Системный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:18, реферат

Описание работы

В неявной простейшей форме системный подход применялся в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда отдельные науки занимались накоплением и обобщением первоначального фактического материала, идея систематизации и единства лежала в основе всех поисков новых фактов и приведения их в единую систему научного знания.

Содержание

Введение 3

1 Понятие системного подхода и направления его приложения 4

2 Этапы системного анализа 6

3 Значение системного подхода в управлении 11

Заключение 13

Список использованных источников 14

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 27.16 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение                                                                                                         3

     1 Понятие системного подхода и направления его приложения              4

     2 Этапы системного анализа                                                                        6

     3 Значение системного подхода в управлении                                         11

     Заключение                                                                                                  13

     Список  использованных источников                                                       14

 

     Введение

     В неявной простейшей форме системный  подход применялся в науке с самого начала ее возникновения. Даже тогда, когда  отдельные науки занимались накоплением  и обобщением первоначального фактического материала, идея систематизации и единства лежала в основе всех поисков новых  фактов и приведения их в единую систему научного знания.

     Подготовка  решений осуществляется на основании  всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.

     В процессе принятия решений большое  внимание уделяется использованию  методов экспертного оценивания, предназначенных для работы, как с количественной, так и с качественной информацией.

     Основное  назначение экспертных технологий – повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений.

     Возможны  разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых  различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.

     Основное  внимание уделяют ситуационному  подходу, поскольку он наиболее полно  отражает проблемы, возникающие при  управленческой деятельности, универсален  и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах.

 

     1 Понятие системного подхода и направления его приложения

     Системный подход – это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

     Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и  выработке эффективной стратегии  их изучения.

     Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

     Основные  свойства систем:

     целостность (принципиальная несводимость свойств  системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость  последних свойств целого; зависимость  каждого от его места, функций  и т.д. внутри целого);

     структурность (возможность описания системы через  установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);

     взаимозависимость структуры и среды (система формирует  и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь  при этом ведущим активным компонентом  взаимодействия);

     иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться  как система, а исследуемая в  данном случае система представляет собой один из компонентов более  широкой, глобальной системы);

     множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы);

     непрерывность функционирования и развития;

     стремление  к состоянию равновесия и устойчивости;

     стремление  к дифференциации и мобильности.

     Важнейшие принципы системного подхода  (системного анализа):

     процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

     необходимо  рассматривать всю проблему как  целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи  каждого частного решения;

     необходимы  выявление и анализ возможных  альтернативных путей достижения цели;

     цели  отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);

     восхождение от  абстрактного к конкретному;

     единство  анализа и синтеза, логического  и исторического;

     выявление в объекте разнокачественных  связей и их взаимодействия;

     рассмотрение  системы с позиции "черного  ящика" и др. 

 

     2 Этапы системного анализа

Подготовка  к разработке управленческого решения

     Этот  этап работы весьма важен для последующей  работы, от него существенно зависит, какие будут получены результаты. В то же время этот этап практически  не поддается формализации. Успех  определяется искусством и опытом специалиста  по системному анализу, глубиной понимания  им исследуемой системы, умением  установить тесный контакт со специалистами, работающими в исследуемой системе, проведением всех исследований совместно. Наибольший эффект дает создание единой группы, в которую входят эти специалисты. Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как:

     получение информации о ситуации;

     определение целей;

     разработка  оценочной системы;

     анализ  ситуации;

     диагностика ситуации;

     разработка  прогноза развития ситуации.

Разработка управленческого решения

     В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят:

     генерирование альтернативных вариантов решений;

     отбор основных вариантов управленческих воздействий;

     разработка  сценариев развития ситуации;

     экспертная  оценка основных вариантов управляющих  воздействий.

Принятие  решения, реализация, анализ результата

     В третий блок этапов разработки и реализации управленческого решения включены:

     коллективная  экспертная оценка;

     принятие  решения лицами, наделенными правом принятия решения (ЛПР);

     разработка  плана действий;

     контроль  реализации плана;

     анализ  результатов развития ситуации после  управленческих воздействий.

Реализация  решений в организации

     Реализация  управленческих решений, стратегических и тактических планов осуществляется в организации, в которой эти  решения и планы принимались. Рассмотрим механизмы, организационные структуры, взаимосвязи, влияющие на эффективность их выполнения.

     Одним из основных свойств организации, влияющих на реализацию решений и планов, является иерархическая структура  управления.

     Иерархическая упорядоченность присуща всем целенаправленным системам. Иерархическая организация  представляет собой многоуровневую структуру, состоящую из взаимосвязанных  подсистем, элементы которых имеют  право принимать и реализовывать  решения.

     Иерархия  определяет управленческие функции  и ответственность, порядок подчинения в организации. Вышестоящие, согласно иерархической структуре, подсистемы (подразделения) принимают решения, обязательные для исполнения нижестоящими, и имеют право вмешиваться  в их действия.

     Нижестоящее подразделение обладает, как правило, определенной степенью свободы в  рамках поставленных перед ним задач  и ограничений. Эта свобода заключается  в возможности принятия самостоятельных  решений в рамках делегированных ему полномочий.

     Важной  составляющей системы управления организацией является информация. Обмен информацией  в иерархической структуре происходит по вертикали и по горизонтали. По вертикали информация передается от нижестоящих подразделений к  вышестоящим, и наоборот.

     От  нижестоящих подразделений к  вышестоящим передается информация об их состоянии, о взаимодействии с  внешней средой и другими подразделениями  внутри организации, о принимаемых  решениях и об ожидаемых последствиях принятых решений, результатах их деятельности.

     От  вышестоящих подразделений организационной  структуры к нижестоящим передается информация о принятых решениях в  части, касающейся нижестоящих подразделений  организации, о планах их реализации, о выделяемых ресурсах, об условиях функционирования нижестоящей организации, оценке ее деятельности.

     По  горизонтали обмен информацией  осуществляется между подразделениями  одного иерархического уровня. Обычно по горизонтали передается информация о планах и результатах деятельности подразделений в рамках делегированных полномочий, может передаваться и  согласовываться информация об альтернативных вариантах решений, относящихся  к области совместной деятельности, об условиях функционирования подразделений, а также информация, имеющая отношение  к деятельности другого подразделения.

     Обмен информацией по вертикали и горизонтали  реализует прямую и обратную связь  при управлении организацией.

     Степень свободы, которой располагает структурное  подразделение при управлении собственной  деятельностью в силу делегированных ему полномочий, прямая и обратная связь с вышестоящими подразделениями  и подразделениями одинакового  иерархического уровня являются одними из основных элементов системы управления организацией.

Управление  организацией носит циклический характер

     Управленческий  цикл в каждом конкретном случае определяется технологией производственного  процесса, периодичностью возникновения  внешних и внутренних проблем, требующих  своего решения. Управленческий цикл начинается с момента получения задания  от вышестоящей инстанции и кончается  решением проблем, возникших в связи  с полученным заданием, и информированием о результатах деятельности вышестоящей инстанции.

Контроль  реализации управленческих решений

     Контроль  – это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.

     При помощи контроля руководство организации  определяет правильность своих решений  и устанавливает потребность  в их корректировке.

     Процесс контроля – это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой – процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.

     Именно  результаты контроля являются основанием для руководителей организации  корректировать принятые ранее решения, если отклонения в ходе реализации принятых ранее решений значительны.

Информация о работе Системный подход