Административно-территориальное устройство республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:40, реферат

Описание работы

Цель исследования: первоначальное накопление информации, регистрирующей, описывающей административно-территориальное устройство Республики Беларусь

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I Назначение административно-территориального устройства…………..7
II Факторы, воздействующие на развитие административно-территориального устройства…………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………………...33

Работа содержит 1 файл

Административное устройство.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Развивающая рыночная экономика, появление новых  форм организации сельскохозяйственного  производства, формирование качественно нового гражданского общества - сферы жизнедеятельности, которые необходимо соотносить с задачами государственного управления. И во всех случаях нельзя забывать о самом человеке, который объявлен Конституцией Республики Беларусь «высшей ценностью и цель общества и государства» (ст. 2). В центре всех забот согласно основополагающей конституционной идеи должен быть человек и его потребности. Следовательно, и административно-территориальное устройство (особенно его низовые звенья) должно быть таким, чтобы создавать условия «для свободного и достойного развития личности».

     Независимо  от социально-экономической природы  государства, есть подходы в одинаковой мере пригодные для оценки сложившегося административно-территориального строя и путей его совершенствования. Поэтому будет в высшей степени ошибочным следовать принципу: все советское отбросить. Напомним, что Октябрьская революция несмотря на свой радикализм и непринятие всего буржуазно-капиталистического, создав новые по своей сути органы власти, приступила к реорганизации территориального деления лишь в середине 20-х годов. Отсюда напрашивается вывод: знание накопленного исторического опыта, его критическая оценка - обязательное условие для реформирования территориальных основ управления.

       Закрепленное законом административно-территориальное деление приобретает устойчивость и оказывает обратное воздействие на управленческие процессы, тормозя их или, напротив, давая простор для проведения в жизнь прогрессивной государственной политики.

     Будет упрощением, как уже замечено, вопросы  административно-территориального устройства считать предметом лишь науки государственного права. Понимание сущности государства и его назначения неизменно связывается с территорией государства, с «закреплением» граждан к определенным местам проживания и деятельности. Территория, это и объект управления и сфера деятельности центральных и местных органов государственной власти. Основы территориальной организации государственного управления заслуживают такого же внимания, как и сама структура органов с их полномочиями. Создавая единую систему органов, государство стремится к тому, чтобы на основе учета опыта и достижений науки создать эффективное управление. В принципе оно должно быть таким, чтобы наиболее полно соответствовать целям выполнения государством своих задач. В общей системе государственного устройства административно-территориальная организация выполняет свои, присущие ей ответственнейшие функции. Вместе с тем она призвана служить организующим началом жизнедеятельности определенных территорий, населенных пунктов.

     Как уже отмечено, в теоретическом  плане важно определить факторы, которые влияют на развитие форм административно-территориального устройства. Дело в том, что деление государственной территории в управленческих целях на части должно учитывать не просто населенные пункты, но и закономерности развития, сложившегося в стране расселения вообще, которое в силу разных причин претерпевает серьезные изменения. Стремительный, особенно в советское время, рост городского населения и соответственно абсолютное и относительное сокращение числа сельских жителей - одна из ведущих тенденций и ныне. Сокращение числа жителей, особенно сказывающаяся на состоянии сельской расселенческой структуры, ведет к мельчанию и исчезновению сельских населенных пунктов. Господствовавшая в прошлом в этой сфере стихия (отток населения в города и на их стройки) обезлюживала села. Все это нарушало расселенческий баланс, кособочило экономическое развитие республики, усложняло развитие сельскохозяйственного производства. Процесс этот пока не встречает эффективного государственного противодействия и на нынешнем этапе. В конечном счете обезлюживание деревни отрицательно сказывается на состоянии сельскохозяйственного производства, быте села и его благоустройстве. [4, с. 220]

     Государство - не всесильно. Но акты, закрепляющие административно-территориальное устройство, не могут не учитывать сложившегося в республике состояния расселения. Несомненно, что структура административно-территориального устройства должна быть такой, чтобы содействовать благоприятному для общества развитию расселенческого баланса. Особенно важен учет этого фактора при генеральном пересмотре административно-территориального устройства государства.

     Сложившиеся формы расселения в Беларуси как  результат длительной эволюции, несовершенны как с точки зрения потребностей государственной управленческой деятельности, так и в плане развития в новых условиях форм сельскохозяйственного производства, благоустройства сел и поднятия уровня быта сельского жителя, который вправе претендовать на городские стандарты. [4, с. 234]

     Развитие  поселений и расселения в целом органично связано с социально-экономическими процессами. Правомерно ставить вопрос о типологии сельских населенных пунктов, о том, какие формы сельских поселений должны отвечать в современных условиях потребностям достойной жизни человека. Есть немало сторонников «фермеризации» белорусской деревни по американскому примеру.

     Принято говорить, что поселение это территориальная  общность людей. Но можно рассмотреть вопрос и с несколько другой стороны: определить населенный пункт (поселение) как общность людей постоянно проживающих в определенном географическом месте и объединенных производственной и иной деятельностью. Все это свидетельствует о том, что законодатель, стремясь к усовершенствованию административно-территориального устройство государства, должен учитывать разработки не только юристов, но и экономистов, демографов, социологов, землеустроителей.

     Развитие  фермерства (у него есть восторженные сторонники) так или иначе скажется на расселении. Ведь фермер, где работает, там и живет. «Хуторизация», в свое время узаконенная советской властью, а затем осужденная как «вражеская, кулацкая политика», может стать одним из направлений развития сельского расселения. Фермер и его

     земельные угодья образуют обособленную «территориальную единицу». Но пока фермерство в зачаточном состоянии. Станет ли оно ведущим в сельскохозяйственном производстве, покажет время.

     В основе расселенческого процесса лежат  глубокие социально-экономические и демографические факторы, «взаимодействие» города и села. Государство не может быть безразличным к этим процессам, должно учитывать их, чтобы проводить целенаправленную политику. Административно-территориальное устройство, меры, которые принимаются в этой области, должны содействовать утверждению рациональных форм расселения, преследовать цели создания наиболее благоприятных условий жизни граждан, особенно сельских жителей, устройства быта, усиления связей города и деревни, поднятия культуры села.

Учитывая  национальный состав населения, потребности  удовлетворения «национальных нужд», Советская власть после окончания гражданской войны в условиях мирного строительства продолжала создавать новые формы национальных административно-территориальных единиц, как логическое продолжение осуществления политики национального равноправия. Немалое значение придавалось и пропагандистскому эффекту: смотрите как далеко Советская власть идет в решении национального вопроса. Так в БССР появился польский Койдановский район, переименованный в Дзержинский, и целый ряд национальных сельских Советов, главным образом польских. Поскольку образована новая национальная административная единица, то нужна школа на национальном языке и соответствующее делопроизводство. Нужно было, чтобы территория образования имела компактно проживающее в своем большинстве население национальности, ради которой образована административная единица. Но в конце концов новые национальные единицы были упразднены, а несостоятельность эксперимента власти пытались объяснить происками «классовых врагов».

     Расселение - объект специальной науки, имеет свои закономерности развития. Факторы, влияющие на расселение - предмет особой важности. Знание их обнаруживается в различных сферах жизнедеятельности, в том числе при делении государственной территории на административные единицы.

     Государство, что естественно, на основе управленческого  опыта, научных данных, статистики в  меру своих возможностей, воздействует на расселенческие процессы с тем, чтобы они отвечали запросам времени, интересам общественного прогресса.

     Ясно, что никуда не уйдешь от складывавшихся столетиями расселенческих форм. Война внесла свои коррективы. В Беларуси было уничтожено около 10 000 деревень (600 вместе с людьми). Люди возвращались к своим попелищам и возрождали поселения. Правда, не везде это удалось. Чернобыльская катастрофа в свою очередь потребовала выселения людей из загрязненных радионуклидами территорий.

     Как уже отмечалось, на развитие административно-территориальной  структуры государства оказывают  воздействие не только социально-экономические, политические и культурные факторы, но и обстоятельства иного плана: географическая среда, климат, характер природных богатств, плотность населения, бытовые традиции, пути сообщения, этнические особенности.

     Современных государствоведов в особенности  не могут не интересовать методологические и теоретические подходы решения конкретных проблем территориальной организации государства. Надо признать, что часть из них имеет универсальное значение в том смысле, что есть факторы, влияние которых характерно для всех типов административно-территориального устройства, независимо от их политико-социальной природы. Организации власти неизменно сопутствовало разделение государственной территории на отдельные части с созданием управленческих органов.

     Предмет законодательного закрепления таков, что в данном случае для «классового подхода» не так уже много остается места. Все то ценное, что имелось в БССР, было перенесено затем в новый закон, принятый Республикой Беларусь в 1998 г. Прежние функции, касающиеся регулирования отношений в этой области, не отпали. Многие из них свойственны всем государствам, независимо от их социальной природы.

     Конечно, нынешние перемены в общественном и  государственном строе требуют и новых подходов в решении вопросов административно-территориального устройства.

     Конституция БССР 1978 г. (ст.ст. 76. 78) в соответствии с союзным Основным законом установила: «Белорусская ССР определяет Левое областное, районное деление и решает иные вопросы административно-территориального устройства». Это право закреплено в Конституции Республики Беларусь 1994 г.

Учреждая  район, исключительно важно определить количество хозяйств на данном пространстве, учитывать сложившиеся между ними экономические и другие отношения, состояние транспортных связей хозяйств с районным центром. Выбор центра района - задача исключительно ответственная. Желательно, чтобы это был город пусть и небольшой. В 30-е - 60-е годы, случалось, что центрами районов становились обычные крупные села. В других случаях центры районов располагались в городах областного подчинения, или в самих областных центрах. Минский райисполком дислоцируется в столице республики. Многие трудности связаны и с организацией сельсоветов. Размеры хозяйств определяют в конечном счете территории сельсоветов как административных единиц. Целесообразно чтобы на территории сельсовета функционировало несколько хозяйств. Сельсовет должен иметь медпункт, магазины, клуб, библиотеку, предприятия обслуживающие бытовые нужды селян.

     Есть  немало «специалистов» - любителей, готовых сокращать или объединять административно-территориальные единицы на глазок. Всякий раз при пересмотре границ нужно серьезное всестороннее обоснование с учетом самых разнообразных данных: экономических, демографических, климатических и др.

     Наши  растущие крупные города (они же крупные административные центры), оказывающие громадное влияние на разделение труда, обладающие большой притягательной силой для окружающей их территории, будут играть все большую роль в формировании административно-территориальной системы республики.

     Одновременно  развиваются крупные города, не являющиеся областными центрами: Бобруйск, Орша, Новополоцк, Барановичи, Жлобин, Борисов, Мозырь, Молодечно. Крупные города области укрепляют ее промышленное значение, ее влияние на развитие сельскохозяйственного производства. [4, с. 236] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение  

     Как    видим,    создание    рационального    административно-территориального устройства - ответственная и трудная задача. Наивно думать, что эта забота юристов. Решение задачи требует усилий  специалистов разного профиля.

Информация о работе Административно-территориальное устройство республики Беларусь