Самоподача в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 15:09, реферат

Описание работы

Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные “техники” общения, выбор которых определяется характеристиками партнера.
Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Содержание

Введение………………………………………………стр.2
Самоподача в общении…………………………..стр.4
Приемы самоподачи……………………………..стр.6
Самоподача привосходства………………….стр.8
Самоподача привлекательности…………….стр.11
Самоподача отношения………………………стр.13
Заключение…………………………………………..стр.14
Список использованной литературы……………...стр.16

Работа содержит 1 файл

ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ.docx

— 38.97 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………стр.2

    1. Самоподача в общении…………………………..стр.4
    2. Приемы самоподачи……………………………..стр.6
    • Самоподача привосходства………………….стр.8
    • Самоподача привлекательности…………….стр.11
    • Самоподача отношения………………………стр.13

Заключение…………………………………………..стр.14

Список использованной литературы……………...стр.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин “социальная перцепция”, т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером (р. 1915). Назвав восприятие “социальным”, он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия.

   Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

   В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

  Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором – механизмов межличностного общения.

   К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

  Образ партнера, который создается при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим для того,  чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные “техники” общения, выбор которых определяется характеристиками партнера.

  Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

   При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

   Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется.

    С точки зрения характеристики общения, как идентификация, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня.

   Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг  друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 1.САМОПОДАЧА В ОБЩЕНИИ

 

    Каждый из участников  процесса общения может влиять  на восприятие партнера, управлять  его вниманием. Это и есть  так называемая самоподача или  презентация. Любой человек интересуется  тем, какое впечатление он производит  на окружающих и стремится  привлечь внимание к определенным  особенностям своего облика, поведения  или представления о ситуации.

Большое значение имеет самоподача для людей, которые непосредственно  связаны с профессиональным общением (юристы, руководители, банкиры). Чтобы  их деятельность была более эффективной, они должны выглядеть и вести  себя соответствующим образом.

    Самоподачу можно реализовать через одежду, манеру речи, поведение, отношение к собеседнику. А чтобы этот механизм работал наиболее эффективно, надо чтобы эти факторы были акцентированы, подчеркнуты и заметны. Так очень модно и красиво одетый человек будет заметен только на фоне немодно одетых остальных. А если все одеты одинаково, то этот фактор может не сработать. Также с помощью одежды можно скрыть, спрятать свое превосходство. Например, молодая девушка, одетая в строгий серый костюм, скорее всего, стремится подчеркнуть свой статус, придать своему облику официальность, «завуалировать» молодость.

    Гораздо сложнее показать свое превосходство при помощи манеры поведения. Обычно оно реализуется через подчеркнуто независимое поведение, нарушение общепринятых норм общения. Зачастую такое поведение является признаком низкой культуры общения – преувеличенно громкий смех, нецензурные слова, вызывающее поведение молодежи.

В отношении к собеседнику  всегда очень важно уметь показать ему свое отношение – хорошее  или даже плохое, в зависимости  от ситуации. Всем известно, что помочь наладить контакт всегда может улыбка, открытый, доброжелательный взгляд. И совсем не располагает хмурый вид собеседника, который при этом еще и смотрит мимо вас или в сторону. Так же и упорный, пристальный и непрерывный взгляд трактуется скорее как враждебность.

Чтобы создать у собеседника  благоприятное впечатление о  себе, некоторые используют приемы, которыми пользуются подхалимы и льстецы – не возражать собеседнику, скорее согласиться с ним во всем.

    Свое отношение к человеку можно показать и кивком головы, и взглядом, и расположением тела. Одно дело – повернуться к человеку лицом и совсем другое – спиной (таким способом часто пользуются дети, демонстрируя, что они обижены).

    Итак, в любом общении, хотим мы того или нет, самоподача присутствует. Она играет большую роль в деловых и дружеских отношениях. Иногда она может послужить источником ошибки при восприятии собеседника. Поэтому большой ошибкой будет не учитывать ее влияние при любом общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    2.ПРИЕМЫ САМОПОДАЧИ

 

    Каждый человек хоть раз интересовался тем, какое впечатление он или она производит на других, т.е. какой результат дает его самоподача. Управление восприятием партнера заключается в умении направить восприятие и внимание партнера по определенному пути.

    В общении участвуют как минимум два человека, и каждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Дело в том, что партнер, с которым мы общаемся, это не пассивный объект восприятия, а живой человек, имеющий свои цели, свое представление о характере взаимодействия, и главное — способный решительным образом повлиять на то, как мы его увидим. Именно эта способность «вмешательства» живого объекта восприятия в процесс формирования своего образа у собеседника и называется самоподачей. По существу самоподача, самопредъявление состоит в управлении вниманием партнера.

    Ведь действительно, когда мы смотрим, например, на дерево, то наше внимание зависит в общем и целом от нас: если у нас плохое настроение, мы обращаем внимание на уродливые наросты на стволе, а если хорошее — то на зеленую листву. И дерево не в состоянии само управлять нашим вниманием — оно не может «прикрыть» некрасивое место ветвями, не может успокаивающе пошелестеть листьями. Разве что птица, севшая на ветку и запевшая свою песню, может нас привлечь, но тут нет заслуги дерева. Когда мы воспринимаем человека, все иначе. Каждый может управлять вниманием партнера — надеть яркую одежду, какие-то части тела открыть для обозрения, а какие-то закрыть, что-то в своем поведении подчеркивать, а что-то затенять и таким образом создавать как бы иерархию признаков своего образа — «вот на это обратите внимание в первую очередь, а вот потом на это, а теперь посмотрите сюда...». И конечно, для этого не только не нужно знать психологию, теорию внимания, для этого не обязательно даже понимать, осознавать, что делаешь. Управление вниманием может производиться невольно и неосознанно с тем же успехом, что и осознанно, хотя, конечно, целенаправленное самопредъявление иногда может быть совершенно неотразимым.

    Достаточно вспомнить свой восторг по поводу «волшебства» фокусников, которые умеют вытащить у вас из кармана яйцо, которое там никогда не лежало. Но ведь известно, что огромная доля мастерства фокусника — умение управлять вниманием аудитории: вовремя отвлекать, вовремя направлять его, куда следует.

    Наверное, каждый человек хоть раз интересовался тем, какое впечатление он производит на других, т.е. его волновало, какой результат дает его самоподача. Причем этот результат всегда связан с формированием целостного впечатления. Самоподача есть средство управления вниманием других, но не его цель. Ведь не является же целью просто привлечь внимание к ресницам или к румянцу — это только средства для создания желаемого цельного образа. Обычно при взаимодействии человек вольно или невольно ожидает, что тот или иной акцент, который он ставит в самоподаче, вызовет не только и не столько внимание к себе, сколько приведет к раскрытию многих других параметров, необходимых для завершенного образа. Так, увидев на лацкане пиджака собеседника значок «Мастер спорта» (акцент самоподачи), мы склонны приписывать владельцу значка свойства, которые, по нашему мнению, присущи спортсменам (физическая сила, спокойствие). Если же на лацкане значок «Союз журналистов», то будут приписывать, скорее, свойства, присущие журналистам (общительность, любопытство).

    Откуда же мы знаем, какие детали, какие акценты приведут к желаемому впечатлению? Основой для самопредъявления является наше интуитивное знание об основных способах социального восприятия. Это и типичные схемы формирования первого впечатления, и эмоциональное понимание, и закономерности каузальной атрибуции. Самоподача заключается в умении (в большинстве случаев неосознанном) направить восприятие партнера по определенному пути. Либо это навязывание того или иного стереотипного представления, которое должно задать потом специфический «ореол» отношения к нам партнера, окрасить его в нужный нам цвет, либо это управление партнером в тесном межличностном общении, которое приводит к более полному и точному взаимопониманию, либо это сообщение информации, которая должна вызвать атрибуцию тех причин и мотивов, которые кажутся нам соответствующими действительности или просто почему-либо выгодными. Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия. В первом впечатлении и в других ситуациях межгруппового общения — это те знаки, которые связаны с той или иной схемой восприятия; в межличностном общении — это акцентирование определенных моментов в общении, в других ситуациях — «подсвечивание» определенных каузальных схем. Рассмотрим их по очереди:

Самоподача  превосходства

    Самоподача превосходства, чтобы быть успешной, должна опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства — одежду, манеру речи и поведения. Но поскольку самоподача — это управление вниманием партнера, то очень важно к тому же, чтобы эти крючки при самоподаче были действительно заметны, акцентированы, подчеркнуты, выделены.

    Например, модная молодежная одежда одного человека будет воздействовать на окружающих и увеличивать ошибку только в том случае, если она будет рассматриваться на фоне немодной одежды осталcfьных. Когда все одеты одинаково, то этот фактор не сработает. И среди «своих» необходимо буквально «гнаться за модой», чтобы поддерживать представление о себе на желаемом уровне. Превосходство часто демонстрируется через стоимость, цвет и силуэт одежды. Именно эти параметры и должны быть как-то подчеркнуты, выделены для самоподачи превосходства.

    Если же нам необходимо скрыть превосходство, мы должны позаботиться об обратном. Когда молоденькая девушка надевает строгий темно-серый костюм, каждый понимает, что она идет не на танцы, а значит, для нее чрезвычайно важно подчеркнуть свой статус: возможно, она депутат, учительница, руководитель; во всех этих случаях ей надо скрыть молодость, акцентировать некоторую официальность. Эта же девушка на вечеринке будет в модном и современном платье — это уже другая самоподача, в данном случае означает, что «я такая же, как все», — среди гостей на вечеринке все одеты модно и современно, она ничем не выделяется. Когда студент, собираясь на экзамен, одалживает строгий галстук у приятеля, он, скорее всего, стремится чуть-чуть завысить свой статус, т.е. управляя схемой восприятия по превосходству, усилить влияние соответствующих представлений. Если же знаменитый профессор, собираясь на тот же экзамен, надевает джинсы и свитер, он, используя ту же схему, пытается в самоподаче сделать обратное — уменьшить, ослабить ошибку превосходства с тем, чтобы улучшить взаимодействие со студентами.

    Самоподача превосходства имеет очень большое значение для профессионалов общения — руководителей, юристов, преподавателей. Они, как правило, знают об этом, но не всегда понимают конкретные пути достижения успеха. Именно поэтому во многих странах мира существуют консультативные фирмы, которые помогают «поставить» нужную самоподачу. Работа консультанта основана на тонком знании того, как в конкретных условиях определенной социальной группы воспринимаются представители других групп и как они «должны» выглядеть, чтобы их деятельность была успешной. В следующих двух примерах из книги Дж.Т. Моллоя «Одежда для успеха» хорошо видно, как это делается.

Информация о работе Самоподача в общении