Средства Массовой Коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

В современном мире значительно увеличивается скорость обмена информацией и владение средствами ее распространения. А так же увеличивается влияние средств массовой коммуникации на развитие человека. Но можно ли быть уверенным в том, что влияние это во благо, а не во вред? Что люди, владеющие средствами массовой коммуникации, не применяют их с целью эксплуатации, манипулирования, господствования и развращения? И что так называемое развитие человечества – это эволюция, а не деградация?

Содержание

Введение
Глава1. Коммуникация.
Понятие и основные виды коммуникации.
Типология коммуникаций.
Глава 2. Массовая Коммуникация.
2.1 Понятие и сущность массовой коммуникации.
2.2 основные функции массовой коммуникации.
Глава 3. Средства Массовой Коммуникации.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 45.42 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава1. Коммуникация.

    1. Понятие и основные виды коммуникации.
    2. Типология коммуникаций.

     Глава 2. Массовая Коммуникация.

       2.1 Понятие и  сущность массовой коммуникации.

      2.2 основные функции массовой коммуникации.

Глава 3. Средства Массовой Коммуникации.

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном мире значительно  возросло внимание к такому социальному  явлению, как коммуникация.

Ни для кого не секрет, что мы, люди, живем в обществе, и нам  приходится так или иначе взаимодействовать  друг с другом. Коммуникация – это система, в которой осуществляются любые взаимодействия, это сам процесс взаимодействия, а так же способы общения, позволяющие создавать, передавать и принимать разнообразную информацию.

Коммуникация между людьми существовала во все времена, а сейчас просто появились  технические средства ее реализации, такие, например, как телевидение, радио, интернет… С их помощью стало  возможным налаживание отношений  с людьми, размещенными на определенном отдалении. Такая разновидность  человеческого общения получила название массовая коммуникация и стала  неотъемлемой частью человеческого  общества.

Массовая коммуникация развивается  и по сей день, - увеличивается  скорость обмена информацией и владение средствами ее распространения. А так  же увеличивается влияние средств  массовой коммуникации на развитие человека. Но можно ли быть уверенным в том, что влияние это во благо, а  не во вред? Что люди, владеющие средствами массовой коммуникации, не применяют  их с целью эксплуатации, манипулирования, господствования и развращения? И что так называемое развитие человечества – это эволюция, а  не деградация?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно  разобраться в том, что же такое  массовая коммуникация на самом деле, какова ее реальная сущность, средства, функции средств массовой коммуникации, а так же их роль в современном обществе.

 

 

 

    Глава 1. Коммуникация.

    1. Понятие и основные виды коммуникации.

 

Термин «Communication» (от лат. Comunicare – делать общим, связывать) означает Любой процесс передачи сообщения. В человеческом обществе эти сообщения могут передаваться как вербальными, так и невербальными средствами.

Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным  способом общения, так как использует в качестве своей знаковой системы  речь.1 С помощью вербальной коммуникации можно передать значительно больший объем информации, а возможность потери смысла передаваемого гораздо меньше, чем с помощью невербальной.

И тем не менее она очень важна. Ведь невербальная коммуникация –  это тоже общение, тот же обмен  информацией, только не с помощью  слов, а с помощью жестов, мимики, различных сигнальных и знаковых систем.

Невербальная коммуникация может  дополнять и усиливать словесное  общение или противоречить ослабляя его. Но она несомненно является первоосновой любого общения. Ведь любое общение начинается со взаимного восприятия людьми друг-друга. Даже еще не вступив в диалог, люди уже посылают друг-другу какие-то сообщения. Своим внешним видом, своим поведением, а потом уже и своей манерой говорить.

Как считал Маршал Маклюэн, всё в  этом мире может быть средством коммуникации, так как любой предмет и  любое действие является сообщением.2

Передавать сообщения в невербальной коммуникации можно четырьмя способами:

  1. С помощью жестов, знакового использования рук. Благодаря им можно указать на предмет и тем самым обратить на него внимание, можно помахать рукой и привлечь внимание к себе, а, например, аплодисментами, можно выказать свое одобрение и восхищение…
  2. С помощью мимики, использования выражения лица, можно показать человеку свое отношение к нему, выразить удивление, гнев, страх или приветствие…
  3. С помощью положения тела или способа держать себя так же можно выражать разные эмоции – агрессию или доброжелательность…
  4. И наконец, с помощью тактильной коммуникации – с помощью различных прикосновений, похлопываний и т.д.

 

Все люди используют невербальную коммуникацию, и зачастую делают это неосознанно, демонстрируя окружающим свое истинное отношение и настроение. Но некоторые  люди имеют врожденную способность  к эффективной невербальной коммуникации. Они хорошо умеют контролировать выражение своего лица, положение  тела и рук…

 

    1. Типология коммуникаций.

 

Существует огромное многообразие коммуникационных процессов. Коммуникации, будь они вербальные или не вербальные, могут осуществляться между отдельными людьми, группами, внутри групп и  т.п. Они могут охватывать аспекты  абсолютно любой деятельности, осуществляться среди людей разного пола, возраста, принадлежащих разным национальностям  и проживающих на разных континентах.

Разнообразие коммуникационных процессов  требовало проведения их классификации. На данный момент выделяют шесть основных типов коммуникации.

Внутриличностный -это такой тип  коммуникации, при котором индивид  является и посылающей, и принимающей  информацию стороной. Он как бы вступает во «внутренний диалог» с самим  собой.3 При этом его чувства и мысли становятся посланием, а мозг, обрабатывая их, действует, как канал. Так образуется обратная связь – главный признак коммуникации.

Межличностный – самый распространенный тип коммуникации, при котором  обмен информацией осуществляется между разными людьми. Здесь тоже существует обратная связь, так как на любую передаваемую индивидом информацию, следует ответная реакция на нее. Наверное, единственным недостатком межличностной коммуникации является ее необратимость. Как говорится, слово не воробей. Нужно быть аккуратней в своих высказываниях, так как уничтожить сказанное не возможно.

Внутригрупповой тип коммуникации понимается, как немного более  сложный процесс, так как предполагает общение сразу с несколькими  людьми. Общение это происходит внутри какой-либо малой социальной группы, и главной целью такого общения является достижение взаимопонимания, осуществление взаимозависимых действий и решение совместных задач.

Если социальная группа большая  и имеет достаточно самостоятельные  подгруппы, отношения между этими  подгруппами можно назвать Межгрупповой коммуникацией. Такой тип коммуникации способен усиливать межгрупповое единство, содействовать сближению позиций двух или большего количества групп, либо, напротив, приводить к их противодействию (например, в случае конкуренции).4

Еще один тип коммуникации, который  может осуществляться, как внутри групп, так и между ними, носит  название Межкультурный тип коммуникации. Главная особенность его в том. Что коммуникаторами являются представители разных культур. Проблема межкультурной коммуникации сводится к тому, как различия в языке, мышлении и поведении представителей разных культур оказывают влияние на характер восприятия, оценки и межличностные отношения.5

И, наконец, последний тип коммуникации в данной типологии –Публичный. Под ним обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Для публичной коммуникации характерна передача информации, которая затрагивает общественный интерес. Перелает эту информацию обычно человек, обладающий определенным социальным статусом. А аудитория, которой предназначается эта информация, обязательно находится в поле зрения говорящего.6

 

    Глава 2. Массовая Коммуникация.

2.1 Понятие и сущность массовой  коммуникации.

Как писал А. В. Манойло в своей  книге «Государственная информационная политика в особых условиях» , Массовая Коммуникация – это совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.7

Из данного определения следует, что для функционирования такого явления, как массовая коммуникация, необходимо выполнение следующих условий:

- наличие информации, социально  значимой;

- массовая аудитория, которой  предназначается эта информация;

- наличие технических средств,  обеспечивающих регулярность распространения  информации;

- и возможность выбора этих  средств. 

Рассмотрим эти условия  подробнее.

1. Чтобы донести до массовой  аудитории какую-либо информацию, чтобы аудитория была в состоянии  ее воспринять, информация должна  быть актуальной, социально значимой. Она должна затрагивать такие  сферы жизни, как политика, экономика,  идеология. Должна затрагивать  все, что для людей имеет  важное значение, имеет непосредственное  отношение к их существованию  в государстве и на планете  вообще.

2.  Следовательно, вторым  важным условием функционирования  массовой коммуникации является  массовая аудитория, которой предназначается  информация. Аудитория, как компонент  массовой коммуникации, характеризуется  неоднородностью, анонимностью и  рассредоточенностью. Люди, живущие  в разных городах, совершенно  чужие и незнакомые друг-другу,  могут быть включены в сеть  реальных общественных отношений  и связей именно благодаря  массовой коммуникации. Эти люди  могут устанавливать и поддерживать  отношения и связи не только  внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной  средой. Происходит это с помощью  различных технических средств,  таких, например, как телевидение,  радио и интернет. И это собственно  третий компонент функционирования  МК.

3. Конечно технические  средства распространения информации  не всегда имеют массовый охват  аудитории, и порой передаваемая  информация может носить сугубо  личный характер, не связанный  с социально значимыми реалиями. (Например, при использовании телефона.) Поэтому к средствам массового воздействия можно также отнести кино, театр, цирк и другие зрелищные представления.

4. К счастью, человек  сам может выбирать, какими средствами  массового воздействия ему пользоваться. Но вот выбора, поддаваться ли  вообще этому воздействию, нет. 

Если вернуться к определению  массовой коммуникации, можно увидеть, что передача и распространение  любой социальнозначимой информации исходит от правящей элиты для утверждения определенных духовных ценностей общества и оказания на людей влияния. И это уже даже не секрет. Массовая коммуникация активно используется для манипулирования сознанием людей.

Все сведения, которые распространяются в обществе, представляют собой информационное воздействие на массовое сознание. Распространяются они по сути с помощью средств массовой информации. СМИ обеспечивают регулярность и тиражированность информации, повышают мотивированность аудитории, и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на нее. СМИ считаются официальным источником информации, к которому массовая аудитория имеет доверие. Информация, распространяемая по средствам СМИ, считается «правильной». И этим открыто пользуются политические силы общества.8 Поэтому, очень важно, чтобы пользовались они этим не только для достижения своих целей. А на благо населения. Пусть даже через влияние и давление.

 

 

 

2.2 основные функции массовой  коммуникации.

 

В отечественной психолингвистике выделяют четыре основные функции МК, одной из которых как раз является функция социализации личности, или по-другому, воспитательная функция привития личности тех черт, которые желательны для общества. Так же это оптимизация деятельности общества за счет ориентации на социальное общение, позволяющее изменить коллективную деятельность; функция контакта, которая играет роль в формировании группового сознания; и функция социального контроля через использование социальных норм, этических и эстетических требований. Сейчас эта функция носит название Регулирующая. Сущность ее немного ужесточилась. Она в прямом смысле слова являет собой полный контроль над обществом.

Помимо регулирующей, сейчас выделяют:

- информационную функцию.

Она предоставляет массовому  читателю, слушателю и зрителю  актуальную информацию о самых различных  сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской  и т.п..

- и культурологическую.

Она прививает населению  определенные нормы, вкусы, убеждения…

Так же некоторые социологи  отдельно выделяют функцию развлечения, включающую в себя эмоциональную  разрядку, организацию досуга индивида, уход от проблем, получение эстетического  наслаждения. Хотя, наверное, ее можно  отнести и к функции культурологической.

Помимо упомянутых выше разделений на функции массовой коммуникации существует множество других классификаций. Так  как мнения ученых во многом расходятся. Но все подходы объединяет понимание социальной сущности массовой коммуникации как мощного средства воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

 

Глава 3. Средства Массовой Коммуникации.

 

Средства  массовой коммуникации  – это способы распространения информационных сообщений на большие территории.

Информация о работе Средства Массовой Коммуникации