Лекций по "Коммуникациям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:30, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Коммуникации"

Работа содержит 1 файл

Психология комуникаций.docx

— 46.27 Кб (Скачать)

 Ø     разъяснение  – ИНСТРУКТИВНОЕ разъяснение  (схематическое раскладывание информации  по различным критериям, в большей  степени воздействует на память) и РАССУЖДАЮЩЕЕ разъяснение (выстраивается  в системе диалога коммуникатора  и реципиента с задаванием  вопросов реципиенту, ориентировано  на мышление)

 Ø     доказательство  – в основе доказательства  лежит выстраивание информации  по принципу изложения тезиса  и аргументации его с помощью  фактов, закономерностей и т.д.  Для эффективности коммуникатор  должен полностью разделять суть  тезиса.

 

Психология групп 

Лекция №7 (28 ноября 2007г.)

Малые группы (МГ)

МГ – немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью  и находятся в непосредственном … контакте.

Размер МГ: нижняя граница  – 2-3 члена, верхняя граница –  количество членов группы, которые  функционально способны выполнить  стоящие перед группой задачи.

Виды МГ:

 §     лабораторные – специально созданные для проведения экспериментов;

 §     естественные – в реальных жизненных ситуациях

 §     организованные  – наличие документа, регламентирующего  деятельность группы и наличие  руководителя как официального  лица;

 §     спонтанные 

 §     открытые  – степень открытости и доступности  группы влиянию внешней социальной  среды и общества;

 §     закрытые 

 §     стационарные  – продолжительность существования  больше года;

 §     временные  – лабораторные, экспериментальные 

 §     группа  членства – по степени значимости  группы для индивида с точки  зрения интересов, задач, ценностей  – индивид находится в группе  формально; 

 §     референтные группы – по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей – значимая группа

 

Психологические характеристики МГ

 Характеристики группы

 

 Характеристики, определяющие  положение личности в группе

 

 Характеристики, определяющие  положение в личности в группе

 

 Групповые ожидания

 

 Социально-психологические  характеристики личности

- статус

- позиция

- роль

 

 Групповые нормы

 

 Групповые санкции

 

 

 Композиция

 

 Групповые структуры

 

 Групповые процессы

 

 социометрическая структура 

 

 социальные власти 

 

 коммуникативная структура 

 

 групповое сплочение 

 

 групповое давление 

 

 групповое решение 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Характеристики группы

1. Композиция – состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).

Групповые структуры 

2. Социометрическая структура  – совокупность соподчиненных  позиций членов группы в структуре  внутригрупповых межличностных  предпочтений.

 Статусы: 

 I.     Звезда – только одни предпочтения   (+)

 II.  Высокостатусные – система предпочтения больше, чем система отв-я   (+>-)

 III.                       Изолированные   (+;- = 0)

 IV.                      Низкостатусные    (-<+)

 V. Изгой (-)

3. Коммуникативная структура  – совокупность позиций членов  группы в системе информационных  потоков. 

 Типы коммуникативных  сетей: 

 > Централизованная – в центе информационных потоков – коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.

 Виды передачи информации  в коммуникационной сети:

- фронтальный вид –  здесь и сейчас 

- иерархический вид –  два и более уровне соподчинения членов группы

> Децентрализованная –  у каждого из членов группы  равные права на получение  и обработку информации.

 Виды:

- цепной 

- круговой 

4. Структура социальной  власти – это система взаиморасположения  членов группы в зависимости  от их способности оказывать  влияние на группу.

 Формы социальной власти:

- руководство – влияние  социально зафиксировано, формальной  природы. 

- лидерство – спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.

 Типы лидеров: 

 ª    по содержанию  деятельности: лидер-вдохновитель, организатор,  смешанный тип 

 ª    по стилю  воздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный

 ª    по характеру  деятельности: ситуативный, универсальный.

Групповые процессы

5. Групповая сплоченность  – процесс формирования особого  типа связей в группе, которые  позволяют внешне заданную структуру  превратить в психологическую  общность людей, в сложный психологический  организм, живущий по своим собственным  законам. 

 Факторы, влияющий на групповую сплоченность:

1.                Эмоциональная привлекательность  членов группы 

2.                Сходство членов группы между  собой (возраст, социальное положение,  национальность, сходство в ценностных  ориентациях) 

3.                Особенности групповых целей  (цель должна быть понятна каждому  члену группы)

4.                Групповая цель должна отвечать  потребностям 

5.                Удовлетворенность группой и  своим положением в ней 

6. Процесс группового давления (конформизм)

- психологическая характеристика  позиции индивида относительно  мнения группы.

 Три вида конформности:

1.      Внешняя  конформность – позиция группы принимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннее мнение индивида не меняется.

2.      Внутренняя  конформность – индивид усваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.

3.      Негативизм (конформизм наизнанку) – индивид  активно противостоит группе, отстаивая  свою позицию, тем самым становится  привязанным к мнению группы.

7. Групповое решение –  выработка общих подходов и  мнений по различным актуальным  и принципиальным вопросам группы.

 Элементы групповых  решений: 

1. групповая задача:

 §    простые –  сложные (несколько фаз) 

 §    конъюктивные (кооперация членов группы) – дизъюктивные (индивидуальные решения)

 §    продукционные  (новые творческие идеи) - дискуссионные 

2. «сдвиг риска» -  в  процессе обсуждения и дальнейшего  принятия группового решения  группа склонна принять более  рискованное решение в отличие  от индивида.

3. групповая поляризация  – в процессе обсуждения члены  группы высказывают различные  мнений, которые в дальнейшем  группируются по полюсам. 

Характеристики, определяющие положение в личности в группе

Групповые ожидания

1. Групповые нормы –  правила, законы и принципы, выработанные  группой и регламентирующие поведение  и деятельность индивидов в  группе. Групповые нормы опираются  на групповые ценности.

2. Групповые санкции –  система мер контроля и регуляции  индивидов в группе.

 Позитивные санкции:  похвала, материальное вознаграждение.

 Негативные санкции:  невербальные знаки неодобрения,  устные замечания, угрозы, бойкоты,  исключение из группы 

Социально-психологические  характеристики личности в группе

1. Статус – совокупность  задаваемых индивиду психологических  характеристик, определяющих его  место в группе и то, как  его будут воспринимать другие  члены группы.

2. Позиция  - выражение  отношения индивида к статусу  и к тому, что ему приписывает  статус (права и обязанности): положительная,  негативная, равнодушная. 

3. Роль – функции, с  помощью которых личность реализует  свой статус.

Большие группы (БГ)

- группа, функционирующая  по какому-либо признаку.

 Виды БГ:

1. В зависимости от  контактности:

 - реальные (образуют социальную общность и включают в себя значительное количество людей; контакт между членами группы многоступенчатый и опосредованный)

- условные (выделяются на  основе значимых для исслед. признаков, члены группы между собой не контактируют)

2. В зависимости от  времени существования: 

- стихийные группы (кратковременные,  случайно возникшие) 

- устойчивые группы (длительно  существуют и исторически обусловлены  – этнические, профессиональные, социальные)

3. В зависимости от  природы: 

- социальны слои 

- территориально-региональные 

- группы-организации (политические, общественные организации) 

 

Массовидные явления

Лекция №8 (12 декабря 2007г.)

I. Общественное мнение (ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.

Функции:

- регулятивная 

- оценочная 

- воспитательная 

- интегративная 

Характеристики:

- оперативность 

- гласность 

- публичность выражения 

- мобильность 

- действенность 

Этапы формирования ОМ:

1.                формирование индивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)

2.                обмен индивидуальными мнениями, суждениями, оценками 

 две формы обмена:

- скрытый обмен (используются  невербальные средства, отсутствие  аргументации, иносказательные выражения) 

- открытий обмен (полная  аргументация, использование механизма  убеждения партнера, формулирование  четких выводов и оценок). Можно  управлять через лидеров, авторитетных  личностей 

3.                оформление и закрепление ОМ (от  индивидуального мнения к общественному, психологическое принуждение)

Виды ОМ:

- официальное ОМ – формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами

- неофициальное ОМ – формируется в процессе неформального общения

II. Общественное настроение (ОН) – преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.

 ОН динамично, менее  статично, чем ОМ.

 Стадии изменения ОН (динамичность ОН):

- брожения 

- поворот 

- подъем 

- затишье 

- спад 

 Формы изменения ОН:

 ü  постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)

 ü  резкое изменение (нет стадии брожения – например, мода)

 ü  взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот и подъем слиты воедино)

1.   взрыв массового  брожения и недовольства (стихийность,  бессознательность, на экономической  и политической почве) 

2.   взрыв поворот  (большая сила, коренные изменения  ОН, сознательность)

3.   взрыв подъем (наибольшая  мощность => революция) 

III. Традиции – социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.

 Функции: 

- регуляция 

- воспитание 

- трансляция (передача культуры  от поколения к поколению) 

 Характеристики традиции:

 ü  проявляется во всех сферах жизни

 ü  для формирования традиции необходим определенный исторический период времени

 ü  складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость

IV. Обычаи – исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.

 Характеристики:

- унаследованный нормативный  способ поведения 

- общепринятость и массовость

- медленно изменяются  и с трудом корректируются 

- выполняются на бессознательном  уровне 

- формируются в результате  повседневного взаимодействия (в  бытовой сфере) 

- неуклонное следование  воспринятому из прошлого опыту 

 Функции: 

 ü     трансляция культуры

 Пути трансляции:

- от поколения к поколению  в рамках конкретного общества 

- от общества к обществу 

- от общества к индивиду (осуществляется процесс социализации  в обществе)

 ü     социальный контроль

 ü     социальная интеграция (происходит групповое сплочение)

Слухи и сплетни 

Слухи – форма самовыражения  общественного настроения и общественного  мнения. В основе лежит недостоверная  или искаженная информация, которая  распространяется в устном виде при  непосредственном общении. Возникает  при отсутствии полной или достоверной  информации.

 Виды слухов (классификация):

1)               по степени недостоверности: 

- абсолютно недостоверные 

- просто недостоверные 

- относительно недостоверные 

 - близкие к достоверности

2) по эмоциональным характеристикам 

- слух-желание (сильное  эмоциональное желание, которое  отражает потребности и ожидания  аудитории) 

- слух-пугало (в основе  – негативные настроения и  эмоциональные состояния) 

- агрессивный слух (стимулирует  агрессивное поведение общества)

- нелепые слухи (в основе  – очевидная нелепость) 

Сплетни – разновидность  слухов, в основе – неточные, заведомо неверные сведения, ориентированные  на популярных индивидуумов в обществе. Удовлетворяют потребность в  дополнительной информации о жизни  популярных людей.

Информация о работе Лекций по "Коммуникациям"