Возникновение парикмахерского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 01:50, курсовая работа

Описание работы

В Росси коренные изменения в моде произошли после Октябрьской социалистической революции 1917 г. Борьба с интервенцией, разруха в промышленности и сельском хозяйстве, отсутствие нормальных бытовых условий требовали простейших форм костюма и прически. Примером тому являются женщины-работницы в красных косынках с коротко подстриженными волосами. Появившись в начале XX века, короткая стрижка покорила Европу и другие страны мира, вошла в моду, силуэт и формы ее стали усложняться, теряя строгость и приобретая женственность.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 698.00 Кб (Скачать)


Введение

 

Когда появилось парикмахерское искусство до сих пор не установлено. Однако с уверенностью можно сказать, что прически появились несколько раньше, чем одежда человека и прошли долгий путь, развиваясь и изменяясь весте с человеком. Прическа во все времена занимала значительное место в жизни общества. О прическах прошлых столетий можно судить по произведениям искусства: живописным полотнам, мозаике, скульптуре, фрескам, изделиям декоративно-прикладного искусства, а также по описаниям в произведениях художественной литературы, драматургии, поэзии.

 

Археологические находки подтверждают, что уже в V – VI веках нашей эры уходу за волосами уделялось особое внимание. Наши предки в давние времена понимали, что здоровые волосы – это богатство, которым природа одарила человека. Именно волосы придают человеческому облику завершенный вид и неповторимость. Этим можно объяснить веками не иссякающий интерес людей к своим волосам.

 

Люди стремились украшать свою внешность прическами, и волосы определенной длины, особым образом уложенные, были отличительным признаком определенных сословий. Служители культа и войны, землепашцы, рабы и свободные граждане во все времена носили разные прически и были узнаваемы в любом месте и в любое время. Прически часто меняли силуэт, форму, испытывая влияние исторических событий, климатических условий, религиозных убеждений, эстетических взглядов, личных вкусов, случайностей.

 

Прическа отражает не только национальные черты, расовую принадлежность, но и личное отношение, индивидуальный вкус человека.

 

Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства много нового, присущего только ей. Каждой эпохе присущи свои особенности в одежде и в моде на прически, на состоянии и степени развития государства, его национальные и культурные особенности.

 

Модные прически во все времена пользовались вниманием окружающих. Как бы ни критиковали силуэты, формы новых причесок, по прошествии времени, многие все же начинали им подражать, и мода вступала в свои права.

 

Так что же такое мода? Мода, от которой зависит прическа? Мода – это непродолжительное господства определенного вкуса в жизни или культуре. Это смена форм и образцов одежды, которая сравнительно быстро проходит. Часто в моде, как в фокусе, собраны черты социально-экономического развития общества. Следование моде, однако, не означает, что это признак хорошего вкуса. Формирование вкуса – одна из основных задач художественного воспитания.

 

Демократизация моды, упрощение форм и видов костюма, причесок, головных уборов наблюдается в конце XVIII – начале XIX вв. Революция 179 г. Во Франции оказала влияние на все сферы общественного развития европейских стран. Моду аристократов сменила мода буржуа, которая внешне способствовала упразднению сословных различий.

 

В Росси коренные изменения в моде произошли после Октябрьской социалистической революции 1917 г. Борьба с интервенцией, разруха в промышленности и сельском хозяйстве, отсутствие нормальных бытовых условий требовали простейших форм костюма и прически. Примером тому являются женщины-работницы в красных косынках с коротко подстриженными волосами. Появившись в начале XX века, короткая стрижка покорила Европу и другие страны мира, вошла в моду, силуэт и формы ее стали усложняться, теряя строгость и приобретая женственность.

 

В настоящее время техника стрижек стала более разнообразной, так как появились новые приемы, способы, инструменты, косметические средства для работы с волосами. Цветовая гамма причесок стала разнообразной благодаря новым красителям. После длительного периода возрождается мода на парики.

1.  Возникновение парикмахерского искусства

 

История парикмахерского ремесла берет свое начало с давних времен. Уход за волосами как ремесло явился результатом развития потребностей человека, возникших из желания украсить свою внешность.

 

Понятие красоты в различных слоях общества было различным и с течением времени изменялось. Решающее влияние на развитие парикмахерского ремесла оказала, прежде всего, постоянно и капризно меняющаяся мода. Много времени прошло, прежде чем появилась профессия парикмахера в таком виде, в каком она существует теперь.

 

Возникновение и развитие парикмахерского искусства тесно связано с возникновением и развитием городов. В наиболее древних исторических источниках, связанных с историей городов, есть доказательства существования парикмахерского искусства на высоком, часто художественном, уровне. Этому благоприятствовала большая сосредоточенность населения, более высокие — по сравнению с деревней — требования городского населения, а также высокий уровень его культуры.

 

Из археологических открытий и исследований известно, что уже ок. 5000 лет до н.э. уходу за человеческим телом посвящалось много времени и внимания. Уже в древние времена прически являлись украшением как женщин, так и мужчин, и поэтому были предметом особого внимания и стараний. Применялись разного рода средства, помогающие придать прическе модную в данной эпохе форму.

 

ДРЕВНИЕ ВЕКА (5000 до н.э. — 500 г.н.э.)

 

Египет. Египетские скульптуры и живопись свидетельствуют о том, что уход за волосами был известен египтянам очень рано. Характерной особенностью прически была ее форма, напоминающая трапецию. Волосы, чаще всего, сплетались в мелкие косички и ровно обрезались таким образом, чтобы они только закрывали уши, создавая так называемую прическу пажа. Выполнение такой прически было очень трудоемким. Мужчины и женщины носили искусственные парики, род которых определял общественное положение или занимаемую должность их обладателей.

 

Египтяне не носили ни усов, ни бород. Волосы на лице они удаляли чаще прибором в виде малого серпа из бронзы или камня; это был прототип бритвы.

 

В более поздние времена появляются женские прически, укладываемые из собственных волос с искусно выполненными волнами. Уже тогда применялась укладка холодным способом (мокрая завивка). Женские прически украшались декоративными металлическими лентами или диадемами.

 

С течением времени, в период царствования тридцати династий, прически приобретают все новые формы. Цвет волос также имел значение в тогдашней моде; наиболее модными цветами были темно-коричневый или черный, для получения которых применялись растительные красители, в частности, хна. Красились и ногти.

 

Египтянам известны были различные косметические мази и другие средства для ухода за кожей лица и всего тела, которые приготовлялись по определенным рецептам. Некоторые из них сохранились до наших времен.

 

Уход за волосами, укладка их и разные туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждой из них были поручены свои обязанности — мытье, окраска или укладка.

 

Вавилон и Ассирия. Вавилонские и ассирийские раскопки также свидетельствуют о высокой культуре и существовании там, в частности, и парикмахерского искусства. Были найдены, например, прототипы современной бритвы.

 

Прически в Ассирии и Вавилоне в корне отличались от египетских. На основании сохранившихся памятников старины можно точно установить формы причесок — особенно мужских. Мужчины носили тогда длинные, зачесанные назад волосы, которые свободно укладывались в сетку или скалывались специальной заколкой. На лбу волосы укладывались в короткие или спиральные локоны, а возле ушей и щек — скручивались в кольца. Необычайно искусно причесывалась борода; стригли ее „лестничками” вниз. В этом видно большое мастерство завивки и стрижки.

 

Греция. Много ценного материала в области познания уровня парикмахерского искусства в древности приносит нам история древней Греции. Сохранившиеся памятники греческой культуры, например, скульптуры, свидетельствуют, в частности, о высоком уровне парикмахерского мастерства и его артистичности. Правилам гармонии и эстетики, господствовавшим в каждой области искусства, подчинялось также парикмахерское дело. Прическа должна была идеально „подходить” к внешнему облику и вместе с ним создавать гармоничное единство.

 

Нигде в истории человечества нельзя найти такой исключительной выдумки и изобретательности в украшении головы, как в древней Греции. Завивка волос сделалась там до некоторой степени церемониалом.

 

В разные исторические периоды древней Греции появлялись различные стили причесок и их разновидности. Наиболее характерной чертой женской прически на протяжении веков было закрытие лба волосами, а также прическа с пробором- Волосы над лбом и на висках были подстрижены, а их концы — завиты и уложены в мелкие локоны. Остальные части волос, искусно завитые в локоны, перевязывались лентой и откидывались назад. Отдельным элементом уложенной в волны прически были зачастую повязка и диадемы, служившие не только в качестве декоративной детали, но и в качестве основного композиционного мотива прически. Другую форму прически из локонов и волн получали, применяя длинную (до двух метров) ленту для волос.

 

Такая лента была одновременно повязкой и элементом, связывающим волосы, и тем самым укрепляющим прическу. Применялись также сетки, которые поддерживали прическу. Эти прически свидетельствуют о высокой технике их исполнения и, следовательно, высокой степени развития парикмахерского искусства.

 

Исполнители такого рода изысканных причесок должны были пользоваться соответствующими инструментами и приборами. Греки знали искусство плоения и завивки волос и пользовались при этом многими косметическими средствами.

 

Парикмахерское искусство в древней Греции, как и в странах древнего Востока, развивалось среди наиболее привилегированных слоев общества и фактически только им служило. Парикмахерским делом занимались рабы и рабыни. Впервые в истории на территории Греции появляется установленное название парикмахерской профессии. По названию прибора „каламис” — металлической палочки с шариком на конце, которую разогревали на огне и затем применяли для укладки волос — мастеров парикмахерского искусства называли „каламистрами”.

 

Немалую роль играл цвет волос- Наиболее модными цветами в те времена у греческих женщин были светлый и темный блондин. Головные уборы гречанки носили в очень редких случаях.

 

К наиболее известным стильным греческим прическам принадлежит прическа под названием „Лампадион” (пламя). Способ ее выполнения следующий. Посредине головы делают пробор. Сзади головы, посредине (в наиболее выпуклом месте) выделяют прядь волос, которую у самой кожи несколько раз обматывают волосами или хлопчатобумажной тесьмой и крепко связывают. Связанная таким образом прядь отстает от головы, образуя нечто в виде кока. Конец пряди скручивают и завивают щипцами в плотные продолговатые локоны. Таким же образом завивают концы остальных волос. Особенно старательно выполняют мелкие локоны над лбом и затылком, а также около ушей. Затем волосы делят на пряди, с внутренной стороны тупируют, чтобы они не разделялись и откидывают назад, прикрепляя шпильками к основанию подвязанной пряди. Наружную сторону волос приглаживают щеткой, слегка покрытой бриллиантином. Завитые концы волос связывают вместе с концами пряди, создавая тем самым пучок локонов.

 

Декоративным элементом, и одновременно укрепляющим прическу, является диадема, выполненная из блестящего металла или позолоченной кожи. Нижняя часть прически поддерживается сеткой, соединенной с диадемой. Вместо сетки можно применить декоративную ленту.

 

Влияние греческой культуры, также и в области парикмахерского искусства, распространялось на весь тогдашний мир, что особенно ярко выразилось у римлян.

 

Рим. Памятники и скульптуры древнего Рима свидетельствуют о значительном развитии парикмахерского искусства. В течение долгого времени там безраздельно господствовал греческий стиль прически. Разнообразие причесок, пока не выработался собственный стиль ок. 300 г. до н.э., было там еще более богатое, чем в Греции.

 

Основной особенностью римского стиля была естественность форм причесок. Парикмахеры, владея высокой техникой, стремились одновременно к тому, чтобы прическа, кроме изысканного исполнения, имела возможно более естественный вид. Разделенные на пробор волосы, зачесывались назад и свободно опускались, или связывались сзади в узел.

 

В период расцвета Римской империи прически получили более богатую форму — разнообразились различными украшениями и искусственными локонами. Применялась также укладка волос мокрым способом.

 

Мода древнего Рима предъявляла к женским прическам значительно большие требования, чем к мужским: мужчины из практических соображений носили коротко остриженные волосы.

 

 

Римлянки в широком масштабе пользовались искусственными средствами, чтобы подчеркнуть свою красоту и привлекательность. Применяли массажи тела ароматичными маслами, лечебные ванны, употребляли средства для окраски ногтей, губные помады, карандаши для бровей и ресниц, а также красили волосы. Самыми модными тогда были светлый блондин и рыжий цвет.

 

В Риме, как и в Греции, работу парикмахера выполняли рабы и рабыни. Операции при укладке волос разделялись между отдельными специализированными мастерами (мытье головы, плоение и завивка волос, притемнение бровей и ресниц, а также окраска волос). Окончательную укладку прически выполняла рабыня, которая называлась „кипассис”.

 

Массажи тела и натирание его маслами делали другие специалисты. Эти процедуры выполнялись не только в частных домах, но и публичных банях, так называемых термах, специально для этого оборудованных. Рабов, делающих массажи, называли косметами — от этого слова происходит сегодняшнее название „косметика”. В термах работали также специалисты по бритью лица и стрижке волос, называвшиеся „тонсорес”. Среди них были вольные мастера, услугами которых пользовались более бедные слои общества, не имевшие собственных рабов.

 

Таким образом, в древнем Риме образовались новые виды парикмахерской специальности, которая позднее станет ремеслом, служащим широким кругам общества. Последний период расцвета Римской империи отличается большой роскошью и богатством во всех областях жизни. Парикмахерская мода также не отстает от общего уровня жизни, что проявляется в великолепии и пышности причесок и их перегруженности всевозможными искусственными украшениями. Около 75 г. до н.э. начались широко применяться разнообразные парики, которые менялись в зависимости от поры дня и обстоятельств. Мужчины по-прежнему носили короткие волосы и тщательно брились.

 

Завоевания и войны с германцами вносили изменения в моду причесок и цвет волос. Римлянки, подражая Взятым в плен германским женщинам, начали осветлять волосы и красить их в светлый блондин. Однако, несмотря на сильные чужие влияния, римляне сохранили свой собственный стиль. Древнеримские памятники, рассматриваемые с точки зрения парикмахерского искусства, подтверждают высокое мастерство и артистичность римских парикмахеров. В новое время часто возвращались к образцам римских причесок.

Информация о работе Возникновение парикмахерского искусства