Строительство как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

С современных условиях одно из приоритетных направлений российской экономики – выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента на предприятиях и в организациях с различными формами собственности, в том числе и строительстве.

Содержание

Введение

 Государственный Университет Управления
 Цели в управлении
 Методы управления и руководства в строительстве
 Исходя из продолжительности цикла управления
 По способу циркуляции информации
 По способу принятия решений

 Организационные методы руководства
 Экономические методы руководства
 Распорядительные методы руководства

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Введение в специальность - Строительство как объект управления.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

В эти годы Московский институт управления шел неизведанными путями, быстро накапливая богатый опыт, преодолевая трудности, ставя перед собой все новые и новые рубежи развития. Основная проблема того времени, без успешного решения которой нельзя было двигаться вперёд – кадры. Ни в каком другом вузе в те годы аспирантура не работала так напряженно и новаторски.

В начале восьмидесятых годов был написан учебник «Теория управления социалистическим производством». Он выдержал два издания, получил на конкурсе учебной литературы серебряную медаль ВДНХ, был переведен на болгарский, чешский, немецкий язык и издан во всех странах членах СЭВа. Многие его положения сегодня кажутся устаревшими и наивными, упрощенными и поверхностными. Это естественно. Наука и научная мысль развиваются, изменяются и условия практики, потребности, и проблемы, которые ставит жизнь. Но главное заключается в том, что этот учебник венчал инициативу и труд преподавателей вуза, его использование в учебном процессе стимулировало развитие управленческих специальностей и дальнейшее развитие Московского института управления.

В те годы учебный процесс питался наукой. Преподаватели института работали в научно-исследовательских темах, выполняемых на базе московских заводов “Фрезер”, “Завод им. Ленинского комсомола”, “ЗИЛ”, “Первый Московский часовой завод”, Научно-исследовательский институт “Электроника” и многих других. Проблемы управления, которые находили отражение в учебниках и учебно-методических материалах не “высасывались из пальца”, они приходили из практики и отражали реальные потребности отраслей и предприятий. Опыт преподавания управленческих дисциплин аккумулировал реальные практические проблемы.

К началу восьмидесятых годов вуз накопил большой и богатый опыт подготовки специалистов в области управления. Этот опыт накапливался не только в процессах практической деятельности преподавателей, но и в ходе непосредственного изучения зарубежного опыта управления.

Это было не только знакомство по книгам и специализированным журналам, но и практическая реализация большой программы зарубежных стажировок. Начиная с 1975 года, преподаватели вуза ежегодно проходили стажировки в ведущих западных университетах таких стран, как США, Англия, Германия, Франция.

В середине восьмидесятых годов и в последующий за ними период вуз стал инициатором открытия в системе высшего образования новых специальностей в области управления вообще и менеджмента в частности: экономика и управление, менеджмент, маркетинг, государственное и муниципальное управление, менеджмент в социальной сфере. Напрасно думать, что это было легким делом. Многие тогда считали, что таких специальностей не может быть. Противодействие оказывали не только работники Госкомвуза, но и управленцы-практики, утверждавшие, что в лучшем случае это должны быть краткосрочные программы переподготовки и повышения квалификации, но не как не специальности базовой подготовки специалистов. Многие из тех оппонентов сегодня открыли в своих вузах подготовку по специальности “Менеджмент организации” и готовят специалистов, реальную потребность в которых они отрицали.

Дальнейшее развитие института как ведущего научного и методического центра в сфере управленческого образования обеспечило ему новый статус - «Академия». 5 февраля 1991 года Постановлением Совета Министров СССР Московский институт управления был преобразован в Государственную академию управления. Академия явилась инициатором открытия новых направлений управленческого образования в стране с учетом потребностей рыночной экономики, организовав многопрофильную подготовку кадров для производственного, социального, государственного и муниципального управления.

8 августа 1998 года Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по результатам государственной аттестации и аккредитации Государственная академия управления получила статус университета и была переименована в Государственный Университет Управления.


Вместе с тем работа руководителя не может быть эффективной без умения применять познан­ную методологию управления на практике. Еще А. Файоль (крупный французский предприниматель и ученый) писал: «беда, конечно, не в недостатке принципов, если б вслед за их провозглашением сразу наступило их господство, у нас повсюду было бы уже самое лучшее управление, какое только можно себе представить». И далее: «надо уметь ими оперировать. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».

Отметим, что высшее учебное заведение не может выпустить из своих стен готового руководителя, от выпускника вуза не ждут практи­ческого знания всех вопросов. Однако без теоретических познаний эти качества трудно приобрести. Они позволяют молодому инженеру быстрее освоиться с тонкостями процесса управления. В трудах В.И.Ленина находим такие слова: «... чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современ­ной высоте, нужно иметь известное научное образование». Всему этому нужно учиться будущим руководителям. Стоит отметить, что более сотни лет в русском техническом словаре существуют термины: управление и руко­водитель, поэтому, есть ли необходимость внедрять в наш язык термины менеджмент и менеджер. В русском языке у слова руко­водитель есть синонимы: директор, начальник, заведующий, предсе­датель, президент, которые уточняют характер и содержание управлен­ческой деятельности руководящего лица. Более того, понятие менедж­мент стало абсолютизироваться, применяться независимо от отрасли и сферы управленческой деятельности. Появились книги с названием «Менеджмент», «Курс менеджмента», «Риск-менеджмент», «Организа­ционный менеджмент» и др. (многие из них с грифом учебник или учебное пособие). В русский язык также был введен термин «монито­ринг», хотя в нашем языке есть равнозначные слова: ведение, осущес­твление, реализация.


Цели в управлении

 

Теория управления строительным производством - это научная дисциплина, опирающаяся на многие теоретические и прикладные знания о производстве и окружающей его внешней среде. Ее основу составляют экономические и социально-психологические законы и закономерности. Категориями теории управления являются целепо-лагание, принципы, закономерности, правила и методы управленческой деятельности, основу которой составляют управленческие решения. Они отражают объективные условия развития производственной деятельности, служат исходным элементом развития производства. Исходный пункт управления - целеполагание.

 

Цель управления - достижение какого-либо результата производственной деятельности. Она определяет направление и характер деятельности. В своей основе цели объективны, в них отражаются требования законов экономического и социального развития трудовых коллективов. Исходя из поставленной цели, формируются различные методы руководства, совершенствуются организационная структура, техника и технология управления.

Формулирование цели является исходным, а ее достижение - конечным пунктом процесса управления Целевой подход к управлению как раз и состоит в установлении непосредственной зависимости всех основных элементов системы управления от цели.

При целевом подходе требуется организация управления, обеспечивающая координацию и действенное регулирование деятельности всех участников строительства. Цель управления строительством состоит в том, чтобы при соблюдении конкретных сроков возведения объектов и при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких текущих технико-экономических показателей и конечного результата - хозяйственного дохода, а также создать условия для его роста в перспективе. Важнейшей задачей управления является решение социальных вопросов, обеспечивающих рациональный труд работников при строительстве и вводе в эксплуатацию зданий и сооружений. Цели, а отсюда и программы управления, могут быть долгосрочными и краткосрочными. Между этими целями должна быть взаимосвязь, при которой краткосрочные планы являются средством выполнения среднесрочных, а среднесрочные - долгосрочных.

Управление в рыночной экономике связано с постоянной корректировкой целей, так как внешняя среда постоянно изменяется. Поэтому для своевременного изменения параметров производственной деятельности строительного предприятия необходимы регулярный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременная корректировка цели.

Если цель жестко установлена, возникает необходимость адаптации организационных структур, изменения организации производства и технологических правил выполнения строительных и монтажных работ. Такие действия облегчаются при разбивке главной цели на несколько отдельных, выполнение которых легче контролировать и корректировать. Например, строящееся сооружение можно разбить на блоки, а выполнение работ - на этапы. Такой подход связан с построением дерева целей (см. рисунок)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дерево целей при строительстве сооружений:

1 - срок ввода сооружения;

2 - сроки выполнения работ в пределах секций;

3 – сроки выполнения комплексов строительных работ.

 

 

 

 

 

При строительстве крупных сооружений и комплексов объектов используются программно-целевые методы управления. В этом случае инвестиционный цикл разбивается на ряд этапов: выбор концепции; инженерно-геологические изыскания и технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта; контрактная стадия в осуществлении проекта; возведение объекта или комплекса сооружений; пуск и пробная эксплуатация объектов.

На каждом этапе ставятся свои цели перед исполнителями работ. Основная цель первого этапа — обоснование полезности и выгодности объекта строительства, второго этапа —оценка условий строительства и обоснование эффективности выбора места строительства. На третьем этапе осуществляется выбор эффективной конструктивной схемы с целью достижения меньших капиталовложений в строительную часть объекта и на энергопотребление. На четвертом этапе заключается сделка (контракт) на реализацию проекта.

Управление достижением целей на первых четырех этапах входит в функции заказчика, которым могут быть государство, муниципалитет, акционерное общество, отдельные предприниматели, т.е. организации, инвестирующие строительство объектов. В условиях деятельности проектно-строительных объединений контрактная стадия следует за ТЭО.

Цели пятого этапа - реализация проекта при условии не превышения затрат, предусмотренных договорной ценой, и получение прибыли, чего можно добиться путем рационального использования производственных фондов. Именно процесс превращения фондов в готовую продукцию, предусмотренную контрактом, является объектом управления для строительных предприятий.


Этот процесс является сложным образованием, и каждый из его участников имеет свои цели, которые в совокупности должны быть направлены на достижение общей цели - повышение доходности строительного предприятия. К задачам работников, задействованных в сфере потребления производственных фондов, относятся: эффективное использование основных фондов (машин, транспорта, оборудования, производственных зданий) и экономное расходование оборотных средств. Задачами работников, находящихся на иерархических ступенях субъекта управления, являются: обеспечение производства ресурсами и проектной документацией, координация деятельности участников производственного процесса, налаживание взаимоотношений с заказчиками и муниципальными органами власти и др.


Методы управления и руководства в строительстве

 

В качестве объектов управления в строительстве могут выступать процессы осуществления строительных программ или в отдельности ИСП, а в строительном производстве - производственные процессы их реализации. Объектами руководства при этом являются трудовые коллективы на производстве и в подразделениях аппарата управления.

В ходе осуществления этих процессов используются различные методы управления, которые различаются по продолжительности цикла управления, по способу циркуляции информации в системе управления и способу принятия решений.

 

Исходя из продолжительности цикла управления методы управления могут быть стратегическими, рассчитанными на текущий год или на оперативный и краткосрочный периоды. В основе этих методов лежат планы: стратегические (на 10-15 лет), годовые, оперативные на квартал и месяц и недельно-суточные (диспетчерские) графики.

 

По способу циркуляции информации методы управления различают по виду информационных каналов. Такими каналами могут быть межличностные связи, каналы движения бумажных источников информации, телефонные коммуникационные связи, компьютерные видеоканалы.

 

По способу принятия решений методы управления делятся на альтернативные и коллегиальные. В первом случае решения принимаются единолично, во втором — правлениями и советами строительных предприятий.

 

Основу методов руководства трудовыми коллективами составляют побудительные воздействия на людей, исходящие из внутренних их побуждений к труду. Для этого используются различные виды мотивов (от фр. motif - побудительные причины, повод к какому-либо действию). Мотивы непосредственно связаны с потребностями людей. Именно потребности вызывают у людей определенные запросы (физиологические, социальные, моральные и психологические). Уровень запросов зависит от осознания человеком своего места в обществе и трудовом коллективе, а также от соотношения объективных и субъективных факторов. Фактор (от лат. factor -делающий, производящий)-причина, движущая сила совершающегося процесса. Действующие факторы и мотивы деятельности людей определяют характер мотивационной обстановки, которая носит пассивный характер. Для активизации трудовой деятельности людей нужны стимулы. Для стимулирования производственной деятельности используются организационные, распределительные, экономические методы руководства трудовыми коллективами.

Информация о работе Строительство как объект управления