Роль языка в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 18:40, доклад

Описание работы

Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный облик, культура
личности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных
вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.

Работа содержит 1 файл

Роль языка в жизни общества.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

процессе общественно-исторического  развития и закрепленных с помощью  языка,

с помощью письменной речи. Язык в этом смысле есть  средство  закрепления  и

передачи от поколения  к поколению достижений человеческой культуры, науки  и

искусства.  Каждый   человек   в   процессе   обучения   усваивает   знания,

приобретенные всем человечеством и накопленные  исторически. 
 
 

            2. Речевая культура. Культура общения.  Речевой этикет 

      Речевая культура – сравнительно  молодая область  науки  о  языке.  Как

самостоятельный раздел этой  науки  она  оформилась  под  влиянием  коренных

социальных  изменении,  произошедших  в  нашей  стране.  Приобщение  широких

народных масс к активной общественной  деятельности  потребовало  усиленного

внимания к  повышению уровня их речевой культуры

      В разделе «Речевая  культура»   изучается  речь.  Качественной  оценкой

высказываний  занимается  культура  речи.   Она   как   раздел   языкознания

рассматривает следующие  вопросы:  Как  пользуется человек речью в целях

общения?  Какая  у  него  речь   –    правильная   или   неправильная?   Как

совершенствовать  речь?

      В  современной  лингвистике   различают  два  уровня  речевой   культуры

человека  –  низший  и  высший.  Для  низшего  уровня,  для первой  ступени

овладения литературным  языком,  достаточно  правильности  речи,  соблюдения

норм   русского    литературного    языка:    лексических,    орфоэпических,

грамматических, словообразовательных, морфологических, синтаксических.

      Если человек не допускает ошибок в произношении, в  употреблении  форм

слов, в их образовании, в  построении  предложении,  речь  его  мы  называем

правильной. Однако этого мало. Речь может быть  правильной,  но  плохой,  то

есть не соответствовать  целям и условиям общения.  В  понятие  хорошей  речи

включаются как  минимум три признака: богатство, точность и  выразительность.

Показателями  богатой  речи  являются  большой  объем   активного   словаря,

разнообразие   используемых   морфологических    форм    и    синтаксических

конструкции. Точность речи –  это  выбор  таких  языковых  средств,  которые

наилучшим образом  выражают содержание высказывания, раскрывают  его  тему  и

основную  мысль.  Выразительность  создается  с  помощью   отбора   языковых

средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.

      Если человек обладает правильной  и хорошей речью, он достигает  высшего

уровня речевой  культуры. Это значит, что он не только не  допускает  ошибок,

но и умеет  наилучшим образом строить высказывания  в соответствии  с целью

общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова  и  конструкции,

учитывая при  этом, к кому и при каких обстоятельствах  он обращается.

      Наше общество уже почувствовало потребность  в  культуре  поведения  и

общения. То и дело встречаются объявления, сообщения  реклама о  том,  что  в

лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы  с  названиями

“Этикет”,  “Деловой  этикет”,  “Дипломатический  этикет”,  “Этикет делового

общения” и  т.д. Это связано с потребностью людей познать,  как  нужно  вести

себя в той  или иной обстановке, как правильно  устанавливать  и  поддерживать

речевой, а через  него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

      Широкое понятие культуры непременно включает в себя то,  что называют

культурой общения  культурой речевого  поведения.  Чтобы  владеть  ею,  важно

понимать сущность речевого этикета.

      В коммуникации люди передают  друг другу ту  или  иную  информацию,  те

или иные смыслы, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то  спрашивают,

совершают определенные речевые действия. Однако прежде чем  перейти к  обмену

логико-содержательной информацией, необходимо вступить в  речевой контакт,  а

это  совершается  по  определенным  правилам.  Мы  их  почти  не   замечаем,

поскольку они  привычны. Заметным  становится  как  раз  нарушение  неписаных

правил: продавец обратился к покупателю на “ты”,  знакомый  не  поздоровался

при  встрече,  кого-то  не  поблагодарили  за  услугу,  не   извинились   за

проступок.  Как  правило,  такое  неисполнение   норм   речевого   поведения

оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому  важно

обратить внимание на  правила  вступления  в  речевой  контакт,  поддержания

такого контакта –  ведь без этого деловые отношения  невозможны.  Ясно,  что

осознание норм общения  и речевого поведения полезно  всем, а  особенно  людям

тех профессий, которые  связаны с речью. Это и педагоги, и врачи,  и  юристы,

и работники сферы  обслуживания и бизнесмены, да и просто родители.

      Правила речевого поведения регулируются  речевым этикетом,  сложившимся

в языке и  речи  системой  устойчивых  выражений,  применяемых  в  ситуациях

установления  и поддержания контакта. Это  ситуации  обращения,  приветствия,

прощания, извинения, благодарности, поздравления,  пожелания,  сочувствия  и

соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения,  предложения,  просьбы

совета  и  т.  д.  Речевой  этикет  охватывает  собой  все,   что   выражает

доброжелательное отношение к собеседнику что может  создать  благо  приятный

климат общения. Богатый набор  языковых  средств  дает  возможность  выбрать

уместную для  речевой ситуации и благоприятную  для адресата ты- или вы  форму

общения, установить дружескую,  непринужденную  или,  напротив,  официальную

тональность разговора.

      Важно  подчеркнуть,  что   в  речевом  этикете  передается   социальная

информация о  говорящем и его адресате,  о  том,  знакомы  они  или  нет,  об

отношениях равенства/неравенства  по возрасту, служебному  положению,  об  их

личных  отношениях  (если  они  знакомы),  о   том,   в   какой   обстановке

(официальной или  неофициальной) происходит общение,  и т.д.

Таким  образом,  выбор  наиболее  уместного  выражения  речевого  этикета  и

составляет правила вступления в коммуникацию. Ясно,  что  любое  общество  в

любой момент своего существования неоднородно, многолико  и что  для  каждого

слоя и пласта есть как свой набор этикетных  средств, так и  общие  для  всех

нейтральные выражения. И есть осознание того, что в контактах с иной  средой

необходимо выбирать или стилистически  нейтральные,  или  свойственные  этой

среде средства общения. Употребляя выражения речевого этикета, мы  совершаем

сравнительно   несложные   речевые   действия   обращаемся,    приветствуем,

благодарим… Но почему же в языке существует  такое  множество  способов  это

делать? А все  дело в том, что каждое выражение  мы выбираем  с  учетом  того,

кто – кому –  где – когда – почему –  зачем говорит.  Вот  и  получается,  что

сложная языковая социальная информация заложена как  раз в речевом этикете  в

наибольшей степени.

      Зададимся вопросом, почему  же  выражения  речевого  этикета   обладают

“волшебной  силой”,  почему  их   правильное   применение   приносит   людям

удовлетворение, а неисполнение в нужной ситуации  ведет  к  обиде?  Думается

можно выделить несколько  сущностных признаков речевого этикета,  объясняющих

его социальную остроту.

      Первый признак связан с неписаным  требованием общества к  употреблению

знаков этикета. Хочешь быть “своим” в данной группе  –  большой  или  малой,

национальной, социальной, - исполняй  соответствующие  ритуалы  поведения  и

общения. Социальная заданность ритуальных  знаков  этикета  воспитывается  в

людях с раннего  детства.

Второй признак связан с тем, что исполнение  знаков  этикета  воспринимается

адресатом как  социальное  “поглаживание”.  Психологи,  педагоги  знают,  как

важно  одобрить,  вовремя  погладить  ребенка,  да  и  взрослого.  Над  этим

задумались  языковеды  и  обнаружили,  что   язык   откликнулся   на   такую

потребность и  создал систему словесных “поглаживаний”.

      Третий  важный  признак  речевого  этикета  заключается  в   том,   что

произношение  этикетного выражения представляет собой речевое  действие,  или

речевой акт, т. е. выполнение конкретного дела  с  помощью  речи.  Известно,

что для осуществления  множества  действий,  состояний  речь  не  нужна.  Вы

шьете, или режете, или пилите, или ходите, - и для  “производства” этого  вам

не надо ничего говорить. Но есть такие действия, которые  могут  совершаться

только с помощью  одного инструмента –  языка,  речи.  Исследования  выявили,

что  зафиксированных  в  словарях  названий  речевых  действий  до   тысячи,

способов же непосредственного  выражения – великое множество.

      Четвертый  признак  связан  с  третьим  и  касается  самой   структуры

высказываний  в которых открытыми оказываются  “я” и “ты”:  Я  благодарю  Вас;

Извините меня.  Это  открытое,  эксплицитное  представлена  коммуникантов  в

грамматике предложения, но может быть и  скрытое  представление  их,  как  в

благодарности Спасибо  или извинении Виноват которые, в  силу  функциональной

эквивалентности с представленными ранее, содержат в глубинной структуре  “я”

говорящего и  “ты” адресата (Я говорю Вам)  спасибо.  Поскольку  коммуниканты

открыты  в  структуре  выражений  речевого  этикета,  сила  его  воздействия

проявляется ярко.

      Пятым важным признаком речевого  этикета  можно  считать   его  связь  с

категорией вежливости. С одной стороны вежливость   это моральное  качество,

характеризующее человека, для которого проявление  уважения  к  людям  стало

привычным способом общения с окружающими повседневной  нормой  поведения.  С

другой  стороны  –  это  абстрагированная  от  конкретных  людей   этическая

категория, получившая отражение и в языке,  что,  конечно,  следует  изучать

лингвистике. Вежливость нужно именно выражать, демонстрировать  при  общении

Информация о работе Роль языка в жизни общества