Третейское разбирательство гражданско-правовых споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – разобраться в сущности третейского суда как альтернативы государственного правосудия, рассмотреть историю его развития, дать определение, обозначить признаки третейского суда, выявить его функции и принципы формирования.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
I Третейские суды: краткая история развития.............................................4
II. Правовое регулирование третейского судопроизводства.......................8
III. Сущность третейского судопроизводства...............................................10
3.1. Понятие третейского суда.................................................................10
3.2. Состав третейского суда.....................................................................13
3.3. Преимущества третейского суда .......................................................14
IV. Третейское разбирательство гражданско-правовых споров................16
4.1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров.....................................................................................................................16
4.2. Статус третейских судов при рассмотрении гражданских споров.....17

4.3. Исполнение и оспаривание решений третейских судов......................20
Заключение...........................................................................................................25
Список использованной литературы...........................................................26

Работа содержит 1 файл

Контрольная Третейские суды.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

III. Сущность третейского  судопроизводства

3.1. Понятие третейского суда

     В настоящее время в мире существует много различных третейских судов (негосударственных коммерческих арбитражей). При всем разнообразии исходное положение у них едино: две стороны спора о праве просят третьего рассмотреть и разрешить их конфликт. Отсюда и название третейского суда – суд третьего. Третейский суд – суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско-правового спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого суда. Судьи, избираемые в состав третейского суда, совсем не обязательно должны быть профессиональными юристами. Право выбора конкретной формы защиты между судебным разбирательством и производством в третейском суде принадлежит заинтересованным лицам.

     Выбирая третейского судью, обращающиеся лица заранее согласны подчиниться его  решению. Если в российском законодательстве избираемые сторонами судьи и суды именуются третейскими, то за границей наши третейские суды принять называть арбитражем. В России государственный коммерческий суд назван арбитражем, а арбитраж в западном смысле назван третейским судом 9.

     На  первый взгляд, кажется, что перепутаны всего лишь названия, однако, на практике это порождает определенные сложности, как с западными сторонами, так и в нашей стране, поскольку Нью-Йоркская конвенция 1958 г. не распространяется на решения государственных судов. Слово «суд» за границей применяется только к государственным структурам, а слово «арбитраж» - только к структурам внесудебного разрешения спора. То есть арбитраж – это структура внесудебного предпринимательского разрешения спора.

     Третейский суд может создаваться для рассмотрения и разрешения отдельного, разового дела, после разрешения которого он прекращает существование (т. е. случайный суд, суд ad hoc). Третейский суд может быть институционным и постоянно действующим, когда заранее в установленном порядке сформирован состав третейских судей, и сторонам предоставляется возможность выбирать из объявленных лиц судью для своего дела.

     В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях. Указанные суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Для образования постоянно действующего третейского суда организация должна принять соответствующее решение, утвердить положение о постоянно действующем третейском суде и список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон. 
Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое недолжно противоречить отдельным положениям Закона «О третейских судах», указанным в п. 5 ст. 310.

     Бесспорно, что постоянно действующие третейские суды более предпочтительны. Если, например, судьей ad hoc может стать человек без юридического образования и опыта судейской работы, то в постоянно действующие суды включаются авторитетные юристы, профессионалы высокой квалификации, что сказывается на качестве их работы.

     Третейские суды, представляющие собой общественные образования и не обладающие судебной властью, поскольку не осуществляют правосудие, успешно функционируют наряду с судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

     Потребность в третейской процессуальной форме  защиты субъективных прав может возникнуть в случаях, когда спорящие стороны по тем или иным причинам не устраивает гражданская юрисдикция государства. Например, иностранные лица, проживающие в какой-либо стране, предпочитают возникший между ними юридический спор разрешать в третейском порядке, а не в официальном суде иностранного государства.  
Обращение к третейским судьям может быть вызвано также недоверием к профессиональной квалификации государственных судей, их незнанием особенностей подлежащего разрешению хозяйственного (экономического, торгового) спора.

     Однако  подобные случаи довольно редки, значительно  чаще в третейских судах разрешаются  споры, возникающие в международном  частном праве. Такие споры по общему правилу неподведомственны  национальной государственной юрисдикции, а могут быть рассмотрены на международно-договорной основе третейскими судами (международным коммерческим арбитражем)11.

     Третейское  судопроизводство создано для рассмотрения и разрешения споров о праве и  потому является исковым. Для него обязательны иск, истец, ответчик, исковые средства защиты права, что сближает  производство третейских судов с гражданским процессом. Можно говорить о том, что третейское судопроизводство составляет подотрасль российского гражданского процессуального права. Это относиться только к третейским судам, созданным и действующим на основании отечественных законов. 
Юрисдикционные органы, сформированные на международно-договорной основе, не могут быть включены в национальную судебную систему.
 

3.2. Состав третейского суда

     Состав  третейского суда регламентируется гл. 3 Закона «О третейских судах в  РФ». В соответствии со ст. 8 «О третейских судах в РФ», третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи12. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства. Число третейских судей может определяться сторонами и должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином или правилами постоянно действующего третейского суда не определено число третейских судей, то избираются (назначаются) три третейских судьи.

     Таким образом, третейский судья должен соответствовать определенным требованиям, так же, как и государственный. В первую очередь он должен быть независим от сторон, совершенно не заинтересован в исходе дела и беспристрастен. Судьей должен быть юрист-специалист, особенно, если суд состоит из одного судьи. Закон также определяет, кто не может быть третейским судьей. Это, например, действующий государственный судья. Не могут быть также действующие работники правоохранительных органов, либо уволенные из них по компрометирующим основаниям. 

     Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей, в соответствии со ст. 10 Закона «О третейских судах в РФ». Полномочия третейского судьи прекращаются по соглашению сторон, в связи с самоотводом третейского судьи или отводом третейского судьи по основаниям, предусмотренным статьями 11 и 12 Закона «О третейских судах в РФ», а также в случае смерти третейского судьи, а также после принятия решения по конкретному делу13.  

3.3. Преимущества третейского суда

     Третейское  разбирательство дела обладает некоторыми преимуществами по сравнению с судебным разрешением спора. Среди этих преимуществ быстрота и экономичность рассмотрения дела: возможность создания специализированного третейского суда; существование фактора «повышенного доверия» как к судьям, так и к постановленному ими решению; конфиденциальность; возможность сторонам самим определить сроки, место и время разрешения спора. Немаловажно сохранение духа сотрудничества, что создает необходимые условия для дальнейшего продолжения взаимовыгодных хозяйственных связей контрагентов14.

     Кроме того, процедура третейского разбирательства  основана на принципах защиты интересов  конкретных участников имущественного оборота.

     В третейских судах отсутствуют апелляционные, кассационные и надзорные инстанции, а спор по существу и окончательно разбирается избранным сторонами составом суда (или единоличным судьей) в одной инстанции. Стороны вправе выбрать себе судей как из числа лиц, значащихся в списке постоянно действующего третейского суда, в который включены наиболее авторитетные и известные практики и ученые, так и любых иных лиц, обладающих необходимой для этого квалификацией. Назначенные каждой из сторон судьи избирают затем возглавляющего их председателя. 
Такие судьи не зависимы от сторон спора и, не будучи их представителями, обеспечивают объективное и квалифицированное рассмотрение спора.  
Размер третейского сбора существенно ниже размера госпошлины, подлежащей уплате в государственных арбитражных судах. 
Кроме того, в третейских судах лучше учитывается специфика предпринимательских отношений, обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так же как разбирательство по общему правилу носит закрытый характер, решения третейского суда чаще всего не публикуются, а если и публикуются, то без указания спорящих сторон, а также иных сведений, позволяющих определить стороны.

     В процессе рассмотрения спора активнее используется принцип состязательности сторон. Важнейшими основаниями для  принятия решения третейским судом являются договоры, торговые обычаи15. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Третейское разбирательство  гражданско-правовых  споров

4.1. Компетенция третейских судов при рассмотрении гражданских споров

     Третейское  разбирательство споров граждан  также регулируется Законом «О третейских судах в РФ». На разрешение третейского суда могут быть переданы любые споры о праве между гражданами, за исключением споров, возникающих из трудовых и брачно-семейных отношений.  В соответствии со ст. 17 Закона «О третейских судах в РФ», третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор. 
Третейский суд в каждом случае организуется по особому соглашению всех участников спора. Он компетентен рассматривать спор только при условии, что между сторонами был заключен договор о передаче спора на разрешение этого суда16.

     Третейское  соглашение заключается в письменной форме и считается заключенным, если под его условиями имеется  подпись сторон. Соглашение о передаче дела на рассмотрение третейского суда может быть оформлено в виде отдельного документа либо в виде оговорки в основном договоре, заключенном между сторонами.

     При несоблюдении письменной формы третейского  соглашения оно считается незаключенным. Иных оснований недействительности третейского соглашения Закон не содержит.

     Говоря  о третейском соглашении, следует  отметить, что Закон определяет третейское соглашение (также – третейская запись) как соглашение (договор) сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.

     Соглашение  о передаче спора на рассмотрение третейского суда должно включать следующие  условия:

     наименование  сторон и место их жительства;

     предмет спора;

     наименование  избранных судей;

     срок  разрешение спора;

     место и время составления соглашения17.

     После заключения соглашения о передаче спора  на разрешение третейского суда односторонний  отказ от его исполнения не допускается. Исключением является случай, когда  эта сторона докажет, что кто-либо из третейских судей заинтересован в исходе дела и что об этом обязательстве ей не было известно при заключении договора.

     Таким образом, вопрос о наличии или  об отсутствии у него компетенции  рассматривать преданный на его  разрешение спор третейский суд решает самостоятельно. 

4.2. Статус третейских судов в процессе рассмотрения гражданских споров

     В литературе часто ставится такая  проблема третейских судов, как определение  их статуса. По мнению Е. А. Виноградовой, законодательное определение «статуса»  постоянно действующего третейского  суда не только противоречит определению его как одного из видов принципиально единого института третейского суда по мере необходимости и целесообразности на организации различных организационно-правовых форм18.

     Закон «О третейских судах в РФ» не определяет статус третейского суда, созданного при различных предприятиях, учреждениях, организациях. Вопрос о создании третейского суда в качестве коммерческой или некоммерческой организации учредителем решаться не может. Третейский суд является некоммерческой организацией и это положение императивно, так как третейский суд является одним из юрисдикционных органов защиты субъективных прав и его основной целью не может являться извлечение прибыли.

     Говоря  о правах и обязанностях третейского  суда, следует отметить, что в соглашении с судом стороны обязуются друг перед другом подчиняться велениям суда, а суд имеет право отдавать обязательные распоряжения, направленные на быстрое и правильное разрешение спора и обеспечение его исполнения. Так, в соответствии со ст. 25 Закона «О третейских судах в РФ» суд может не только вынести решение о применении обеспечительных мер, но и потребовать предоставить встречное обеспечение в связи с принятыми мерами.

     Суд обязан обеспечить независимое и  беспристрастное рассмотрение спора, предоставив сторонам равные возможности для предоставления доказательств и применяя принцип состязательности (независимость и беспристрастность судей, а также состязательность и равноправие сторон – принципы третейского разбирательства)19.

     Суд обязан заблаговременно направить сторонам уведомление о времени и месте заседания, а также предоставить им равные возможности для изложения и доказывания своей позиции по спорному вопросу.  В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона «О третейских судах в РФ», суд обязан предоставить каждой стороне все материалы, переданные в суд другой стороной.

     Согласно  ст. 22 Закона «О третейских судах в  РФ» суд должен сохранять в  тайне сведения, ставшие ему известными в ходе разбирательства. Таким образом, на суде лежит отрицательная обязанность «не разглашать». Интересно, что правопреемники могут освободить суд от этой обязанности (видимо, только совместным решением), хотя они не всегда являются стороной третейской записи.

Информация о работе Третейское разбирательство гражданско-правовых споров