке судье Закон о статусе судей сохраняет ряд льгот материального порядка. Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый год работы судьи, но не меньше шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности.

Пребывающему  в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное  содержание в размере 80 % заработной платы работающего в соответствующей  должности судьи. При этом в стаж работы судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается  время предшествующей работы по юридической  профессии.

Находящемуся  в отставке судье за каждый год  работы ежемесячное содержание увеличивается  из расчета за каждый год стажа  свыше 20 лет - один процент содержания, но всего не более 85 % заработной платы  занимающего соответствующую должность  судьи.

Приостановление полномочий судьи Российской  Федерации, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, также не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Кроме того, уровень иных видов материального и социального обеспечения судьи и гарантии неприкосновенности также сохраняются.

Кроме материальных гарантий, связанных с оплатой труда, судье предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, социально - бытовое обслуживание, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, а также принадлежащей судье и членам его семьи собственности. Также в служебных целях судьи обеспечиваются проездными документами на  проезд  всеми видами транспорта общего пользования, а судьям,  переведенным  в  другую местность, расходы по их переезду и переезду членов их семей возмещаются в полном объеме. В  жилых помещениях, занимаемых судьями, во внеочередном порядке устанавливается телефон с оплатой по установленным тарифам [15]. Судья Российской   Федерации имеет право на оплачиваемое государством санаторно-курортное лечение,   судье, не   использовавшему это право,  выплачивается  денежная  компенсация   в размере стоимости путевки.

Кроме того судьи Российской  Федерации имеют право на компенсацию понесенных расходов, связанных  с   наймом   (поднаймом)   жилых   помещений   до предоставления им жилой площади. «Судьи,    нуждающиеся   в   улучшении   жилищных   условий, обеспечиваются    в    соответствии    с    нормами,    установленными законодательством  Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с  учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров  или  в  виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального   бюджета,   выделяемых  на  эти  цели  судам  Российской Федерации,   в   порядке,   установленном   Правительством  Российской Федерации. Судья,  ушедший  или  удаленный в отставку со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и  пожелавший  переехать  на  постоянное  место  жительства  в  другую местность,  обеспечивается  в  порядке,  установленном  Правительством Российской Федерации, благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры либо  дома  за  счет средств федерального бюджета. Ему предоставляется возможность    внеочередного    вступления    в   жилищно-строительный кооператив,   оказывается   содействие   в   индивидуальном   жилищном строительстве»[8].

Информация о работе Статус судей РФ