Умышленное уничтожение или повреждение имущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Необходимо отметить, что выбор данной тематики обусловлен ее актуальностью.
Дело в том, что рассматриваемый в данной работе Уголовный Кодекс является
сравнительно новым. Новый Уголовный Кодекс Российской Федерации принят
Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996
года и введен в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом № 64 – ФЗ
от 13 июня 1996 года. Ранее действовавший третий по счету Уголовный Кодекс
РСФСР, принятый 27 октября 1960 года и введенный в действие с 1 января 1961
года прекратил свое существование.

Содержание

Введение.......................................................................2
1. Умышленное уничтожение или повреждение имущества. Анализ основных
особенностей статей 167 и 168 УК
РФ...........................................................................
......... 4
1.1 Общий обзор статьи 167.....................................................4
1.2 Признак объективной стороны преступления...................................5
1.3 Субъективная сторона.......................................................6
1.4 Общий обзор статьи 168.....................................................8
2. Особенности практического применения статей 167 и 168 в юридической
практике 10
2.1. К вопросу об уничтожении собственного имущества......................... 10
2.2 К вопросу о субъекте поджога..............................................12
2.3 Вандализм как вид умышленного уничтожения или повреждения
имущества.....................................................................15
2.3 Компьтерный саботаж как вид умышленного
уничтожения имущества.........................................................23
Заключение....................................................................25
Библиографический список......................................................26

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 55.19 Кб (Скачать)

жертв возникает  также желание отомстить и  усиливается подозрительность и

враждебность по отношению к молодежи в целом. Некоторые виды вандализма

(например, порча  культурных символов, надписи, содержащие  агрессивные

высказывания в  адрес отдельных национальных групп) могут провоцировать

социальные конфликты.

Наиболее важным социальным последствием вандализма является то, что усвоенные

модели деструктивного поведения в дальнейшем повторяются  в усиленной форме.

Это значит, что  вандализм потенциально содержит опасность  разнообразных, в

том числе более  тяжелых форм агрессивного поведения  личности в будущем.

     Мотивы разрушительных действий. В общественном сознании вандализм часто

предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление

мотивов вандализма стало одной из главных задач  социальных исследователей с

момента появления  первых публикаций по этой проблеме. Мы остановимся на двух

мотивационных типологиях вандализма. Рассмотрим типологию С. Коэнà,

наиболее часто  упоминаемую в литературе. В зависимости  от доминирующего мотива

разрушения С. Коэн выделяет шесть типов вандализма.

1. Вандализм как способ приобретения. Основной мотив разрушения

составляет материальная выгода. Эта форма вандализма по сути является

разновидностью  кражи. Примеры подобных явлений  легко найти в современной

российской действительности. Известно, что большой вред наносится  всякому

оборудованию, содержащему  цветные металлы. Снимаются дверные  ручки,

мемориальные доски, детали приборов и устройств. Широко распространена эта

разновидность вандализма на кладбищах, когда крадут цветы, венки, золото

надписей.

2. Тактический вандализм. Разрушение используется как средство для

достижения других целей. Например, чтобы не допустить  снижения цен,

уничтожаются целые  партии товара.

     3. Идеологический вандализм. Этот вид похож на предыдущий, и их иногда

объединяют. Об идеологическом вандализме говорят, когда разрушитель  преследует

социальные или  политические цели. Объект разрушения имеет ярко выраженный

символический смысл. Он может обозначать тип власти, социальные институты,

какую-либо социальную или национальную группу. Социальные революции и

катаклизмы обычно сопровождаются усилением этой разновидности  вандализма.

Разрушения памятников архитектуры во время Великой  Французской революции носило

антимонархический, антифеодальный и антикатолический характер. Именно эти

символы уничтожались особенно интенсивно. Так была разрушена  Бастилия, бывшая

символом королевского суда. На королевском кладбище Сен-Дени за 3 дня был

уничтожен 51 памятник. Всего же за 1789-1800 гг. во Франции были разрушены 168

памятников искусства  и архитектуры. Хорошо известно, сколь  интенсивно

уничтожались символы  предшествующего строя и в  революционной России. Например,

за период с 1917 г. разрушено 25-30 тыс. церквей и соборов, около 500

монастырей, уничтожено не менее 20 млн. икон, около 400 тыс. колоколов.

4. Вандализм как мщение. Разрушение происходит в ответ на обиду или

оскорбление. Особенность  этой разновидности состоит в  том, что разрушение

имущества представляет собой отложенный ответ на действие противной стороны и

совершается анонимно. Обида может быть воображаемой, а  объект разрушения может

быть лишь косвенно или символически связан с первичным  источником враждебности.

Такая форма мщения привлекательна тем, что эмоционально эффективна, но

позволяет избежать личного столкновения. Кроме того, объект мести не всегда

достижим. Отмечается, что такая форма мести к  тому же "часто безопасна, обычно

надежна и всегда сладка". Некоторые исследователи  трактуют все разновидности

вандализма как  месть, то есть ответную агрессию.

5. Вандализм как игра. Это распространенная разновидность детского и

подросткового вандализма. Разрушение рассматривается как  возможность поднять

статус в группе сверстников за счет проявления силы, ловкости, смелости. Такое

времяпрепровождение часто имеет характер соревнования.

6. Злобный вандализм. Злобный вандализм представляет собой акты,

вызванные чувствами  враждебности, зависти, неприязни к  другим людям и

удовольствия от причинения вреда. При этом объект не столь специфичен, как в

случае мстительного вандализма. Например, в 1977 г. некий  мужчина облил

кислотой 23 художественных полотна, среди которых были произведения

классической живописи. Свой поступок он объяснил так: "Мне  нужно было

уничтожить то, что дорого другим". Еще более  зримо передано настроение,

сопровождающее  подобные акты разрушения, в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес", для

героев которого получение удовольствия путем причинения зла другим людям

является составляющей повседневной жизни. В одном из эпизодов романа

описывается, как  они выплескивают остатки кофе на обои, а потом начинают

колотить ногами по стенам комнаты, стараясь их запачкать. Тем самым они

надеются навредить  квартирной хозяйке, которая ничего плохого им не сделала.

"Мы всегда, когда  едим, пакостим стены, – говорит  герой Сологуба, – пусть

помнит".

Другая классификация  мотивов вандализма представлена Д. Кантером. Кроме уже

рассмотренных мотивов  мести и приобретения, Кантер называет следующие

причины:

     Гнев. Разрушительные действия объясняются чувством досады, переживанием

неспособности достигнуть чего-либо и могут быть попыткой справиться со

стрессом.

     Скука. Причиной подросткового вандализма часто является желание

развлечься. Строго говоря, скука не является мотивом. Как замечают некоторые

исследователи, состояние  скуки является тем психологическим  фоном, на котором

происходят многие правонарушения молодежи, в том числе  и вандализм [4]. Мотивом

выступает поиск  новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретностью и

опасностью. Важную роль в формировании такого поведения  играют субкультурные

полоролевые стереотипы. Особое значение имеет представление  о маскулинности как

способности испытывать сильные эмоции, открыто их проявлять, действовать

быстро, не думая.

     Исследование. В этом случае целью разрушения является познание. В

частности, причиной разрушений, совершаемых детьми, бывает любопытство, желание

понять, как работает система. Это касается не только физических объектов, но и

социальных. Разрушение является способом проверить границы  допустимого,

установить, насколько  сильны общественные нормы и авторитет  взрослых.

     Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения

создает новые  визуальные структуры, сопровождается звуками, которые кажутся

приятными. Более  подробно этот аспект разрушения мы рассмотрим ниже.

     Экзистенциальное исследование. Расшифровывая этот мотив, Кантер поясняет,

что вандализм  может выступать как средство самоутверждения, исследования

возможности своего влияния на общество, привлечения  внимания к себе. Пожалуй,

наиболее древним  примером акта вандализма подобного  рода является поступок

Герострата, который  сжег храм ради личной славы. Как отмечают исследователи

вандализма в  искусстве, "причудливое" стремление к привлечению внимания часто

является мотивом  порчи крупных произведений живописи. Как правило, разрушители

такого типа не пытаются избежать ареста и стараются  сделать из своего поступка

публичное событие. Так недавно поступил российский художник А. Бренер, который

вывел баллончиком  с зеленой краской знак доллара  на всемирно известной картине

Казимира Малевича "Супрематизм. 1921-1927", находившейся в музее современного

искусства Амстердама. "Я террорист в искусстве, хотел  обратить внимание на

положение художников в мире и лично на себя", –  объяснил он свой поступок.

     Предотвращение и контроль вандализма. Вандализм влечет за собой серьезные

финансовые, материальные и социальные издержки.

Отметим, что значительная роль в предотвращении вандализма и  принадлежит

уголовному кодексу. Именно основываясь на его нормах общество как бы

предупреждает преступника  о том, что его ждет в случае нарушения той или иной

нормы. То есть у  человека всегда есть выбор. Однако основной принцип

наказания заключается  в следующем. Страшить должно не само наказание, а его

неотвратимость. Отметим, что в качестве наказания могут  применяться штрафы,

исключение из школы, уголовное преследование. Многие исследования показывают,

что акцент на санкциях зачастую вызывает ответное увеличение вандализма и

агрессии, активизируя  ценности силы, протеста и вызова. Одновременное

ограничение карательных  мер и одобрение желаемых моделей  поведения снижает

вандализм.

     2.3 Компьтерный саботаж как вид умышленного уничтожения имущества

Рассматриваемое понятие является сравнительно новым  и возникло недавно.

Однако в последнее  время, в связи с возрастающей ролью в обществе

компьютерных технологий, этот вид уничтожения имущества  привлекает к себе

значительное внимание множества современных юристов.

     Компьютерный саботаж - физическое разрушение аппаратного или программного

обеспечения, либо искажение, или уничтожение содержащейся в компьютере

информации, с корыстной  целью (недобросовестная конкуренция, стремление

получить страховку), или без таковой. Хакеры совершают  свое проникновение в

чужие программы, обычно не преследуя цели уничтожения  или повреждения чужой

собственности, т.е., кто этим занимаются, получили название "вандалов" или

"компьютерных  саботажников". Для получения  доступа к информации они пользуются

хакерскими методами. Примером угрозы компьютерного саботажа является

предупреждение  группы хакеров серьезно затруднить работу компьютерного

оборудования государственной  телефонной сети в случае введения повременной

оплаты за пользование  телефоном.

Эти действия квалифицируются  в качестве умышленного уничтожения  или

повреждения имущества (ст. 167). В том случае, если эти  действия повлекли

Информация о работе Умышленное уничтожение или повреждение имущества