История теорий коммуникаций и концепция массовых коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ истории теорий коммуникаций и концепций массовой коммуникации.
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
Проследить как менялось понимание коммуникации на разных этапах становления человечества.
Оценить влияние средств коммуникации на становление теорий коммуникаций.

Работа содержит 1 файл

коцепции.docx

— 86.41 Кб (Скачать)

Введение

В современной  действительности коммуникация становится решающим фактором успеха в любой  сфере деятельности. Грамотное применение коммуникативных технологий и средств  позволяет предприятию строить  крепкие связи и выгодные взаимоотношения  с потребителями, партнерами и другими  аудиториями, тем самым создаются  условия для максимального достижения поставленных фирмой целей.

Тема  данной курсовой работы «История теорий коммуникации. Концепции массовой коммуникации.» выбрана не случайно. Актуальность темы связана с тем, что без понимания истории развития теорий коммуникаций нельзя понять процессы, происходящие в сфере коммуникативных отношений современного мира. Подобного рода понимания дает возможность не только для теоретического, но и для прикладного характера использования теории коммуникаций в любой сфере деятельности. Помимо этого, концепции массовой коммуникации, представленные в данной работе, предоставляют возможность по-новому взглянуть на процесс медиа-общения, как на способ решения многих актуальных проблем современности, такие, как взаимоотношения между государствами и обществами в новых условиях, между партиями и электоратом, между населением и властью, между фирмой и клиентом, между производителями и потребителями. Все это становится возможным благодаря тому, что большое внимание в теории коммуникации уделяется не только прямой связи, но и механизму обратной связи, развитию и специфике этого механизма, а также процессам кодирования и декодирования. Теоретическая база, использованная в работе, представлена ведущими исследователями в области теории коммуникаций, такими как Почепцов Г.Г, Сапунов В.И, Бакулев Г. П., Шарков Ф.И., Науменко Т.В.

Цель исследования: анализ истории теорий коммуникаций и концепций массовой коммуникации.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие  задачи:

  1. Проследить как менялось понимание коммуникации на разных этапах становления человечества.
  2. Оценить влияние средств коммуникации на становление теорий коммуникаций.
  3. Изучить наиболее значимые концепции массовых коммуникаций.
  4. Проанализировать  концепции массовых коммуникаций.
  5. Определить насколько изменился подход к изучению коммуникации, начиная с античности.

Объект исследования: история теорий коммуникаций и концепция массовых коммуникаций

Предмет исследования: теории коммуникаций на разных этапах взросления человечества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.5. Философия и  теория коммуникаций

На рубеже XVIII -XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться  категориальный аппарат, принципиально  важный для проблемы исследования теории коммуникаций. Речь идет о категориях "субъект" и "объект", где под "субъектом" понимался человек в его активно познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к окружающему объективному миру - "объекту".

Следует, однако, отметить, что  большинство немецких философов  были склонны трактовать и человеческое общение в категориях субъект-объектной связи, а не субъект-субъектной, и выйти за ее рамки не смогли. В их теоретических построениях, особенно у И.Г. Фихте и Новалиса, человеческое индивидуальное Я было настолько абсолютизировано, что «другое Я» (тоже субъект) по существу оказывалось лишенным своей субъектности и становилось объектом среди объектов. 1Таким образом, вместо принципа диалогичности межличностной коммуникации восторжествовал принцип ее монологичности. Рассмотрение коммуникации как однонаправленного процесса закрывало дорогу к созданию адекватной теории межличностной коммуникации как субъект-субъектного отношения (Я — другое Я) и останавливалось на уровне ее понимания как субъект-объектного отношения, где другая сторона превращалась в пассивный объект воздействия познающего субъекта (Он).

Ф. Шлейермахер (1768-1834), видный представитель немецкого романтизма, более детально рассматривал проблему коммуникации. Межличностная коммуникация для него — это в первую очередь общение между равными участниками (субъект-субъектное отношение). Признание этого факта стало для него предпосылкой и фундаментальной основой последующей разработки теории понимания (герменевтики) как основы подлинно человеческих взаимоотношений.2

Можно без преувеличения  сказать, что современная философская герменевтика обязана своим рождением именно Шлейермахеру. Он рассматривал герменевтику как «искусство постижения чужой индивидуальности», «другого».3

Цель герменевтики, по Шлейермахеру, состоит в прояснении условий возможности понимания письменных документов. Любой письменный документ представляет собой "языковое обнаружение", имеющее двоякую природу. С одной стороны, он является частью общей системы языка, с другой - продуктом творчества некоторого индивида. Поэтому перед герменевтикой стоит двоякая задача: исследование языкового обнаружения в качестве элемента определенной языковой системы и вместе с тем - как обнаружения стоящей за ним уникальной субъективности.4 Первую часть задачи выполняет "объективное" (или "грамматическое") истолкование, вторую - "техническое" (или "психологическое"). Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определенной лексической системы, психологическое же исследует индивидуальный стиль, т.е. комбинации выражений, не заданные лексической системой. В поздних работах, Шлейермахер отдавал, правда, предпочтение разработке "технической", т.е. субъективной, психологической интерпретации.

Помимо простой техники понимания и толкования различных сочинений, например священных текстов, герменевтика раскрывает саму структуру интерпретации, характеризующую понимание как таковое: у немецкого философа она нашла свое выражение в так называемом принципе герменевтического круга. Суть его состоит в том, что для понимания целого необходимо понять его отдельные части, чтобы понять отдельные части необходимо иметь представление о смысле целого. Так, слово — часть предложения, предложение — часть текста, текст — часть творческого наследия данного автора и т.д. Шлейермахер развивая понятие герменевтического круга, вывел две его разновидности. Первая, традиционная для герменевтики — когда часть текста сопоставляется со всем текстом как целым и мы выясняем смысл целого относительно его частей. Другая разновидность герменевтического круга состоит в том, что текст рассматривается как часть, а культура, в которой он функционирует, как целое. Исследуя текст в совершенно ином понимании, совмещая это со знанием условий его создания, интерпретатор может понять автора и его творение глубже, чем сам автор понимал себя и свое произведение.

 

1.6. Средства коммуникация и теория коммуникации в XIX веке

В последующем, чтобы усилить интенсивность процесса коммуникации, необходимым стало изобретение средств связи, которые бы осуществляли требуемую интеграцию без публичного соприкосновения. Так, через систему знаковых сигналов (флажки, костры - в пределах видимости;  звуковые сигналы - в пределах слышимости) коммуникации стали осуществляться на расстоянии.5 Для увеличения расстояния, в пределах которого необходимо установить целенаправленные разовые коммуникации использовались такие индивидуальные средства коммуникации как гонец, посыльный. В целях же расширения сфер дистанционных коммуникаций и превращения их в массовые была изобретена почтовая связь, которая обеспечивала достаточно массовую адресную связь между сообщающимися элементами общественной системы. В связи с тем, что в такой системе процесс коммуникативного обмена информацией  весьма длителен, актуальность получаемой информации зачастую уменьшалась, а то и вовсе исчезала, а тем более информация, получаемая через обратную связь, устаревала, что и делало эту систему коммуникативных связей достаточно размытой, а коммуникативную среду - не интенсифицированной.

Телеграф, изобретенный в XIX веке ознаменовал начало новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций. С созданием системы телеграфных коммуникаций тысячекратно повысилась скорость коммуникаций, а главное резко возросло число участников коммуникативных взаимосвязей - коммуникантов6. С изобретением радио и внедрением его в глобальную коммуникативную сеть скорость передачи информации в коммуникативном обмене достигла скорости света, а главное - информация и данное средство коммуникации стали массовыми. Практически всеобщая телефонизация урбанизированных регионов по мнению К. Штейнбуха «в 333 раза увеличивает пропускную способность информации, а логически вытекает, что соответственно во столько же раз возрастает интенсивность коммуникаций. Повышение мобильных свойств (нестационарность, беспроводность аппаратов) телефонных аппаратов по крайней мере еще в 5-6 раз увеличивает эту возможность.»7

На фоне увеличения скорости передачи информации возрастает роль семиотики — нового направления исследования коммуникации, возникшее в XIX в. в рамках философии прагматизма. Семиотика уделяла особое внимание природе знаковой коммуникации, исследовала свойства знаков и знаковых систем, которым определенным образом придавалось некоторое значение. Истоки изучения знаковых систем по существу проявились уже в логико-математических работах Г. Лейбница в конце XVII в. В явном виде основные принципы семиотики сформулировал американский философ и логик Ч. Пирс (1839-1914), который ввел и само понятие «семиотика». По утверждению Пирса, «любая мысль — это знак, участвующий в природе языка», «мыслить без знаков невозможно», а знак является заменителем объекта в каком-то аспекте.8 Коммуникация также невозможна без знаков. В любой коммуникативной ситуации можно выделить три части: знак в функции объекта и в отношении к интерпретатору. Не только человеческое мышление состоит из знаков, но и сам человек может быть понят как знак. Мышление носит языковой характер, а язык — это совокупность знаков. Потому нельзя мыслить без знаков, в основе человеческого познания и понимания также лежит знак-язык, публичный по своей природе и выступающий в качестве средства общения. Вместе с тем в XIX в. появляются учения, критическая направленность которых расходится с общей линией на изучение коммуникативных аспектов человеческой жизни. Ф. Ницше (1844—1900) стал одним из ярких критиков коммуникации в XIX в. Значительное место в философии Ницше отведено критике языка. Он убежден, что мышление неотделимо от языка, но язык с необходимостью искажает реальность, подменяет жизнь-как-она-есть-сама-по-себе ее искусственной картиной, лишенной атрибутов «бытия» — естественности, страстей, непосредственности, стихийности.9 С помощью слов-метафор люди упорядочивают хаос впечатлений. Деиндивидуализация и универсальная применимость понятий — залог существования общества, члены которого должны иметь возможность «договориться».

 

1.7. Философская  традиция изучения коммуникации  в XX в.

Философская традиция изучения коммуникации в XX в. еще более многообразна. В ней получили продолжение идеи семиотики и герменевтики; кроме того, большое внимание  проблеме человеческой коммуникации было уделено в рамках таких философских направлений, как экзистенциализм, персонализм, аналитическая и лингвистическая философия, диалогическая философия и др.10

Оформление экзистенциализма как особого философского направления относится к 1920-м гг. Его основными представителями являются М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, русские мыслители Л. Шестов и Н.А. Бердяев. Предмет и цель философских исследований экзистенциализма — внутренний мир личности, изолированной от общества. По своему характеру это философия человеческой некоммуникабельности. Термином «экзистенциализм» обозначается ряд концепций, сущность которых есть способ переживания личностью противоположной ей чуждой и враждебной действительности. В центре внимания — внутренний мир человека; социальная жизнь представляется в виде продолжения и расширения этого внутреннего мира, и кризис личности понимается как кризис человеческого бытия вообще. Способность человека к коммуникации отличает его от всего остального сущего, благодаря ей человек может обрести самого себя, она лежит в основе экзистенциального отношениямежду людьми, как отношение между Я и Ты. Такого рода отношения возникают между людьми общающимися, но одновременно сознающими и сохраняющими свои различия, идущими друг к другу из своей уединенности. Человек, считает Ясперс, не может быть самим собой, не вступая в общение, и не может вступать в общение, не будучи уединенным, не будучи «самостью». Таким образом, коммуникация, по Ясперсу, является универсальным условием человеческого бытия.

Основным манифестантом  персонализма в XX в. Стал французский философ Э. Мунье (1905— 1950), автор многочисленных работ, среди которых «Персоналистская и коммунитарная революция» (1935), «Введение в экзистенциализм» (1947), «Персонализм» (1949). Кризис общения, характерный для социально-исторической ситуации первой половины XX в., Мунье объяснял пороками индивидуализма. Он формирует изолированного человека, который постоянно защищается. По этому принципу создана идеология западного буржуазного общества. Человек, лишенный связей с природой, наделенный безмерной свободой, рассматривает ближних с точки зрения расчета, он завистлив и мстителен. Антитезой индивидуалистического общества выступает персоналистско-коммунитарное общество, основанное на любви, реализующейся в отзывчивости и сопричастности, когда личность принимает на себя судьбу, страдания и радость ближних. Коммуникация в философии персонализма общение, основывающееся на взаимопонимании, дискуссии, что становится противовесом доктрине общественного договора, так как его участники воспринимают и осознают друг друга только в свете своих обоюдных обязательств — абстрактно и безлично.

Взаимодействия  различных средств в каждый период истории функционирования культуры коммуникаций представляют особый интерес. Если до появления письменности структуру коммуникации определяли устные средства, то с появлением письменности коммуникативные установки культуры изменяются. Когда книга внедрится в культуру и начнет определять коммуникацию, устное общение будет составлять ее существенный элемент. Оттеснение традиционного средства коммуникации новым средствами коммуникации станет закономерностью истории коммуникации, что послужит следствием создания новых теорий коммуникации.

Изменения в характере общественных связей и отношений, происходящие на каждом последующем этапе человеческой истории, получат соответствующее теоретическое отражение. Усложнение же общественных связей и отношений влекло за собой структурное усложнение и большее разнообразие коммуникативного знания. Теоретические истоки современной коммуникативистики обнаруживаются в классическом периоде античной философии, когда центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Обращение к проблеме человека выводило на первый план проблему человеческих отношений и человеческого общения.

До XIX в. включительно осмысление проблем человеческой коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. В XX в. большой вклад в развитие теории коммуникации и методологии исследована коммуникативных процессов внесли социология, психология, культурология, филологические, технические и другие науки. Возникновение и широкое распространение электронных средств коммуникации в XX в. стимулировали исследовательский интерес к проблеме массовой коммуникации. В результате было выдвинуто и получило эмпирическое подтверждение большое количество теорий, осмысляющих и  объясняющих роль и значение СМИ в современном обществе.

Информация о работе История теорий коммуникаций и концепция массовых коммуникаций