Язык и речь. Их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 05:53, контрольная работа

Описание работы

Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности. Сказанное позволяет разграничивать два понятия – язык и речь.

Работа содержит 1 файл

Контрольная. Русский язык.docx

— 27.37 Кб (Скачать)

Вторым по значимости после  нормативности является коммуникативный компонент культуры речи.

Высокая культура речи заключается  в умении найти не только точное средство для выражения своей  мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное), и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая), и, следовательно, стилистически оправданное, как заметил в свое время С.И. Ожегов.

Язык выполняет ряд  коммуникативных задач, обслуживая разные сферы общения. Каждая из сфер общения в соответствии со своими коммуникативными задачами предъявляет  к языку определенные требования. Коммуникативный компонент играет решающую роль в достижении целей  общения. Соблюдение норм языка, всех правил этики общения не гарантирует  создание удовлетворительных текстов. Например, многие инструкции по использованию  бытовой техники перенасыщены специальной  терминологией и поэтому непонятны  неспециалисту. Если какая-либо лекция читается без учета того, что реально  известно слушателям о предмете лекции, у лектора мало шансов быть «принятым» аудиторией.

Язык располагает большим  арсеналом средств. Главнейшее требование к хорошему тексту – использование  таких языковых средств, которые  с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленные задачи общения (коммуникативные задачи). Изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры задачам  общения получило в теории культуры речи название коммуникативного аспекта  культуры владения языком.

Соединение знания языка  с опытом речевого общения, умение конструировать речь в соответствии с требованиями жизни и воспринимать ее с учетом замысла автора и обстоятельств  общения обеспечивают совокупность коммуникативных качеств речи. К ним относятся: правильность (отражение соотношения «речь – язык»), логичность («речь – мышление»), точность («речь – действительность»), лаконизм («речь – общение»), ясность («речь – адресат»), богатство («речь – языковая компетенция автора»), выразительность («речь – эстетика»), чистота («речь – нравственность»), уместность («речь – адресат», «речь – ситуация общения»).

Совокупность коммуникативных  качеств речи в речевой жизни  индивида объединяется в понятие  речевой культуры отдельной личности, а также социального и профессионального  сообщества людей.

Еще один аспект культуры речи – этический. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Этика общения, или речевой этикет, требует соблюдения в определенных ситуациях некоторых правил языкового поведения.

Этический компонент проявляет  себя главным образом в речевых  актах – целенаправленных речевых  действиях: выражение просьбы, вопроса, благодарности, приветствия, поздравления и т. п. Речевой акт осуществляется в соответствии с особыми, принятыми в данном обществе и в данное время правилами, которые определяются многими факторами, не имеющими отношения к лингвистике, – возрастом участников речевого акта, официальными и неофициальными отношениями между ними и т. п.

Особая область этики  общения – явные и безусловные  запреты использования определенных языковых средств, например в любых  ситуациях категорически запрещается  сквернословие. Под запретом могут  находиться и некоторые интонационные  языковые средства, например разговор на «повышенных тонах».

Таким образом, этический  аспект культуры речи предполагает необходимый  уровень этики общения в разных социальных и возрастных группах  носителей литературного языка, а также между этими группами.

Обеспечение максимальной эффективности  общения связано со всеми тремя  выделяемыми компонентами (нормативным, коммуникативным, этическим) культуры речи.

Современный русский литературный язык, выражая эстетически-художественную, научную, общественную, духовную жизнь  народа, служит самовыражению личности, развитию всех форм словесного искусства, творческой мысли, нравственному возрождению  и совершенствованию всех сторон жизни общества на новом этапе  его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

                                       Список используемой литературы:

 

  1.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов - на - Дону,            1995.
  2. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарики, 2002. 
  3. Соколова В.В. Культура речи. Культура общения. М. 1989.
  4. Поливанов Е.Д., Статьи по общему языкознанию. М. 1968.
  5. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Логос, 2007. 

Информация о работе Язык и речь. Их функции