Гендерные различия в невербальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить гендерные различия в невербальной коммуникации.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд задач:
- изучить специфику и элементы невербальной коммуникации;
- дать анализ гендерных различий в невербальной коммуникации на примере рекламы.
Объект – невербальная коммуникация
Предмет – гендерные различия в невербальной коммуникации

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Раздел 1. Невербальная коммуникация: общая характеристика и основные элементы………………………………………………………………………….6
Раздел 2. Гендерные различия в невербальной коммуникации на примере рекламы ………………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников и литературы…………………..……….24

Работа содержит 1 файл

гендерные различия в невербальной коммуникации.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

Государственное образовательное учреждение высшего  и профессионального образования

   «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.Н.ТУПОЛЕВА» 

   Институт  социальных технологий

   Кафедра истории и связей с общественностью 
 
 
 

                                                                                                               Специальность 030602

                                                                                     Курс  
 
 
 
 

   КУРСОВАЯ  РАБОТА

   Студентки группы  
 

   Тема: Гендерные различия в невербальной коммуникации 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Казань 2010

    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….…3

Раздел 1. Невербальная коммуникация: общая  характеристика и основные элементы………………………………………………………………………….6

Раздел 2. Гендерные различия в невербальной коммуникации  на примере рекламы  ………………………………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………….21

Список  использованных источников и литературы…………………..……….24

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Межличностное общение является определенным средством  передачи и обмена не только информации, но в большой степени личностных смыслов и отношений. Невербальное общение является одной из главных  составляющих межличностного взаимодействия. Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией.

        Актуальность темы заключается в том, что гендерные характеристики заметно влияют на средства, которые используют мужчины и женщины при выражении своих личных отношений к другим людям. В данной работе сосредоточено внимание на гендерных аспектах эмоциональности, так как гендер, как сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий мужских и женских ролей, поведения, ментальных и эмоциональных характеристик, самым непосредственным образом связан с эмоциональностью мужчин и женщин. Коммуникативно значимые проявления этих различий внутри одной культуры плохо изучены, а их семантика и прагматика по большей части остаются необъясненными.

    Вышеизложенное  делает актуальным исследование гендерных особенностей и гендерных различий в невербальном общении1.

        Степень изученности  работы. В исследовательских работах по данной проблеме показано, что невербальное поведение обеспечивает наибольшую эффективность общения и не всегда совпадает с прямыми вербальными средствами выражения мысли, но всегда является точным индикатором состояния говорящего-слушающего2. Большинство авторов, исследовавших проблему невербального поведения, признают его ведущую роль в вопросе выражения и интерпретации эмоций и чувств по сравнению с вербальными средствами3. Анализ исследований некоторых ученых показывает, что гендер является одной из базовых характеристик личности, оказывающей влияние на другие ее характеристики, в том числе на социальное поведение, выражение отношений, чувств и эмоций4.

     В процессе выполнения данной работы были использованы базовая учебная литература, теоретические труды крупнейших ученых в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных гендерной тематике и прочие актуальные источники информации.

    К учебной литературе можно отнести  Биркенбила В. «Язык интонации, мимики, жестов»5,  Воронина О.А. «Словарь гендерных терминов»6, Горелов И. Н. «Невербальные компоненты коммуникации»7.

    К теоретическим трудам относятся  Грошев И.В. «Гендерная невербальная коммуникация в рекламе»8, Гусейнова И. А. «Гендерный аспект невербального общения на примере деловой коммуникации»9 и другие.  
     Теоретическую и методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов, а именно Крейдлин Г. Е. «Мужская и женская невербальная коммуникация»10 и Стернин И. А. «Коммуникативный идеал в гендерном аспекте».11 

    Цель курсовой работы: изучить гендерные различия в невербальной коммуникации.

    Исходя  из поставленной цели, можно выделить ряд задач:

     - изучить специфику и элементы  невербальной коммуникации;

     - дать анализ гендерных различий в невербальной коммуникации на примере рекламы.

    Объект – невербальная коммуникация

    Предмет – гендерные различия в невербальной коммуникации

    Курсовая  работа состоит из введения, двух теоретических разделов и одного практического, заключения и списка использованных источников и литературы. Общий объем работы 26 страниц. Библиографический список включает 23 источника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. Невербальная коммуникация: общая характеристика и основные элементы. 

          Информация, посланная отправителем  без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации.

     Невербальные  сообщения всегда ситуативны, по ним  можно понять нынешнее состояние  участников коммуникации, но нельзя получить информацию об отсутствующих предметах или происшедших в другом месте явлениях, что можно сделать в вербальном сообщении. В основе невербальной коммуникации лежат два источника — биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе  социального опыта человека. 
         Невербальное общение включает в себя пять подсистем12
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство). 
2.  Взгляд. 
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: внешний вид собеседника, мимика (выражение лица),  пантомимика (позы и жесты). 
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.  
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д.

     К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

     Проксемика  объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения. Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

     В принципе, к невербальной сфере относятся  силенциальные и акциональные компоненты общения13. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая). 
         Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир14. Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты. Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл.

     Согласно  исследованиям, значительная часть  речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем при разговоре. Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение    к  происходящему. 
      Согласно схеме Экмана и Фризена, типы невербального поведения можно разбить на пять основных категорий15:  иллюстраторы; адаптеры/манипуляторы; эмблемы;  эмоции;  регуляторы.  
      Иллюстраторы - это виды невербального поведения, которые мы используем для того, чтобы подчеркнуть какие-то аспекты нашей речи. С их помощью мы иллюстрируем визуально то, что пытаемся символически выразить словами. Многие люди, например, используют жесты рук, чтобы проиллюстрировать или подчеркнуть свои слова. Жесты могут подчеркивать характеристики голоса, сообщать, насколько взволнован человек тем, что он говорит, или описывать само содержание предаваемого сообщения. Вы, может быть, замечали, что скрипач Ицхак Перльман поднимает брови, когда берет высокую ноту. Когда же он берет более низкую ноту, его брови опускаются. Возможно, такое же поведение можно наблюдать у Пласидо Доминго или Паваротти, когда они поют свои арии, или у вас, когда вы повышаете или понижаете  голос.  
         Адаптеры/манипуляторы - это виды невербального поведения, которые помогают нашему телу адаптироваться в окружающей нас среде. Если мы чешемся, трогаем себя за кончик носа, кусаем губы или трем глаза - это адаптивное поведение. Хотя такое поведение может не представлять особой важности для общения, оно важно для нашей повседневной жизни (попробуйте иногда не почесать то место, которое чешется), и все культуры вырабатывают у себя нормы этикета и манеры, касающиеся адаптивного поведения.  
        Эмблемы - это невербальное поведение, которое несет информацию само по себе. Эмблемы могут и не применяться во время общения, хотя используются довольно часто. В таких случаях они передают сообщение, подобно слову, предложению или фразе. В Соединенных Штатах, например, если вы поднимаете брови, выдвигаете вперед нижнюю губу, опуская при этом уголки губ, и покачиваете головой из стороны в сторону, это, как правило, означает, что вы сомневаетесь в обоснованности слов вашего собеседника. Конечно, есть более простые и более прямолинейные эмблемы, такие как кивок головой, означающий «да», покачивание головой, означающее «нет», и   старый    добрый  «палец».  
           Как можно догадаться, многие эмблемы определяются культурой, и далее в этой главе будут рассматриваться вопросы, связанные с различием невербального поведения у людей разных культур. Взгляните на ставшую сегодня довольно известной фотографию американских военнослужащих, взятых в плен корейцами в 1968 году. Фотография была сделана корейской стороной и отправлена в Соединенные Штаты с целью показать, что пленники содержатся в хороших условиях. Однако если вы посмотрите пристальнее, то обнаружите, что некоторые из них показывают «палец». Для американцев, видевших фотографию, это был ясный знак того, что с пленными далеко не все хорошо. Многие также расценивали этот сигнал как знак  неповиновения.  
         Эмоции - еще один вид посланий, передаваемых с помощью невербального поведения. В главе 11 мы говорили о том, как посредством одного из типов невербального поведения, выражения лица, передается информация об эмоциях, как универсальными, так и специфическими для определенной культуры способами. Лицо человека - наиболее широко исследуемый канал невербальной передачи эмоций, вероятно, из-за его хорошей способности передавать дискретные, специфические для данного момента эмоциональные состояния. Однако другие виды невербального поведения, включая тон голоса и положение тела, также могут нести определенную информацию об эмоциональных или аффективных состояниях.  
         И, наконец, регуляторы - это такие аспекты невербального поведения, с помощью которых мы регулируем поток речи во время общения. Мы часто используем выражение своего лица для того, чтобы сигнализировать о том, что устали, или ждем, или даже предлагаем кому-то другому что-то сказать. Наш тон голоса также регулирует речь, информируя других о том, что мы закончили говорить. Во многих культурах функцию регуляторов речи исполняют взгляд, визуальное внимание и жесты, приглашающие другого человека вступить в  разговор.  
      Помимо того что существует большое число каналов невербального поведения, по каждому из них передается множество разных типов сообщений. Довольно нелепо, что, хотя по невербальным каналам передается такое огромное количество информации, собеседники тем не менее уделяют им довольно мало внимания, когда рассматривают вопросы коммуникации.           На самом деле невербальное поведение жизненно важно для успешного общения, как межкультурного, так и любого другого, даже если оно реализуется бессознательно и автоматически.
 
 
 
 
 
 

Раздел 2. Гендерные различия в невербальном поведении.

   

        Реклама в современном обществе оказывает влияние не только на экономику, она стала мощным фактором социализации, в том числе и гендерной. Это может иметь положительные и отрицательные последствия, как для отдельного человека, так и для общества в целом.

     Основной  целью рекламной деятельности является стремление привлечь внимание наибольшего количества потенциальных покупателей и вызвать у них желание приобрести рекламируемый продукт. Для этого в рекламе используется целый спектр средств направленных как на сознательную, так и на бессознательную сферу человека.

     Стремясь  осуществить наиболее эффективное воздействие на потребителя, реклама использует потребности, мировоззренческие ценностные ориентации, стереотипное мышление людей. Она старается проникнуть в глубь психики человека, понять причины, по которым он покупает тот или иной товар, а затем использовать эту информацию, чтобы оказывать еще более эффективное воздействие. При этом в процессе рекламной коммуникации происходит формирование определенной потребительской системы ценностей, определенного образа и стиля жизни.

     Телевидение – самый эффективный зрелищный и массовый по охвату потребителей вид рекламы. Несмотря на довольно короткий период своего существования, по сравнению с другими видами рекламы, телереклама успешно конкурирует с другими средствами рекламы, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Телереклама обладает хорошей запоминаемостью, прокатанная большое число раз, она накрепко внедряет в сознание телезрителей то, что необходимо рекламодателю.

     В связи с этим актуальным является изучение гендерных стереотипов, используемых в телевизионной рекламе, а также сравнение их с современными гендерными представлениями, существующими в обществе.

         Наряду с такими параметрами,  как культура, национальность, раса, возраст, общественное положение,  физическое и психическое состояния собеседников, отношения их друг к другу, которые во многом определяют характер течения диалога, важную роль в коммуникации играют также гендер и гендерные роли.

         Под гендером принято понимать социально и культурно нагруженный пол, а гендерные роли – это общественные или культурные ожидания о коммуникативном поведении полов и способы, которыми эти обещания реализуются в вербальном и невербальном семиотическом взаимодействии16.       Сегодня уже очевидно, что гораздо правильнее говорить не о половых и гендерных различиях, а о двух стилях коммуникативного поведения, мужском (маскулинном) и женском (фемининном), и соотносить коммуникативные стереотипы не с полами, а с этими стилями (ясно, что у женщин преобладающим является фемининный, а у мужчин – маскулинный тип)17. 'Маскулинность' и 'фемининность' в этом случае будут признаками, определяющие гендерные роли и действия. Введение понятия невербального стиля привело к тому, что отдельные жесты и целые стили невербального поведения стали оцениваться как (более) женские и, соответственно, (более) мужские, независимо от реального пола их исполнителя. Больше того, для ряда культур были составлены специальные таблицы соответствующих форм и типов мужского и женского поведения, присущих носителям данной культуры. Согласно гендерному стереотипу женщины тут более кооперативные и коллаборативные, чем мужчины, а мужчины более уверенные, решительные и требовательные18.

Информация о работе Гендерные различия в невербальной коммуникации