История Кубанского казачества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 13:15, реферат

Описание работы

Вопрос истории казачества последние десятилетия привлекает широкое внимание ученых, историографов, политологов, органов государственной власти, а также общественности и деловых кругов дальнего зарубежья. Некогда закрытая тема у нас в стране в последнее время получила огромный всплеск. Проводятся научные конференции, издаются монографические исследования, бесчисленное множество статей и публикаций. Стали доступными труды и дореволюционных историков казачества, созданные профессиональными историками, а также работы, изданные за рубежом представителями казачьей эмиграции и работы зарубежных исследователей.

Работа содержит 1 файл

История Кубанского казачества.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Нравственные ценности Кубанского казачества и их трансляция.

  • Читать далее

Система ценностей, из поколения в поколение транслировавшаяся  в казачьей среде, отличалась ярко выраженной спецификой. Среди нравственных ценностей, издавна прививавшихся казакам, важнейшее место отводилось воинским ценностям. Сила, храбрость, полководческий талант были возведены в ранг моральных добродетелей. Несмотря на строгость своих законов, запорожцы могли помиловать даже убийцу товарища, если он был выдающимся бойцом [1]. Учёные считают, что настоящим прозвищем атамана Ермака было Токмак, т. е. пест, колотушка. Прозвище подчёркивало и прославляло его физическую силу[2]. Весьма ценился практически ориентированный ум. Его отсутствие вызывало злую насмешку. «Вид казака, а ум дудака (дрофы – И.В.)» - говорили о непрактичных глупцах[3]. Чрезвычайно ценилась удачливость, благоволение свыше. «Бог не без милости, казак не без счастья» - говорилась в старинной пословице[4]. В период формирования и бытования Кубанского казачества, именно воинская система ценностей сохранила больше всего архаики. Как и встарь, казаки оставались воинами. В то время как вся остальная их жизнь существенно изменилась. 

Атаманы -основатели в исторической картине мира кубанских казаков

  • Поликарп's blog
 

 

  • Читать далее

Атаманская  власть в воинском мире казаков связана  с понятием «социокультурного способа  властвования». По мысли Ю.Л. Бессмертного, это понятие включает, в частности, представление о допустимых (и недопустимых) видах властвования, имидж власти, надежнее всего обеспечивающий покорность подчиненных, принятые формы ее самопредставления и вообще различные культурные топосы, формирующиеся в политической практике, признанные подчиненными и самой властью средства и формы обеспечения ее престижа и т.д. (1). В народной картине мира предводитель нередко предстает организатором определенного единения, санцкионирует право на занимаемую данной общностью территорию (2). Такими качествами в исторической памяти кубанских казаков наделены Захарий Алексеевич Чепега и Антон Андреевич Головатый. Именно они в народной истории организовали и возглавили переселение на Кубань: «Ой, тысяча симсот дэвьяносто пэршого року, / Ой, выйшов указ вид наший царыци / З Пэтэрбурга города, / З Пэтэрбурга города. / Ой що пан Чепига и пан Головатый, / Зибравши всэ вийскэ, вийскэ запорижьскэ, / Гэй, выступае та на Кубань-ричку, / На вишнэе время все» (3). В статистическом описании Таманского полуострова, составленном в 1877 г., упоминаются местные предания о том, как «перешел на прикубанскую землю сухим путем кошевой атаман Чепега, с войсковым штабом, обозом и пешими полками» (4). Станица Таманская заселена «казаками, прибывшими с Буга с полковником Головатым, соорудившим здесь по преданию (выделено нами. – О.М.) существующую и теперь небольшую Покровскую церковь» (5). 

Униформа кубанцев

  • Поликарп's blog
 

 

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
 

 

  • Читать далее

Как известно кубанское войско сформировано на основе нескольких ранее существовавших казачьих войск. Его этнический состав (запорожцы, донские и чугуевские казаки, беглые "охотники" и т.д.) и, как следствие, предпочтения в одежде были разнообразны.  Черноморцы: Лишь часть первых переселенцев была одета в казацкие кафтаны, в основном синего цвета, да казаки-артиллеристы (около сотни) в кафтанах красного цвета. Головные уборы - шапки из смушки с меховым околышем и матерчатым вершком в форме цилиндра или усеченного конуса.  

Почитание стариков как одна из основ жизненного уклада кубанских казаков

  • Поликарп's blog
 

 

  • Войдите на сайт для отправки комментариев
 

 

  • Читать далее

Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом. Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными, «писанными», казачьими законами. Так, в Положении «Об общественном управлении станиц казачьих войск, статья 556 гласила: «В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим». Ст. 568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана, предусматривала: «Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам». Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов. Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших В обычае говорилось: «Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят». Без разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке «смирно», не строевых возрастов и без формы – сняв шапки. 

Информация о работе История Кубанского казачества