Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 10:20, курс лекций
Тема 1 Виды агрессивных воздействий на строительные материалы.
1.1 Виды агрессивных воздействий среды.
1.1.1 Коррозия бетона и металла от атмосферных воздействий.
Комплексные частицы дисперсной системы, так называваемые мицеллы, способны разрушаться при нагревания битума за счет усиления броуновского движения и частичного растворения асфальтенов; однако при охлаждении структура битума самопроизвольно восстанавливается.
При плотной упаковке объёма битума мицеллами образуется структура типа "гель" и битум отличается высокой вязкостью и твердостью.
Если имеется избыток дисперсионной среды и мицеллы не контактируют между собой, свободно перемещаясь, то структура относится к типу "золь".
Такая структура характерна для жидких размягченных битумов с малой вязкостью.
Парафин, содержащийся в нефтяных битумах, ухудшает их свойства, повышает хрупкость при пониженных температурах, Поэтому содержание парафина ограничивается 5%.
Состояние и свойства битума всецело зависят от его фазового состава, который можно изменить нагреванием и охлаждением, добавлением маслянистых углеводородов (лигроин, нефть, мазут), введением тонкодисперсных минеральных наполнителей, разжижением растворителями и получением эмульсий; другими словами, имеется целый ряд способов регулирования технологических свойств битумных вяжущих, перевода их в рабочее вязкотекучее состояние и отвердевания за счет коагуляционного структурообразования.
В широком интервале температур (от -40 до +120 °С) битум может находиться в различных состояниях:
– упруго-хрупком, при котором каркас из асфальтенов фиксирован отвердевшей прослойкой из смол, растворенных в маслах (отрицательные температуры);
– эластичном, при котором каркас из асфальтенов фиксирован и может лишь упруго деформироваться во времени, но прослойки между элементами каркаса жидкие;
– упруго-пластическом, при котором частицы асфальтенов взаимодействуют через тонкие прослойки среды, проявляющей при напряжениях, не превышающих предел текучести, упругие свойства;
– упруго-вязком, которое характеризуется исчезновением пределов текучести, прослойки среды между твердыми частицами асфальтенов увеличились за счет частичного растворения последних;
Следовательно,
состояние структуры битума предопределяет
его свойства в процессе экплуатации
и, вместе с тем, способы и области использования
битума в строительстве. Так, например,
находясь в истинно-вязком состоянии,
битум позволяет уложить асфальтобетонную
смесь тонким ровным слоем и, при постепенном
остывании, переходя в упруго-пластическое
состояние, он обеспечивает хорошее уплотнение
слоя, а в yпpyго-хрупком состоянии после
остывания делает дорожное покрытие прочным
и водонепроницаемым.
13.3 Свойства битумов
Плотность битумов колеблется в зависимости от соотношения компонентов: r = 0,8…1,3 г/см3. Теплопроводность составляет 0,5…0,6 Вт/ (м· 0С); теплоемкость – 1,8…1,97 кДж/ кг· 0С. Коэффициент объемного теплового расширения при 25 0С находится в пределах 5· 10-4…8· 10-4· 0С-1, причем более вязкие битумы имеют больший коэффициент расширения.
Высокие электроизоляционные свойства битума позволяют использовать его для изоляции электрокабелей.
Для черных вяжущих характерен процесс старения, особенно заметный в изделиях из дегтя и пека.
Старение – процесс медленного изменения состава и свойств материала, сопровождающийся повышением хрупкости и снижением гидрофобности. Ускоряется под действием солнечного света и кислорода воздуха вследствие возрастания количества твердых хрупких составляющих за счет уменьшения содержания смолистых веществ и масел.
Наиболее важным свойством является химическая стойкость битумов и битумных материалов к действию агрессивных веществ, вызывающих коррозию цементных бетонов, металлов и других строительных материалов. Битумные материалы хорошо сопротивляются действию щелочей (с концентрацией до 45%, фосфорной кислоты (до 85%), а также серной (с концентрацией до 50%), соляной (до 25%) и уксусной (до 10%) кислот.
Битум растворяется в
Физико-механические свойства (марку) битумов по ГОСТу определяют по трем показателям: твердости, температуре размягчения и растяжимости.
Твердость находят по глубине проникания в битум иглы прибора – пенетрометра.
Температура размягчения определяется в приборе «кольцо и шар», помещаемом в сосуд с водой; она соответствует той температуре нагреваемой воды, при которой шарик под действием собственной массы проходит через кольцо, заполненное битумом.
Растяжимость определяется на приборе – дуктилометре по абсолютному удлинению образца битума («восьмерки»).
По назначению битумы делят на строительные, кровельные и дорожные.
Требования ГОСТа по физико-механическим свойствам битумов разных марок и групп показаны в табл. 13.1.
Строительные битумы применяют для изготовления асфальтовых бетонов и растворов, приклеивающих и изоляционных мастик, покрытия и восстановления кровель.
Кровельные битумы используют для изготовления кровельных рулонных и гидроизоляционных материалов. Легкоплавким битумом марки БНК 45/180 пропитывают основу (кровельный картон); а тугоплавкие битумы служат для покровного слоя.
Дорожные битумы применяют для изготовления асфальтобетонов и мастик, используемых в заливке швов дорожных и аэродромных покрытий.
13.4 Рулонные кровельные материалы
Основными кровельными материалами, получаемыми на основе нефтяных битумов, является пергамин и рубероид.
Пергамин – это беспокровный материал, изготовленный пропиткой кровельного картона расплавленными мягкими битумами с температурой размягчения 40…50 °С. Пергамин используется в качестве нижнего подкладочного слоя в многослойных кровельных покрытиях, а также при устройстве пароизоляции. Выпускают пергамин двух марок П-300 и П-350.
Рубероид – покровный кровельный материал, отличающийся от пергамина тем, что после пропитки кровельного картона его с обоих сторон покрывают тугоплавкими битумами с температурой размягчения 65…95 °С. Для повышения тепло-, влаго- и светостойкости в битум покровного слоя вводят наполнитель - тонкоизмельченный минеральный порошок. Для повышения атмосферостойкости, снижения способности к возгоранию, а также предотвращения слипания рубероида в рулонах на лицевую сторону наносят минеральную посыпку.
В зависимости от назначения, вида посыпки и марки кровельного картона рубероид делят на марки: РКК-500А, РКК-400А(Б и В), PKM-350Б(B), РПМ и РПП-300А(Б и В), РКЧ-350Б(В).
Буква
Р в марке означает - рубероид; буквы
К и П - кровельный или подкладочный;
третьи буквы К, М,
П, Ч - вид посыпки (крупнозернистая,
мелкозернистая, пылевидная, чешуйчатая);
числа означают марку кровельного картона
(массу 1 м2 в граммах).
Таблица 13.1
Физико-механические
свойства нефтяных битумов
Марка
битума |
Глубина проникания иглы, мм•10 | Температура
не ниже, 0С |
Растяжимость,
см | |||||||
при
25 0С |
при 0 0С | размяг-чения | вспыш-ки | хруп-кости | при
25 0С |
при
0 0С | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
Битумы нефтяные строительные (ГОСТ 6617 – 76*) | ||||||||||
БН - 50/50 | 41…60 | – | 50…60 | 230 | – | 40 | – | |||
БН - 70/30 | 21…40 | – | 70…60 | 240 | – | 3 | – | |||
БН - 90/10 | 5…20 | – | 90…105 | 240 | – | 1 | – | |||
Битумы нефтяные кровельные (ГОСТ 9548 – 74*) | ||||||||||
БНК – 45/180 | 140…220 | – | 40…50 | 240 | – | – | – | |||
БНК – 45/190 | 160…220 | – | 40…50 | 240 | – | – | – | |||
БНК – 90/40 | 35…45 | – | 85…95 | 240 | -20 | – | – | |||
БНК – 90/30 | 25…35 | – | 85…95 | 240 | -10 | – | – | |||
Битумы нефтяные дорожные (ГОСТ 2245 – 76) | ||||||||||
БНД – 200/300 | 201…300 | 45 | 35 | 200 | -20 | – | 20 | |||
БНД – 130/200 | 130…200 | 35 | 39 | 220 | -18 | 65 | 6 | |||
БНД – 90/130 | 91…130 | 28 | 43 | 220 | -17 | 60 | 4,2 | |||
БНД – 60/90 | 61…90 | 20 | 47 | 220 | -15 | 50 | 3,5 | |||
БНД – 40/60 | 40…60 | 13 | 51 | 220 | -10 | 40 | – | |||
БН – 200/300 | 201…300 | 24 | 33 | 200 | -14 | – | – | |||
БН – 130/200 | 131…200 | 18 | 37 | 220 | -12 | 70 | – | |||
БН – 90/130 | 91…130 | 15 | 40 | 220 | -10 | 60 | – | |||
БН – 60/90 | 60…90 | 10 | 45 | 220 | -4 | 50 | – | |||
Битумы нефтяные изоляционные (ГОСТ 9812 – 74*) | ||||||||||
БНИ – IV -З | 30…50 | 15 | 65…75 | 250 | – | 4 | – | |||
БНИ – IV | 25…40 | 12 | 75…85 | 250 | – | 3 | – | |||
БНИ – V | 20…40 | 9 | 90…100 | 240 | – | 2 | – | |||
Битумы нефтяные жидкие (быстро, средне и медленно густеющие) для асфальта | ||||||||||
БГ- 25/40 | СГ- 25/40 | МГ- 25/40 МГ- 130//200 | ||||||||
БГ- 40/70 | СГ- 40/70 | МГ- 40/70 | ||||||||
БГ- 70/130 | СГ- 70/130 | МГ- 70/130 |
Названные рулонные материалы сегодня устарели и их заменяют на более долговечные материалы на синтетической основе, поскольку строительный картон, являющийся основой пергамина и рубероида недостаточно прочен а, главное, подвержен гниению.
К высокопрочным материалам для рулонных кровель и гидроизоляции на синтетической основе относят:
– стеклорубероид, стеклоизол, стеклобит, крунам СТ, филизол – на основе стеклоткани или стеклохолста (по ТУ 90…96 г.г.);
– рубитекс, рубемаст (на основе картона – РМП, РНК; на основе стеклохолста – РНК-С и РМП-С), стекломаст, элабит – наплавляемые разогревом нижнего слоя;
– фольгоизол, фольгорубероид –на основе картона и рифленой или гладкой алюминиевой фольги.
К новым, достаточно дорогим, но долговечным материалам для кровли относят:
– металлочерепицу, окрашенную при изготовлении;
– гибкую самонаклеивающуюся черепицу на основе битумнолатексных композиций;
–
наливную монолитную
плоскую кровлю из долговечных полиуретановых
мастик системы ПМО Hyperruf (полимерный мембранообразователь)
по лицензии западных фирм.
13.5 Асфальтовые бетоны и растворы
Для
приготовления асфальтовых
Прочность асфальтового вяжущего обусловлена соотношением компонентов Б/Н и пористостью после уплотнения и отвердевания. При оптимальном соотношении Б/Н весь битум адсорбирован в виде тонких непрерывных пленок на поверхности частиц тонкомолотого наполнителя, поэтому асфальтовое вяжущее имеет наибольшую прочность.
Мелким заполнителем в растворе и бетоне служат чистые природные и искусственные пески с содержанием пылевато-глинистых частиц не более 3% по массе.
Щебень изготовляют из прочных и морозостойких изверженных, осадочных и метаморфических горных пород, а также из металлургических шлаков. Морозостойкость щебня должна быть не ниже F50.
Информация о работе Лекции по "Коррозии строительных материалов"