Понятие коммуникации и социальной коммуникации. Виды и типы социальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:51, доклад

Описание работы

В исходном своем значении термин коммуникация релевантен таким более общим категориям как движение, взаимодействие, связь и обозначает те процессы в природе и обществе, которые связаны с обеспечением совместного и зависимого в каком-либо смысле друг от друга существования двух и более объектов особого рода.

Работа содержит 1 файл

46.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
Субстанции, опосредующие взаимодействие субъектов
       
1. Материальные субстанции 2. Идеальные коммуникационные субстанции 3. Идеально-материальные  коммуникационные субстанции
       
    3.1. Чистый тип  идеально-материальных субстанций 3.2. Материально-идеальные субстанции
 

    Как уже говорилось выше, существуют два  подхода к пониманию категории коммуникации, опирающиеся на два различных ответа на второй фундаментальный вопрос.

    Первый, расширительный подход исходит из того, что коммуникацией может считаться субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное субстанциями материальной, идеальной или идеально-материальной природы.

    Второй  узкий подход, относит к коммуникации только такое субъект-субъектное взаимодействие, которое опосредовано информацией, имеющей смысл для обоих субъектов, т.е. обеспечивается движением субстанций идеальной и (или) идеально-материальной природы.

    Таким образом, в качестве субстанции, движущейся в ходе коммуникационного взаимодействия от одного субъекта к другому, могут выступать информационные образования, имеющие смысл для обоих субъектов. Эти образования могут иметь материальный носитель (идеально-материальный тип коммуникационной субстанции), либо существовать без материального носителя как психические импульсы субъектов коммуникации (идеальный тип коммуникационной субстанции).

    Под коммуникацией будем  понимать субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл для обоих субъектов.

    Тогда правильным будет  использование единственного  числа в терминологических образованиях "межличностная коммуникация", организационная коммуникация", "коммуникация в животном мире", "массовая коммуникация". Термин коммуникация в каждом из этих случаев обозначает неисчислимый феномен.

    Под коммуникациями будем  понимать субъект-субъектные взаимодействия, связанные с перемещение материальных предметов, вещества, энергии в физическом пространстве из одной точки в другую посредством естественных либо сложным образом организованных технических средств.

    Тогда допустимо говорить об энергетических, трубопроводных и прочих транспортных коммуникациях

    Материальные  предметы, вещество и энергия будут выступать в качестве субстанции коммуникаций (а не коммуникационной субстанции, что имеет место в случае коммуникации). 

    Третий  фундаментальный  вопрос (определяющий коммуникацию). О  типе взаимодействия.

    Какой тип взаимодействия между объектами может быть обозначен как коммуникация и, соответственно какие характеристики необходимо и достаточно характеризуют коммуникационное взаимодействие?

Во-первых, коммуникация – это субъект-субъектное взаимодействие.

Во-вторых, коммуникация - это опосредованное взаимодействие двух и более субъектов. В качестве опосредующего звена, осуществляющего связь между двумя субъектами и таким образом создающего коммуникационное взаимодействие выступают информационные образования, имеющие смысл для обоих субъектов.

Субъект А ….Коммуникационная субстанция М 

           (информационное  образование, имеющее смысл

           для субъектов А и В)  …………………Субъект В. 

                                                            или

ИСТОЧНИК  – СООБЩЕНИЕ – получатель. 

! Коммуникация имеет место только тогда, когда потенциальный реципиент превращается в реального субъекта коммуникации, т.е. когда он каким-либо образом реагирует на направленную ему коммуникационную субстанцию - сообщение или стимул (имеет место эффект коммуникации).

Соответственно, получатель сообщения, это не просто тот субъект, которому источник направил сообщение, а субъект, продемонстрировавший реакцию на отправленное сообщение в виде определенных изменений в своем сознании и (или) поведении.

В результате, в третьих, можно сказать, что коммуникация это всегда взаимодействие, имеющее эффект, или эффективное взаимодействие. 

(ИСТОЧНИК  – СООБЩЕНИЕ – получатель) - ЭФФЕКТ 

    Таким образом, источник, сообщение и получатель действительно являются необходимыми и достаточными первичными атрибутами коммуникации. Без любого из них коммуникационное взаимодействие невозможно. Совместного же наличия всех трех компонентов достаточно для того, чтобы задать коммуникационное взаимодействие. 

В-четвертых, коммуникация – это синхронное и диахронное взаимодействие.

Данная  характеристика коммуникационного  взаимодействия означает, что оно  может осуществляться между субъектами, существующими одновременно, т.е. имеющими одни т те же координаты в темпоральном пространстве (синхронное взаимодействие), и существовавшими в разные моменты времени, имеющими различные координаты в темпоральном пространстве (диахроннное взаимодействие). Как уже говорилось выше, синхронную коммуникацию опосредуют как идеальные, так и идеально-материальные коммуникационные субстанции, а диахронную коммуникацию – только идеально-материальные субстанции. 

Продолжая рассмотрение базовых характеристик  коммуникационного взаимодействия, остановимся на таком его параметре, как целесообразность. В целом категория целесообразности представляется некорректной для характеристики коммуникационного взаимодействия по нескольким причинам. Во-первых, она имеет относительную природу. Взаимодействие может быть целесообразным для одного субъекта, но нецелесообразным для другого, оно может быть целесообразным вообще для третьих субъектов, заинтересованных в том, чтобы коммуникация между двумя субъектами оказалась лишенной смысла либо переросла в конфликт. Во-вторых, эта категория является избыточной для характеристики такого взаимодействия, в котором субъекты намеренно и сознательно обмениваются информацией, важной для каждого из них. 

    Коммуникация  – это эффективное  синхронное и диахронное взаимодействие субъектов из мира живой природы, способных к автономному поведению, сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) информации, имеющей смысл для обоих субъектов (коммуникационной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме).

Данная  дефиниция может рассматриваться  как наиболее общее широкое определение коммуникации, субъектами которой могут выступать как люди, так и животные.  

Узкое понимание коммуникации и понятие социальной коммуникации.

    В узком смысле под  коммуникацией следует  понимать эффективное  синхронное и диахронное взаимодействие социальных субъектов (людей и (или) их общностей), сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) имеющей для них смысл информации (коммуникационной субстанции или сообщения в идеальной или идеально-материальной форме)

Узкое понимание коммуникации эквивалентно понятию "социальная коммуникация", или "социокоммуникация".

Виды

    Коммуникативное действие – это  действие социального  субъекта, связанное с выполнением функций источника или получателя сообщения в коммуникативном взаимодействии.

Субъекта  коммуникативного действия будем называть коммуникативным актором.

    Коммуникативное действие имеет социальную природу (его участники – социальные субъекты, между которыми перемещается социальная по своей природе субстанция –  информация, имеющая смысл для субъектов, а значит, затрагивающая их потребности, интересы или ценности).

    Коммуникативное действие может быть как интенциональным (намеренным и сознательным), так и неинтенциональным (симптоматическим, рефлекторным).

    Рассмотрим  типологию коммуникативного действия, опирающуюся на критерий его интенциональности – неинтенциональности.

1. Коммуникативное  действие источника.

Источник  может действовать интенционально (намеренно) и неинтенционально, передавая сообщения, как в вербальной, так и в невербальной форме.

    Возможны  следующие типы коммуникативного действия источника.

    ДИ 1.1. Интенциональное  вербальное коммуникативное  действие источника - намеренная передача сообщения в вербальной форме (ИВКДИ).

Пример  интенционального вербального коммуникативного действия источника – словесная просьба не курить в Вашем присутствии или демонстрация информационной таблички, запрещающей курение в общественном месте.

     ДИ 1.2. Интенциональное  невербальное коммуникативное  действие источника - намеренная передача сообщения в невербальной форме (ИНКДИ).

Пример  интенционального невербального коммуникативного действия источника – мы пожимает плечами, когда не знаем, что ответить, либо демонстративно смотрим на часы, чтобы показать собеседнику, что пора заканчивать разговор.

    ДИ 2.1. Неинтенциональное  вербальное коммуникативное  действие источника - передача вербального  сообщения без  намерения совершить  данный акт (НВКДИ).

Пример  неинтенционального вербального коммуникативного действия источника – спонтанное использование ненормативной лексики или непроизвольный переход с "Вы" на "ты" при разговоре с собеседником, занимающим низшую статусную позицию.

    ДИ 2.2. Неинтенциональное  невербальное коммуникативное  действие источника - передача невербального  сообщения без  намерения совершить данный акт (ННКДИ).

Пример  неинтенционального невербального  коммуникативного действия источника  – непроизвольное зевание как  знак, сигнализирующий об усталости  или утомлении разговором.

Для получателя также можно выделить четыре типа коммуникационного действия:

ДП 1.1. Неосознанное невербальное коммуникативное  действие получателя – неосознанное восприятие невербального сообщения (ННКДП).

ДП 1.2. Неосознанное вербальное коммуникативное  действие получателя – неосознанное восприятие вербального сообщения (НВКДП).

ДП 2.1.. Сознательное невербальное коммуникативное  действие получателя – осознанное восприятие невербального сообщения (СНКДП).

    ДП 2.2. Сознательное вербальное коммуникативное  действие получателя – осознанное восприятие вербального сообщения. (СВКДП). 

Понятие коммуникативного акта. Типология коммуникативных  актов

    Под коммуникативным  актом будем понимать элементарную единицу  коммуникации - однократное  завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения.

Коммуникативный акт состоит из однократных коммуникативных  действий по передаче и получению одного сообщения.

В этом же контексте понимается и завершенность данного взаимодействия: взаимодействие считается завершенным в том случае и в тот момент, когда проявился эффект коммуникации. Требования дискретности, целостности и завершенности сообщения при определении коммуникативного акта связаны с дискретностью самого коммуникативного акта и необходимостью нахождения критерия, с помощью которого можно отделить один коммуникативный акт от другого.

    Возможна  и ситуация одновременного присутствия  двух коммуникативных актов в одном взаимодействии. Это может иметь место, когда один и тот же источник по разным каналам одновременно посылает получателю два разных сообщения. Например, когда во время важных переговоров ваш подчиненный вдруг выходит за рамки своих полномочий, вы ему ласково улыбаетесь и говорите протокольную фразу и одновременно под столом больно наступаете ему на ногу. Налицо два коммуникативных акта – вербальный с одним сообщением и невербальный с другим. 

Информация о работе Понятие коммуникации и социальной коммуникации. Виды и типы социальной коммуникации