Сетевое общество М. Кастельса

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:30, реферат

Описание работы

Все общество в целом становится «сетевым» . В связи с этим, исследование данной проблематики является актуальным, поскольку воздействие современных технологий неоценимо сказывается на современном обществе в целом, где информация и средства массовой информации находятся на первом месте. Для такой профессии как «Специалист по связям с общественностью», необходимо иметь представление о влиянии информации на современное общество, т.к. данная профессия имеет непосредственный контакт с ним.
Целью работы является рассмотрение концепции М. Кастельса об обществе сетевых структур как об обществе, где главным ресурсом является информация.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
ГлаваI: М. Кастельс – Жизненный путь……………………..……..3
Глава II: «Сетевое общество» и информационная эпоха………….5
Глава III: «Сетевое общество» и новые формы идентичности …7
Глава IV: Проблемы развития сетевого общества………………10
Заключение………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Сетевое общество М. Кастельса .doc

— 82.50 Кб (Скачать)

    МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (РГГУ) 

    ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ  

    ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА 

    Кафедра теории и практики общественных связей 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Белоус  Софья Святославовна

Сетевое общество М. Кастельса 

    Реферат по учебному курсу «Основы теории коммуникации» студента

    1-го  курса дневной формы обучения  
     
     
     
     

Научный руководитель:

Д-р. филос. наук, проф.  Клягин С. В.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  2010

Содержание

Введение………………………………………………………………2

ГлаваI: М. Кастельс – Жизненный путь……………………..……..3

Глава II: «Сетевое общество» и информационная эпоха………….5

Глава III: «Сетевое общество» и новые формы идентичности …7

Глава IV: Проблемы развития сетевого общества………………10

Заключение………………………………………………………….12

Список литературы…………………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Промышленная  революция породила капитализм, революция  в информационных технологиях обусловила постепенное проникновение этих технологий в различные сферы жизни людей, способствовала появлению не только научных исследований, но и разнообразных футурологических и публицистических работ, а также способствовала возникновению современного информационного (и сетевого) общества. Использование компьютерных технологий оказывает определяющее воздействие на всю общественную структуру. Благодаря качественно новым средствам коммуникации «доминирующие функции и процессы оказываются организованными по принципу сетей». А все общество в целом становится «сетевым»1. В связи с этим, исследование данной проблематики является актуальным, поскольку воздействие современных технологий неоценимо сказывается на современном обществе в целом, где информация и средства массовой информации находятся на первом месте. Для такой профессии как «Специалист по связям с общественностью», необходимо иметь представление о влиянии информации на современное общество, т.к. данная профессия имеет непосредственный контакт с ним.

       Целью работы является рассмотрение концепции М. Кастельса об обществе сетевых структур как об обществе, где главным ресурсом является информация.

      Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

  • Изучение «Общества сетевых структур» в контексте информационной эпохи
  • Анализ противоречий между глобализацией мира и идентичностью сообщества
  • Анализ  причин препятствия дальнейшего развития сетевого общества

Глава I: М. Кастельс – Жизненный путь 

Мануэль Кастельс ( Castells, Manuel ) – социолог, ведущий  исследователь информационного (постиндустриального) общества, основатель теории сетевых структур. Родился 9 февраля 1942 в Испании, в городке Хеллин (провинция Ла Манча). В 1958, в возрасте 16 лет, поступил в Барселонский Университет, где занимался по двум направлениям – праву и экономике. В 1960 примкнул к тайному леворадикальному Рабочему Фронту Каталонии, борющемуся с режимом Франко. Когда в 1962 начались аресты друзей Кастельса по университету, ему пришлось тайно покинуть Испанию, не закончив образования. Став политическим беженцем, обосновался в Париже, поступил на факультет права и экономики в Сорбонне. Разочаровавшись в политической борьбе, Кастельс решил посвятить себя академической карьере. Наиболее подходящей наукой, отражающей его интерес к политическим аспектам жизни общества, он посчитал социологию. Так как его увлекали проблемы классовой борьбы трудящихся, он выбрал научным руководителем французского социолога Алена Турена. Он предложил ему специализацию по урбанистической социологии. По этой теме Кастельс в 1967 защитил докторскую диссертацию. 
Самостоятельную академическую карьеру начал в университете Парижа, где в 1967–1979 преподавал методологию социальных исследований и социологию города. В 1972 выходит его первая работа, получившая большую известность, – «Городской вопрос: марксистский подход». В том же году он получил звание профессора.  
В 1979 Кастельс переехал в США и начал работать профессором социологии и социального планирования в Калифорнийском университете (Беркли). С 1995 является директором Центра западноевропейских исследований того же университета.

В США  Кастельс быстро стал одним из ведущих  специалистов по проблемам информационного (постиндустриального) общества. Если его предшественники (например, Д.Белл, автор концепции постиндустриального общества) определяли новый общественный строй в основном через отрицание (постиндустриальное – после индустриального), то Кастельс дал ему развернутое позитивное определение – как общества, основанного на информационных технологиях. Самым известным результатом его исследований стал трехтомный труд «Информационная эпоха: Экономика, общество и ультура» (1996 – 1998). «The Information Age» состоит из трех томов «Становление общества сетевых структур»3, «Могущество идентичности»4 и «Конец тысячелетия»5). Это исследование оказало огромное влияние на современные социальные науки. Работа М. Кастельса является энциклопедическим анализом роли информации в современном обществе. После выхода этого трехтомника некоторые обозреватели поставили М. Кастельса в один ряд с Карлом Марксом, Максом Вебером, Эмилем Дюркгеймом.

Данная  краткая биография имеет непосредственное влияние на дальнейшее исследование, поскольку даёт представление о  создателе концепции «Общества  сетевых структур», что является предметом исследования и темой следующей главы. 

Глава II: Сетевое общество и информационная эпоха 

В своих  работах М. Кастельс не использует понятие  «информационное общество», по его  мнению, все общества использовали информацию и поэтому были информационными.6 Термин «Информационная эпоха», по его мнению, имеет большую ценность, т.к. позволяет описать некий период перемен, которые постепенно нарастали, начиная с 1970-х годов. Кастельс вводит новый термин — «информационализм», который означает «воздействие знания на знание как основной источник производительности». Развитие информационализма, по мнению Кастельса, приводит к появлению сетевого общества и «новой экономики». Кастельс осуществляет развернутый анализ современных тенденций, приводящих к формированию основ общества, которое он называет «сетевым». Исходя из постулата, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всяческие преграды и границы, он рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества.7 «Именно сети, пишет Кастельс, составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение "сетевой" логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью»8. Таким образом, власть структуры оказывается сильнее структуры власти. Принадлежность к той или иной сети, наряду с динамикой развития одних сетей по отношению к другим, выступает, по Кастельсу, в качестве важнейшего источника власти.

Описывая  современность, Кастельс предпочитает термин «информациональный капитализм», который является особо безжалостной формой капитализма, поскольку сочетает в себе невероятную гибкость глобальным присутствием. В своем трехтомном труде «Информационная эпоха: Экономика, общество и культура», автор показывает особенности перехода к «информационной эпохе», главной чертой которой становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Это вызывает множество последствий, где самое значительное — возможное увеличение разрыва между возрастающей глобальной деятельностью и обострившимся социальным разделением.9

По Кастельсу, начало информационной эпохи восходит к 1970-м годам, к капиталистическому кризису (конец так называемого послевоенного устройства). Кризис ускорил реструктуризацию экономики, и получилось так, что этот процесс совпал с появлением явления, который Кастельс назвал «информационный способ развития».10 Развитие сетевого общества не означает смерть национальных государств. Имеется тенденция ослабления и роста зависимости от международных процессов, однако роль государств все равно будет значительной. Новейшее международное разделение труда может быть различным, но общее направление его имеет четыре варианта:

– производители  высокой стоимости (основанной на информационном труде);

– производители  больших объемов (основанных на невысокой стоимости труда);

– производители  сырья (имеющего своей основой природные  ресурсы);

– избыточные производители (пользующиеся обесцененным трудом).11

Влияние информации на становление сетевого общества имеет особое значение, но, также нужно рассмотреть и  противоречия между глобализацией  мира и идентичностью сообщества, формирующегося на сетевых структурах. 

Глава III:Сетевое общество и новые формы идентичности 

Основным  противоречием (и соответственно движущей силой развития) формирующегося нового общества, основанного на сетевых структурах, является противоречие между глобализацией мира и идентичностью (самобытностью) конкретного сообщества. Кастельс, опираясь на концепцию французского социолога Алена Турена, вводит понятия «идентичность сопротивления» и «идентичность, устремленная в будущее». В обществе сетевых структур наряду с государством, глобальными сетями и людьми существуют сообщества, которые объединяются вокруг идентичности сопротивления. Это сопротивление направлено против основной тенденции развития современного общества — глобализации.

Важной  чертой этих сообществ является минимальная  включенность в структуры традиционного гражданского общества. Однако, в перспективе, часть из этих сообществ от сопротивления сможет перейти к идентичности устремленной в будущее и тем самым будет способна создать нечто подобное «новому гражданскому обществу» и новому государству. «Новая идентичность, устремленная в будущее, подчеркивает Кастельс, возникает не из былой идентичности гражданского общества, которой характеризовалась индустриальная эпоха, а из развития сегодняшней идентичности сопротивления»12.

Кастельс  приводит основные группы сообществ, которые, по его мнению, могут через идентичность сопротивления перейти к идентичности, устремленной в будущее и тем самым способствовать преобразованию общества в целом с одновременным сохранением ценностей сопротивления интересам глобальных потоков капитала и информации.13 Это, прежде всего, религиозные, национальные и территориальные сообщества. Кастельс подчеркивает необходимость учета этнического фактора, который выступает в качестве важного компонента, как угнетения, так и освобождения и привлекается в поддержку других форм идентичности (самобытности) сообществ (религиозной, национальной, территориальной).

Территориальная идентичность и рост ее общемировой  активности ведет к возвращению «города-государства», как характерной черты века глобализации. Женские сообщества и движения экологистов также, по мнению Кастельса, имеют потенциал для формирования идентичности, устремленной в будущее.14 Признаком соответствия этих сообществ новому сетевому обществу является их сетевая, децентрализованная форма организации и самоорганизующиеся системы циркулирования информации внутри сообщества. Именно этот децентрализованный характер сетевых структур социальных изменений, заключает Кастельс, столь затрудняет восприятие новой идентичности, устремленной в будущее, которая складывается сегодня.15 

Сетевое общество изменяет прежние формы  разделения, принося новые формы неравенства. По мнению Кастельса, вместо капитализма, управляемого правящим классом, мы имеем капитализм без класса капиталистов.16 В обществе основные позиции начинает занимать группа работников экспертного информационного труда. Эти процессы сопровождаются упадком рабочего класса — рабочий класс размывается и появляется масса «работников общего типа». Появляется опасность соседства деклассированных элементов с новой культурой информационных работников. Информационный работник становится главным источником богатства и не привязан к конкретному рабочему месту.

Кастельс утверждает, что общество сетевых структур является буржуазным обществом.17 Однако эта разновидность капитализма существенно отличается от своих предшественников двумя основными признаками: глобальный характер (наступивший после распада социалистического лагеря) и базирование на сети финансовых потоков.

Современные финансовые потоки не знают границ и национальностей, финансовые операции происходят в доли секунды, циркулирование капитала определяет судьбу корпораций, семейных сбережений, национальных валют и даже региональных экономик. 
 
 
 
 

Информация о работе Сетевое общество М. Кастельса