Коммуникация. Сущность, понятия и значение коммуникаций в управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — исследование сущности коммуникаций, а также того, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией как среди менеджеров, так и за пределами их круга.
Для достижения поставленной цели решим ряд задач:
-раскроем сущность и классификацию коммуникаций в системе управления;
- исследуем модели коммуникаций на предприятии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность и классификация коммуникаций………………………………….5
1.1 Определение коммуникационного процесса в управлении………………..5
1.2 Классификация коммуникаций……………………………………..………..5
1.3 Значение и функции коммуникаций в управлении…………………………6
1.4 Общая модель процесса комуникаций………………………………………9
2. Виды коммуникаций………………………………………………………….13
2.1 Понятие межличностных коммуникаций……………………………….…13
2.2 Организационные коммуникации…………………………………………..15
2.3 Электронные коммуникации………………………………………………..19
3. Модели коммуникаций……………………………………………………….21
4. Методы повышения качества коммуникационного процесса……………..27

Заключение………………….................................................................................33
Список источников и литературы………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

1курсовая.doc

— 1.27 Мб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3 

1. Сущность  и классификация коммуникаций………………………………….5

1.1 Определение  коммуникационного процесса в  управлении………………..5

1.2 Классификация коммуникаций……………………………………..………..5

1.3 Значение и функции коммуникаций в управлении…………………………6

1.4 Общая модель процесса комуникаций………………………………………9

2. Виды коммуникаций………………………………………………………….13

2.1 Понятие  межличностных коммуникаций……………………………….…13

2.2 Организационные  коммуникации…………………………………………..15

2.3 Электронные коммуникации………………………………………………..19

3. Модели  коммуникаций……………………………………………………….21

4. Методы  повышения качества коммуникационного  процесса……………..27 
 

Заключение………………….................................................................................33 

Список источников и литературы………………………………………………36 
 

 

     Введение 

     Коммуникация - это общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен идеями, мыслями, чувствами, обмен информацией. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация - это средство, с помощью которого в единое целое объединяется организованная деятельность. Ее также можно рассматривать как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели.

     В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникациям носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность и т.п.) с целью получения в ответ желаемой реакции.

     Коммуникация  и информация различные, но связанные  между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.

     Коммуникация  предъявляет требования к каждому  из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также наличия определенной степени взаимного понимания.

     Термин  «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

     Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий.

     Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация.

     Предметом исследования является теория управления.

     Цель  курсовой работы — исследование сущности коммуникаций, а также того, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией как среди менеджеров, так и за пределами их круга.

     Для достижения поставленной цели решим  ряд задач:

     -раскроем  сущность и классификацию коммуникаций в системе управления;

     - исследуем модели коммуникаций на предприятии;

     - изучим методы повышения качества коммуникационного процесса. 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность и классификация коммуникаций. 

     1.1 Определение коммуникационного  процесса в управлении.

     Существующие  представления о коммуникативных  процессах в организации  построены  на следующей трактовке коммуникаций. Коммуникация (единовременный  акт) – это  процесс передачи  сообщения от источника к получателю  с целью изменения поведения  последнего.  Коммуникация (коммуникативный процесс) - это обмен информацией между сторонами. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, поступающей к потребителю посредством обмена сообщениями.

       Все виды управленческой деятельности  основаны на обмене информацией.  Однако коммуникация и информация - различные, хотя и связанные  между собой понятия. Коммуникация включает и саму информацию, и способ ее передачи.

     В управлении организацией коммуникации — это обмен информацией, на основе которого руководитель принимает эффективные решения и доводит их до работников организации. Информация – это лишь внешнее проявление коммуникации, ее результат. Информация играет центральную роль в коммуникационном существовании человека и выступает как средство коммуникации1. 

     1.2 Классификация коммуникаций.

     По  характеру восприятия информации коммуникация делится на прямые, или целевые (в  которых цель сообщения  заложена в его тексте), косвенные (в которых  информация заложена скорее «между строк»)  и смешанные. По взаимодействующим сторонам коммуникации можно разделить  следующим  образом.

 

     1.3 Значение и функции коммуникаций в управлении.

       Для руководителей коммуникации  важны по следующим причинам:

    • на коммуникации руководители тратят большую часть своего времени ( по данным экспертов , около 75- 95 %)
    • коммуникации обеспечивают  реализацию основных функций управления;
    • мастерство коммуникации необходимо  также для выражения действительности  авторитета и воли  руководителя.

       Осуществление коммуникации в  организации приводит к выполнению  и реализации информативной, мотивационной,  контрольной и экспрессивной  функции коммуникации, из которых  ни одна не имеет приоритета над другой. Таким образом, коммуникации отражают  не только процесс  передачи  и получения информации, но и также ее восприятие, понимание.

     Хотя  общепризнано, что коммуникации имеют  огромное значение для успеха организаций, опросы показали, что 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями. Эти опросы показывают, что неэффективные коммуникации — одна из главных сфер возникновения проблем2. Глубоко осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, мы должны учиться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций. Эффективно работающие руководители — это те, которые эффективны в коммуникациях, они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного.

     Зачастую обмен информацией в организациях не всегда так эффективен, как следовало бы. Этот факт был проиллюстрирован Р.Лайкертом при изучении работы мастеров и их подчиненных на одном из предприятий коммунального обслуживания. В то время как 85% мастеров считали, что их подчиненные чувствуют себя свободно при обсуждении важных деловых вопросов, только у 51% подчиненных в действительности присутствовало это чувство свободы. В другом исследовании начальник отдела зарегистрировал инструкции или передаваемые подчиненным решения по 165 специальным поводам. Судя по записям подчиненных, они были осведомлены только о 84 таких сообщениях.

     Функции коммуникаций:

     1. Информационная. В современной науке понятие «информация» трактуется как обмен между людьми различного рода знаниями и сведениями. Здесь коммуникация играет роль посредника. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями.

     2. Социальная. Она заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе. В отношении организации можно сказать, что коммуникации формируют корпоративную культуру, сплачивают коллектив, формируют общие принципы.

     3. Экспрессивная. Она означает стремление партнеров по коммуникации выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию вербальными высказываниями, но и дополнить их невербальными средствами, которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность). Экспрессивная функция проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации через вербальные и невербальные средства. В ходе осуществления этой функции в партнере возбуждаются нужные эмоциональные переживания, которые в свою очередь способны изменить собственное эмоциональное состояние.

     4. Прагматическая. Эта функция позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков.

     5. Интерпретативная. Она служит, прежде всего, для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний.

     При изучении функционального аспекта  коммуникации необходимо помнить, что все указанные функции тесно связаны между собой и присутствуют в том или ином сочетании фактически в любом виде коммуникации. На практике все эти функции в соответствующей степени проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном. Социально-ролевой уровень коммуникации связан с выполнением ожидаемой от человека роли. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер и не зависит от того, происходит ли оно между близкими, знакомыми или незнакомыми людьми. На уровне делового общения идет совместное сотрудничество, поэтому целью общения на этом уровне является повышение эффективности совместной деятельности. На интимно-личностном уровне общения человек удовлетворяет свою потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

     Понимание функций коммуникации позволяет  эффективнее строить коммуникационный процесс и, как следствие, эффективнее  управлять. 

     1.4 Общая модель процесса коммуникации.

     В ходе обмена обе стороны играют активную роль. К примеру, если управляющий описывает одному из подчиненных, как нужно изменить работу, это только начало обмена. Чтобы обмен информацией стал эффективным, ваш подчиненный должен сообщить вам, как он понимает задачу и ваши ожидания в отношении результатов его деятельности. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона “предлагает” информацию, а другая воспринимает ее. Чтобы было именно так, следует уделять пристальное внимание коммуникационному процессу.

     Основная  цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей3. Вы, конечно, сами сталкивались со случаями малоэффективного обмена информацией с друзьями, семьей, сотрудниками на работе. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.

     В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:

     1. Отправитель, лицо, генерирующее  идеи или собирающее информацию  и передающее ее.

Информация о работе Коммуникация. Сущность, понятия и значение коммуникаций в управление