Степень влияния информационных технологий на региональное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение степени влияния информационных технологий на региональное управление. Для достижения указанной цели целесообразно сосредоточится на следующих основных задачах:

Объектом исследования являются информационные технологии и их применение в управлении социально-политическими процессами в регионах.

Предмет исследования - степень возможности влияния информационных технологий на социально-политические процессы в регионах, их роль в эффективной информационной поддержке решения актуальных региональных проблем, повышения эффективности государственного правления через информатизацию региональных и местных уровней власти.

Работа содержит 1 файл

регеоналистика.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

         Существуют и другие  определения «электронного государства»:

         "Электронное правительство"- это система государственного  управления на основе электронных  средств обработки, передачи и распространения информации. На практике это означает автоматизацию системы документооборота, увеличение скорости принятия решений, доступность информации о работе госорганов для граждан, уменьшение уровня коррупции.

         «Электронное государство» – способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании информационно-коммуникационных технологий.

         Под электронным правительством в «Концепции формирования электронного правительства до 2010 г.»,  понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.8

         Согласно определению  Европейской комиссии, «электронное правительство - это использование  в государственных структурах информационно-телекоммуникационных технологий на фоне проведения организационных реформ и формирования у государственных служащих навыков, направленных на улучшение функционирования госструктур и повышение уровня оказываемых ими услуг». Из этого следует, что базовая цель внедрения электронного праивтельства - повышение эффективности работы государственных служб.

         Принципы электронного правительства подразумевают возможность  получения традиционных правительственных  услуг в онлайне. Для граждан  это может быть подача налоговых  деклараций, голосование, получение  копий разнообразных свидетельств, оплата коммунальных услуг, возобновление  регистрации транспортных средств  и водительских прав, поиск работы и т.п. Для бизнеса - регистрация  новых компаний, обновление лицензий, уплата корпоративных налогов, отправка сведений в статистические органы, подача таможенных деклараций, проведение выплат в фонды социального страхования, осуществление государственных  закупок и т.д.

         Основными результатами создания электронного правительства, по данным Европейской комиссии, будут:

         · улучшение качества предоставляемых госорганами услуг;

         · уменьшение времени  обслуживания клиентов;

         · снижение административных барьеров;

         · расширение набора государственных услуг;

         · повышение эффективности  деятельности госорганов;

         · улучшение показателя удовлетворенности услугами клиентов.

         Благодаря тому, что  информация о деятельности государственных  структур становится доступнее, процесс  принятия государственных решений  оказывается более прозрачным и, следовательно, эффективным.  В условиях «электронного государства» население получает не только широкий доступ к информации, но и возможность влиять на процесс принятия государственных решений, а также непосредственно  участвовать  в их подготовке.

         Электронное правительство  представляет собой сложный комплекс средств взаимодействия между органами управления государством, гражданами и субъектами коммерческой деятельности и предполагает три направления взаимодействия: G2B/B2G (государство-бизнес/бизнес-государство), G2G (государство-государство) и G2C/С2G (государство-граждане/граждане-государство). Данное разделение условно, так как зачастую названные функции выполняются одними и теми же электронными правительственными структурами. Но цели у этих направлений разные. Развитие G2B/B2G должно облегчить взаимодействие между коммерческими структурами и правительством за счет открытого онлайн-доступа к законодательной информации (законодательные акты, федеральные правила, инструкции) и обеспечить возможность предоставления отчетности в контролирующие госорганы через Интернет. Основное назначение G2G - улучшить взаимодействие между федеральными, государственными и местными органами власти, а G2C/С2G - предоставить гражданам удобный и быстрый онлайн-доступ к информации и услугам. Иными словами, с одной стороны, электронное правительство открывает доступ к законодательной информации, а с другой - позволяет гражданам и коммерческим структурам осуществлять разнообразные операции, начиная от оплаты коммунальных счетов и заканчивая предоставлением отчетности в госорганы, через Интернет.9

         Рассмотрев проблему внедрения электронного правительства и последствий этого процесса, мы выяснили прежде всего, что это проект дорогой – он требует капиталовложений не только в компьютеризацию правительственных структур и обучение государственных служащих. Значительно большие средства нужны на построение отделенной правительственной сети, создания информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, просветительскую и агитационную деятельность, внедрение учебных курсов в школах, высших учебных заведениях, центрах занятости, клубах и других учреждениях, чтобы охватить все слои населения, обеспечить им равные возможности использования сервисов электронного правительства. Также затрат потребует подготовка кадров, разработка специализированного программного обеспечения, поддержание структуры в надлежащем состоянии, обеспечение безопасности сетей (как внутриправительственной, так и украинского сегмента Глобальной сети), разработка нормативно-правовой базы и подготовка судей соответствующей квалификации, обеспечение компьютерной и интернет-грамотности государственных служащих разных ведомств (прежде всего Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и т.п.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2. Информационно-коммуникационные  технологии в РФ 

         2.1. Опыт на государственном уровне 

         Подготовка федеральной целевой программы «Электронная Россия» началась сразу после подписанием В. Путиным Окинавской хартии.

         Всемирный Саммит по информационному обществу был проведен в два этапа. Первый — в декабре 2003 г. в Женеве, второй — в ноябре 2005 г. в Тунисе. В России в это  время начала готовиться и обсуждаться  в экспертном сообществе «Стратегия развития информационного общества в России», которая была одобрена в 2007 г. Тем самым можно констатировать, что сам термин перестал быть чисто  научным и начал активно использоваться в проектах и программах на международном  и государственном уровнях.

         При этом следует  отметить, что звучат и весьма осторожные оценки применимости термина информационное общество для научного анализа социально-экономических  процессов и тенденций развития современной цивилизации. Например, Фрэнк Уэбстер свою работу «Теории  информационного общества» заканчивает  главой «Существует ли информационное общество?»10, где обозначается, что само базовое понятие информационного общества было до какого-то момента полезным, т.к. позволило внести организацию в поле явлений, которые подлежали исследованию. В частности, концепция информационного общества помогла исследователям сосредоточиться на различных явлениях и рассматривать их в совокупности — сдвиги в структуре занятости, появление новых средств распространения информации, изменения в сфере образования и т.п. Однако, по мнению Ф. Уэбстера, понятие «информационное общество», сыграв на определенном этапе положительную роль, вводит в заблуждение особенно тем, что намекает на существование нового типа общества, где социальные изменения всецело определяются как последствия этапов информационной революции.

         UNDP (Программа развития  ООН) в 2004 году свой традиционный  доклад «О развитии человеческого  потенциала в России» посвятила  рассмотрению темы «На пути  к обществу, основанному на знаниях». В докладе выделяются восемь  главных проблем (или направлений  развития и исследований):

         – национальная инновационная  система как основа экономики  знаний России;

         – перспективы формирования экономики, основанной на знаниях;

         – экономический  рост, доходы и социальная дифференциация;

         – могут ли знания заменить людей?

         – образование и  рынок труда;

         – человеческое развитие и интеллектуальный потенциал регионов России;

         – интеллектуальный капитал как основа богатства  современного общества;

         – отношение общества к знанию.

         Доклад содержит рекомендации в отношении того, как  эффективно использовать российские преимущества — один из самых высоких уровней  образования, имеющийся технологический  и научный потенциал и природные  богатства — для развития человеческого  потенциала через формирование общества, основанного на знаниях.11

         Процесс разработки государственной политики Российской Федерации в сфере развития информационного  общества можно разделить на три  большие стадии:

         1991 – 1995 гг. – формирование  основ государственной политики  в сфере информатизации в условиях  рыночных отношений; 

         1995 – 1998 гг. – переход  от политики информатизации к  формированию основ информационной  политики;

         1998 – 2008 гг. – формирование  государственной политики в сфере  развития информационного общества.

         В 2008 г. завершился первый этап – этап разработки государственной  политики – был принят первый официальный  документ, утвержденный на высшем государственном  уровне – «Стратегия развития информационного  общества в Российской Федерации», началась разработка плана реализации Стратегии и программ развития информационного  общества на региональном уровне. Тем  самым можно сказать, что с 2008 года в России начался этап реализации стратегии развития информационного  общества.

         В 2005 – 2008 гг. шел  процесс формирования нормативной  базы в сфере электронного правительства  в России. В настоящее время  Правительством Российской Федерации  утверждены пять документов со сроком действия до 2010 года, имеющих прямое отношение к развитию электронного правительства:

          – Концепция  и программа административной  реформы в Российской Федерации 

         – ФЦП «Электронная Россия»

         – Концепция формирования электронного правительства в Российской Федерации

          – Концепция  региональной информатизации 

         – Концепция использования  информационных технологий в органах  государственной власти

         Однако этот процесс  находится еще в самом начале своего развития. Это подтверждается тем фактом, что основные нормативные  документы, которые имеют отношение  к вопросам развития электронного правительства  в России, имеют статус концепций.

         Следует отметить, что  в условиях формирования новой сетевой  модели публичного управления происходит подвижка и в концептуальных принципах и парадигмах использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в государственном администрировании. Л.В. Сморгунов утверждает, что, в общем и целом, движение идет в направлении более широкого понимания возможностей ИКТ и выражается в переходе от концепции электронного правительства (e-government) к концепции электронного управления (e-governance). Если в центре концепции электронного правительства лежат понятия открытости правительственной информации и предоставление публичных онлайновых услуг, то новое понимание включает в себя такие концепты, как сотрудничество, участие, координация. Фактически речь идет об электронной демократии, которая позволяет расширять формы и сферы влияния граждан на процесс принятия и реализации политических решений.12

         В настоящее время  можно констатировать, что в России пройден первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу  функционирования властных структур и  построения электронного правительства. Однако пока еще нет оснований  утверждать, что представление информации в российском Интернете может  оказать существенное воздействие  на функционирование властных структур и что с помощью этих технологий можно обеспечить эффективное взаимодействие власти, населения и бизнеса. Распространение  технологий «электронного правительства» в значительной степени зависит  от готовности использования интерактивных  сервисов населением и бизнесом, возможностей доступа к Интернету и непосредственно  связано с уровнем благосостояния граждан и социально-экономическим  развитием российских регионов. 
 
 

         2.2. Опыт регионов

Информация о работе Степень влияния информационных технологий на региональное управление