Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Информация с каждым годом приобретает все более важное значение в жизни человека и общества в целом. Особенно важна верная, полная и своевременная информация в профессиональной деятельности, как юриста, так и любого другого специалиста. Не верная, не полная и, наконец, не своевременная информированность специалиста, может подвергнуть сомнению его компетенцию, что негативно скажется на его авторитете в данной отрасли, мало того может привести к необратимым последствиям. Не является исключением и профессия юриста, как например применение в суде в качестве точки опоры применение утративших силу НПА.

Содержание

Введение

Основные понятие автоматизированных систем.

Цели создания и задачи автоматизированных систем.

Классификация и виды автоматизированных информационных систем.

3.1 Классификация автоматизированных информационных систем.

Виды автоматизированных информационных систем.


Заключение.

Список используемой литературы и источников.

Работа содержит 1 файл

информ. технологии контрольная.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

Тема: Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                 Содержание

 
Введение

 

  1. Основные понятие автоматизированных систем.

 

  1. Цели создания и задачи автоматизированных систем.

 

  1. Классификация и виды автоматизированных информационных систем.

 

3.1 Классификация автоматизированных  информационных систем.

 

    1. Виды автоматизированных информационных систем.

 
 
Заключение.

 
Список используемой литературы и  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
      Введение 
 
 Информация с каждым годом приобретает все более важное значение в жизни человека и общества в целом. Особенно важна верная, полная и своевременная информация в профессиональной деятельности, как юриста, так и любого другого специалиста. Не верная, не полная и, наконец, не своевременная информированность специалиста, может подвергнуть сомнению его компетенцию, что негативно скажется на его авторитете в данной отрасли, мало того может привести к необратимым последствиям. Не является исключением и профессия юриста, как например применение в суде в качестве точки опоры применение утративших силу НПА. Не достаточно владеть действующим законодательством, очень важно затратить минимум времени на поиски такового, т.к. время, а точнее его отсутствие отрицательно сказывается на результате.

 

Основным источником информации да же в наши годы до сих пор считаются  книги и безусловно так оно  и будет еще долгое время, но книги не оборудованы альтернативными поисковыми системами, что сокращает затраченное время на поиски информации, и оставляет больше времени на ее применение. Да и зачем хранить десятитомники юридической литературы, если каждые пол года она меняется и то, что стоит на полках и пылиться юристу уже не в помощь.

 
 В деятельности юриста, как мы уже  выяснили, информация играет главную  роль. В связи с этим и возникла потребность в своевременности, упорядоченности и централизации  НПА, чем и являются информационные системы. В справочно-информационных системах специалист ищет информацию, а на специализированных форумах делиться своим применением таковой. Так же не малую роль играет судебная практика, т. к. информация о подобном деле может сильно помочь при выборе тактики защиты обвиняемого, что положительно скажется на результатах дела. Вообще всякого рода автоматизация облегчает, рутинную работу и позволяет сосредоточиться на главном, на защите.  
 
 
   1. Основные понятие автоматизированных систем

 
 
 Автоматизированной системой, далее (АС) называется система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций. Так это понятие сформулировано в ГОСТ 34.003-90. АС представляет собой организационно-техническую систему, обеспечивающую выработку решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности (управлении, проектировании, производстве и т. д.) или их сочетаниях. В зависимости от сферы автоматизируемой деятельности АС разделяют на:

- автоматизированные системы управления (ОАСУ, АСУП, АСУ ТП, АСУ ГПС и др.);

-  системы автоматизированного проектирования (САПР);

- автоматизированные системы научных исследований (АСНИ);

- АС обработки и передачи информации (АСОИ);

- автоматизированные системы технологической подготовки производства (АСТПП);

- автоматизированные системы контроля и испытаний (АСК);

- системы, автоматизирующие сочетания различных видов деятельности.

 
 Совокупность двух или более взаимоувязанных АС, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой так, что эту совокупность можно рассматривать как единую АС и называется такой союз интегрированной автоматизированной системой (ИАС). 
 
 Информационная система (ИС) - система хранения, обработки и передачи информации, представленной в определенной форме. В вычислительной технике информационная система представляет собой программный комплекс, который предоставляет возможность надежного хранения данных в памяти, выполнение преобразований информации и вычислений, предоставление пользователям удобного и легко осваиваемого интерфейса. 
 
  Автоматизированная информационная система (АИС) - совокупность программно-аппаратных средств, предназначенных для автоматизации деятельности, связанной с хранением, передачей и обработкой информации. АИС - информационная система, использующая электронно-вычислительную машину на этапах ввода, подготовки и выдачи информации, то есть является развитием информационных систем, занимающихся поиском с помощью прикладных программ. Автоматизированные информационные системы относятся к классу сложных систем, как правило, не столько в связи с большой физической размерностью, сколько в связи с многозначностью структурных отношений между их компонентами. АИС может быть определена как комплекс автоматизированных информационных технологий, предназначенных для информационного обслуживания, организованного непрерывного технологического процесса подготовки и выдачи потребителям научной, управленческой и другой информации, используемой для принятия решений, в соответствии с нуждами для поддержания эффективной деятельности. Повышение эффективности функционирования предприятий невозможно без внедрения современных методов управления, базирующихся на АИС управления.

 

 
 2. Цели создания и задачи автоматизированных систем 

 
 Главной целью создания АС является не упрощение, но категоризация и стандартизация автоматизируемого процесса, что позволяет обеспечивать стабильность работы системы, прозрачность ее контроля и анализа слабых мест и основания для ее развития либо ликвидации (замены). 
 
 Как правило, автоматизация повышает требования к квалификации исполняющего персонала, в том числе повышая их ответственность. 
 
 В случае правильной автоматизации деятельности организаций, она упрощает принятие решений и уменьшает требуемое время для решения проблем для руководителей любого уровня. 
 
 Задачей АС, является функция или часть функции АС, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида. Основными задачами АС являются: интерпретация данных, диагностика, мониторинг, проектирование, прогнозирование, планирование, обучение, управление и поддержка принятия решений.

Все эти задачи подразделяются на задачи анализа и синтеза. Задачами анализа являются: интерпретация данных, диагностика, поддержка принятия решений. К задачам синтеза относятся: проектирование, планирование, управление. Основное отличие задач анализа от задач синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально не ограничено и строится решений на основе имеющихся компонентов. К комбинированным задачам относятся: обучение, мониторинг, прогнозирование.

 

 

 

 

 
3. Классификация и виды автоматизированных информационных систем 
 
3.1 Классификация автоматизированных информационных систем 
 
 Среди основных требований, предъявляемых к информационным системам, на сегодняшний день выделяют следующие: эффективность, качество функционирования, надежность, безопасность. Точно классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций. 
 
 По территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, области, республики, округа, города, района и т. д.

По сфере применения различают  АИС в экономике, в торговли, на транспорте, в правовой сфере, медицине, в учебных заведениях и т. п. 
 
 В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности. 
 
 Можно классифицировать правовые информационные системы с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе своего функционирования, - автоматизированные системы органов прокуратуры, юстиции, судов и др. 
 
 Один из основных подходов к классификации АИС в правовой сфере связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации. 
 
 Так можно выделить АИС, основанные на системе нормативных правовых актов. Например, информационно-поисковые по законодательству и справочные правовые системы. Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.

 

С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную  социально-правовую информацию не нормативного характера: криминологическую, криминалистическую, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др. 
 
 Автоматизированные информационные системы принято также подразделять на полнотекстовые и фактографические.

 
 В полнотекстовых АИС собираются и  систематизируются тексты документов или их библиографическое описание. Поскольку документированная информация - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель, то указанные реквизиты являются основанием для классификации обрабатываемой информации.

 
 Фактографическая информация - это  описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых  собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информационной системе. Для каждой характеристики должна быть точно определена форма ее представления в системе (текстовая, графическая, звуковая и т. д.). Вид хранимой и обрабатываемой автоматизированной системой информации во многом определяет ее программно-техническое решение. 
 
 Всю документированную правовую информацию можно разбить на официальную и неофициальную. К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, т. е. обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. В автоматизированных системах, основанных на официальной правовой информации, большую роль играет ее классификация по источникам права: законы Российской Федерации, нормативные акты правительства страны и правительств республик, министерств и ведомств страны и республик и местных органов государственной власти и государственного управления, общественных организаций и др. 
 
 В качестве неофициальной правовой информации, лежащей в основе функционирования АИС, рассматриваются все сведения и данные о праве и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников. 
 
 Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, имеет классификация информации по степени доступа на общедоступную и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа. 
 
 Существуют классификации АИС по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации. 
 
 Кроме того, автоматизированные системы правовой информации можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей). 
 
 Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии и выделить его основные типы:

- автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

- автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

- автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

- автоматизированные рабочие места (АРМ);

- автоматизированные системы управления (АСУ);

- автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО);

- экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.

 
 
 3.2 Виды автоматизированных информационных систем 
 
Рассмотрим каждый из выше перечисленных типов АИС подробнее. 
 
3.2.1 Автоматизированная информационно-справочная система 
 
 Под автоматизированной информационно-справочной системой (АИСС) в области права будем понимать автоматизированную информационную систему, предназначенную для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации по запросам пользователей. 
 
 Наиболее известными системами, относящимися к данному виду, являются: информационная система «Эталонный банк правовых актов», созданная в НТЦ «Система» при Государственном правовом управлении Президента РФ; база данных по законодательству «Эталон», разработанная Научным центром правовой информации; справочная правовая система «Гарант», разработанная научно-производственным объединением «Гарант-Сервис» (МГУ); информационная правовая система «Кодекс», созданная в «Центре компьютерных разработок» (Санкт-Петербург); справочно-правовые системы семейства «КонсультантПлюс», созданные ЗАО «КонсультантПлюс». 
 
 АИСС используются для накопления и постоянного корректирования больших массивов информации о лицах, фактах и предметах, представляющих интерес. Эти системы работают преимущественно по принципу «запрос - ответ», поэтому обработка информации в них связана в основном не с преобразованием первичных данных, а с их поиском. 
 
 Принципиальную особенность АИСС составляет понятие «информационный поиск». Информационный поиск - это процесс поиска в каком-то множестве тех сведений, которые посвящены указанной в информационном запросе теме (предмету), информация о которой необходима пользователю.

 
 Большое количество автоматизированных информационно-справочных систем создано  и функционирует в правоохранительной и судебной сферах: «Убийство», «Следователь», «Рэкет», «Разбой», «Хищение оружия из хранилищ», «Расследование» - по организации расследования отдельных видов преступлений; «Сейф» - по информационному обеспечению расследования хищений из сейфов; «Папилон» - по проверке отпечатков пальцев и дактилокарт; «Криминал-И» - по учету правонарушений и преступлений, совершенных иностранными гражданами и гражданами России за рубежом; «Автопоиск» - по учету и организации поиска угнанного и бесхозного автотранспорта; «Наказание» - об отбывающих наказание и др. 
 
 Использование информационно-справочных систем правовой информации в различных областях деятельности имеет свои особенности и соответственно определяет специфические задачи и требования, которые позволяют говорить о них не только как о поисковом инструменте. 
 
 Можно выделить четыре основные сферы применения этих систем:

Информация о работе Роль автоматизированных информационных систем в правовой сфере