Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:41, реферат

Описание работы

Основной целью реферата является сформировать комплексное представление об основных теориях и социологических подходах к изучению социальной коммуникации.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.Получение нами основных представлений о функционировании социальных коммуникаций в обществе.
2.Рассмотрение массовых коммуникаций как социального института, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации, в частности, со сменой основных социальных, политических и экономических укладов, с технологическими и техническими революциями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…3
Глава1.Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации ………………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………...….………14
Список использованной литературы………………………...……………15

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 27.99 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И  СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И  СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

«Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации»

 

 

Выполнила:

студентка соц -09

Мурина А.С.

 

Проверил:

к.пед.н., доц.

Е.Е. Насонова

 

 

 

Липецк 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...…3

Глава1.Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации ………………………………………………………………5

Заключение……………………………………………………...….………14

Список использованной литературы………………………...……………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях резко  изменилось отношение к коммуникации. Вступив в информационный век, мы по-иному смотрим теперь на такую  науку, как теория коммуникация. Это  связано с переходом от армейского варианта иерархической коммуникации, где роль получателя информации была резко заниженной, к новому, демократическому, когда потребитель информации перемещается с пассивных на активные позиции. Это новая характеристика человека, которая не столь явно проявлялась  в прошлом. Теория коммуникации и  позволяет наладить эти связи  между населением и властью, между  фирмой и клиентом, между заводом  и потребителем. В добавление к  прямой связи, где мы уже достаточно преуспели, приходит обратная, резко  повышающая роль получателя информации.

Теория коммуникации в  значительной степени формируется  разнообразными прикладными областями, где коммуникативное воздействие  играет определяющую роль. Только с  помощью эффективно проведенной  коммуникации в современном обществе осуществляется все больше и больше событий. Общество стало более зависимым  от коммуникации. Ни в одном столетии не развивалось столько разнообразных  дисциплин, связанных с воздействием человека на человека.

Методология - учение о системе научных принципов, форм, способов исследовательской деятельности - имеет трехуровневую структуру. В методологии социологии коммуникации обычно различают фундаментальные, общенаучные принципы, составляющие собственно методологию, частнонаучные принципы, лежащие в основе теории той или иной дисциплины, научной отрасли, и систему конкретных, методов, используемых для решения специальных исследовательских задач.

Соотнесенность и взаимодействие общенаучных принципов, частнонаучных  методов и конкретных, специализированных методов можно определить как  диалектику общего, особенного и единичного. Все три уровня методологии формируют  ее преемственность, непротиворечивость и объяснительную силу. Но реализация их сопряжена с большими трудностями  по причине двойственной природы  самого предмета исследования.

Основной целью реферата является сформировать комплексное  представление об основных теориях  и социологических подходах к  изучению социальной коммуникации.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1.Получение нами основных представлений о функционировании социальных коммуникаций в обществе.

2.Рассмотрение массовых коммуникаций как социального института, развитие которого тесно связано с развитием человеческой цивилизации, в частности, со сменой основных социальных, политических и экономических укладов, с технологическими и техническими революциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации

Изучение основных методологических направлений в социологии коммуникации показывает, что все они базируются на той или иной теории социального  познания и отдельных аспектах коммуникации, а именно:

-обратная связь как  реакция на стимул (бихевиоризм);

-символическая роль социальной  нормы коммуникации (символический  интеракционизм);

- интерпретационная деятельность  людей в духе "взаимного понимания" (феноменализм);

-функциональность, объективированная  структурой (структурный функционализм);

-информационный аспект, обусловленный познавательной необходимостью (технический детерминизм);

-целостное явление, в  котором взаимосвязаны биологические,  социальные и коммуникативные  факторы, структурные и функциональные  противоречия как стимул развития  и видоизменения (диалектика);

-фактологичность как  основа исследования (неомарксизм).

Незавершенность целостной  методологической концепции в социологии коммуникации объясняется отсутствием  общей базы для изучения взаимодействия социальных и коммуникативных факторов, обусловливающих процесс целенаправленного  общения. Серьезной помехой оказался пресловутый плюрализм социологических  теорий, но самое главное - неразработанность  категорий социокоммуникации как  интегративной научной области. Тем не менее, каждое из этих направлений  внесло свой вклад в разработку теории и методологии социологии коммуникации, прежде всего, в плане реализации некоторых общенаучных принципов  исследования. К ним относятся: диалектический, исторический, деятельностный, или  функциональный, структурно-системный, познавательный и принцип целостности.

Диалектика как метод  познания природы, общества и мышления прошла долгий путь от наивного учения древнегреческого философа Гераклита  до противоборствующих теорий идеалистической  и материалистической диалектики Г.Ф.Гегеля и материалистической диалектики К.Маркса и Ф.Энгельса. Диалектика, рассматриваемая  в единстве с логикой и теорией  познания, является фундаментальным  научным принципом исследования многоплановой и противоречивой действительности во всех ее проявлениях. Диалектический подход к исследованию социальной коммуникации позволяет обосновать взаимодействие социальных и коммуникативных факторов как причинно-следственные отношения, отражающие реальную действительность. Противоположные процессы социокоммуникативной дифференциации и интеграции трактуются как развитие через борьбу противоположностей. Тенденции коммуникативной единицы к полифункциональности и стремление функции к выраженности несколькими коммуникативными единицами находят свое обоснование в постоянном противоречии между сущностью и явлением, в конечном счете - в асимметрии между содержанием и формой. Стратификационная и ситуативная вариативность социальной коммуникации является отражением объективного и субъективного в оценке действительности. Опыт и факты являются источником, основой познания социальной коммуникации, а ее прикладной аспект, практика являются критерием истинности теории.

Приведенные примеры свидетельствуют  об объяснительной силе диалектики как  общенаучного принципа и метода познания. Однако из этого не следует, что диалектика замещает частные научные методы, связанные со спецификой исследуемой  области. Диалектика проявляется в  них и реализуется через них  согласно требованиям преемственности  и непротиворечивости в методологии.

Исторический принцип  лежит в основе теории познания общества как целостной и развивающейся  в конкретных исторических условиях социальной системы. Вместе с развитием  общества идет процесс развития и  видоизменения коммуникативных  средств, обслуживающих данное общество. Об этом свидетельствуют рассмотренные  выше примеры видоизменений и  новообразований в русском языке, появление тенденции к смешению функциональных стилей. Эти видоизменения  происходят не без столкновения и  конкуренции между устоявшимися нормами и ненормативными образованиями. Количественное преобладание последних  приводит к качественными изменениям речевых норм. Для исторического  развитии социальных явлений и коммуникативных  систем характерна определенная цикличность, реализуемая по спирали, предполагающей прохождение незамкнутых витков и поэтому бесконечно развивающейся. Знание этих циклов имеет объяснительную силу при обосновании и прогнозировании  новых тенденций.

Деятельностный принцип, в более узком понимании - функциональный тесно связан с предыдущим, поскольку  отражает динамику исследуемого объекта, хотя реализуется в синхроническом плане.

Функциональный принцип  используется во многих социологических  концепциях, которые рассматривают  общество как системное образование. Критики отмечали ряд недостатков этого принципа, в частности,  неисторическое рассмотрение общества, идеологическую ориентированность на стабильность общества без учета динамики его развития, неспособность выделить в социальном индивидуальное и др. Действительно, слабой стороной раннего функционального подхода было то, что он опирался преимущественно на биологические концепции в разработке моделей общества. Расширительное понимание функции как целенаправленной деятельности человека - члена социума хорошо согласуется с теорией речевой деятельности (А.А.Леонтьев), в основе которой лежит общепсихологическая теория деятельности (А.Н.Леонтъев). Именно деятельностный принцип позволил объяснить проблемы социальной обусловленности коммуникации с учетом индивидуального и социального. Коммуникант является производителем речевой деятельности. С одной стороны, его индивидуальные психические и социальные характеристики формируют его речевое поведение. С другой стороны, осуществляя речевую деятельность, коммуникант закрепляет, в том числе и для себя, общепринятые нормы речевого поведения.

Важность деятельностного  принципа состоит в том, что он непосредственно связан с прагматическим и прикладным аспектами социальной коммуникации, с ее базовыми функциями  взаимодействия и воздействия.

Системный принцип иногда называют структурно-системным, поскольку  система предполагает определенное строение элементов - структуру, а структура  предполагает наличие типовых отношений  между элементами. В настоящее  время необходимость системного подхода к исследованию никем  не опровергается. Но сложность реализации этого принципа, особенно в интегративных  научных дисциплинах, налицо. В данном случав трудности связаны с разнородностью категорий и типов системных  отношений в социологии и коммуникации. Ведь реализация принципа системности  предполагает не простую упорядоченность  единиц или систематизацию категорий, но обоснование типов системных  отношений на базе общих или хотя бы соотносимых признаков. В социологии такими основаниями являются признаки социальной стратификации общества. При помощи типологического метода выделяются определенные типы социальных явлений, в том числе типы социальных структур. В коммуникации на базе различных  типов коммуникативных средств  и их функций выделяются коммуникативные  системы. Различие в типах коммуникативных  средств позволяет обосновать уровневую  структуру коммуникации. Но как же обстоит дело в социологии коммуникации? Изучение взаимодействия социальных и  коммуникативных факторов в содержательном и формальном планах позволило выделить так называемые социологические  доминанты коммуникации - социально  значимые коммуникативные категории, представленные четырьмя типами: стратификационным, ситуативным, оценочным и функциональным. Эти доминанты могут служить  базой для углубленного изучения социальной коммуникации в системном  плане.

Принцип целостности в  методологии следует отличать от "фактора целостности" - главного положения холизма (греч. "весь, целый"), философского учения о мире, эволюция которого объясняется концепцией целостности мироздания.

Исследователь получает объект на онтологическом уровне в целостном, синтезированном от природы виде, анализирует этот объект - разлагает  его на части для понимания  его структуры и функций и, наконец, с учетом добытых знаний представляет его в целостном  виде на гносеологическом уровне. Нарушение  этого принципа ведет к незавершенности  исследования или даже к искажению  его результатов. Так, например, если не учесть хотя бы один из уровней коммуникации, мы получим неполное, а значит, в  какой-то мере искаженное представление  о коммуникации в целом. Соблюдение этого принципа важно еще и  потому, что лишь в целостном представлении  объекта можно определить его  функции.

Вышеприведенными научными принципами не исчерпывается методология  социокоммуникации. Но уже сейчас можно  попытаться обосновать наиболее оптимальный  подход к исследованию социальной коммуникации. Решающим фактором являются деятельностные коммуникативные потребности человека как члена социума. К таковым относятся прежде всего информационно-познавательные и прагматические. Первые связаны с получением и/или передачей необходимой информации, вторые - с решением практических задач при помощи коммуникации.

Познавательный, или когнитивный (лат. "постигать, понимать"), принцип  связан с общефилософской теорией  познания и является методологической базой для многих наук.

Опыт когнитивного подхода  к изучению динамики науки и ее взаимоотношения с обществом  нашел отражение в разных социологических  школах {М.Вебер, Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Т.Кули и др.), но встретил скептическое отношение со стороны оппонентов, заявивших, что познавательная сторона науки ставилась в прямую зависимость от социологии. В разработке этого направления больших успехов добилась (когнитивная) психология, подчеркнув решающую роль знания в поведении индивида. С учетом этого были исследованы ситуации дискомфорта в межличностном общении (Т.Ньюком), соотнесенность когнитивных структур коммуникантов (Ч.Осгуд, Т.Танненбаум). В отечественных исследованиях отмечается, что анализ формирования знания предполагает изучение практической и теоретической деятельности человека в соотнесенности с ее социальным аспектом.

Поскольку в когнитивной  теории часто используются смежные  понятия "знание" и "познание", следует уточнить их содержание применительно  к коммуникации. Знание - это совокупность сведений в какой-либо области, необходимых  для понимания и продуцирования информации. Познание - это процесс, обеспечивающий понимание и продуцирование информации; иногда познание понимается как результативный факт знания.

Информация о работе Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации