Актуальные проблемы уголовного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:11, контрольная работа

Описание работы

Правовое государство призвано обеспечивать охрану от преступлений прав и свобод личности, жизни, здоровья, чести и достоинства, других благ граждан, общества в целом, конституционного строя государства. Этому служит, в частности, уголовное право, устанавливающее круг деяний, запрещаемых под угрозой уголовного наказания, и виды таких наказаний. Тем самым оно способствует предупреждению преступлений. Но если преступление совершилось, то необходимо его раскрыть, найти виновного, выяснить все, что надо знать для справедливого наказания преступника, и в то же время не допустить ошибочного обвинения и, тем более, осуждения невиновного. Виновный же должен быть наказан в строгом соответствии с законом, характером и степенью его вины, данными о личности.

Содержание

1. Введение 3 стр
2. Понятие и сущность, задачи уголовного процесса в системе мер борьбы с преступностью 4 стр
3. Уголовно процессуальные функции: понятие и система 7 стр
4. Классификация доказательств: виды доказательств в У. П. 9 стр
5. Процессуальный порядок избрания, оформления и применения мер пресечения 14 стр
6. Порядок возбуждения уголовного дела. 21 стр
а) постановление о возбуждении уголовного дела
б) особенности возбуждения дел частного и частного- публичного обвинения
7. Заключение 28 стр
8. Список литературы 29 стр

Работа содержит 1 файл

Актуальные проблемы у п.docx

— 43.90 Кб (Скачать)

5) вещественные доказательства;

Вещественными доказательствами признаются любые предметы:

а) которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;

б) на которые были направлены преступные действия;

в) имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем;

г) иные предметы и документы, которые  могут служить средствами для  обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

6) протоколы следственных и судебных  действий;

7) иные документы.

К ним могут относиться материалы  фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи  и иные носители информации.

Однако некоторые  авторы по данному критерию предлагают несколько расширенную трактовку, дополняющую положения, установленные  уголовно-процессуальным законодательством  РФ:

1) показания подозреваемого, обвиняемого,  изложенные в протоколе допроса;

2) показания потерпевшего, свидетеля,  изложенные в протоколе допроса;

3) сведения, изложенные в заключении эксперта;

4) показания эксперта, изложенные  в протоколе допроса;

5) сведения, изложенные в заключении специалиста;

6) показания специалиста, изложенные  в протоколе допроса;

7) сведения, содержащиеся в протоколах  других следственных и судебных  действий;

8) сведения, содержащиеся в иных  документах;

9) сведения, полученные в результате  исследования предметов, имеющих  значение для уголовного дела (вещественных доказательств).

2. В зависимости  от соблюдения требований УПК  РФ доказательства делятся на:

а) допустимые;

б)недопустимые - доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения.

К недопустимым доказательствам  относятся:

а) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;

б) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;

в) иные доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ.

3. Доказательства также  могут быть:

а) обвинительными (устанавливающие событие преступления, виновность, смягчающие обстоятельства);

б) оправдательными (собирание, проверка и оценка оправдательных доказательств - обязательное условие производства по делу).

4. По отношению к  доказываемому событию доказательства  делятся на:

а) прямые.

Прямое доказательство по содержанию совпадает с доказываемым обстоятельством (например, свидетель указывает на конкретное лицо, совершившее преступление). Прямое доказательство позволяет обосновать устанавливаемые обстоятельство, факт непосредственно, без промежуточных  звеньев, но лишь при условии, что  его достоверность не вызывает сомнений);

б) косвенные.

Косвенные доказательства указывают  на промежуточные факты и через  них на обстоятельства, входящие в  предмет доказывания. Косвенные  доказательства нередко используются для проверки прямых доказательств. Например, показания потерпевшей  о нападении на нее и о том, что она звала на помощь (прямое доказательство), проверяются допросом лиц, которые оказались вблизи места происшествия и слышали крики о помощи (косвенные доказательства).

Косвенные доказательства могут свидетельствовать  о пребывании или отсутствии лица на месте происшествия или вблизи него, наличии или отсутствии определенных качеств у обвиняемого (знаний, навыков, физических особенностей и т.п.), о  том, обладает ли он и владеет ли орудиями преступления, о попытках противодействовать следствию и  судебному разбирательству и  т.п.

По общему правилу косвенные  доказательства должны образовывать определенную совокупность, систему, в которой  они согласуются с прямыми  доказательствами, между собой, подкрепляя друг друга, позволяют из нескольких возможных объяснений найти единственно  правильное.

5. По источнику формирования  различают доказательства:

а) первоначальные (сведения, непосредственно  воспринятые лицом, сообщившем о  них (свидетелем), данные, зафиксированные  в подлиннике документа, признаки вещественного  доказательства, изъятого на месте  происшествия или по месту работы, проживания обвиняемого);

б)производные (информация свидетеля, полученная им от другого лица, либо описание признаков по копиям документа или описание следов). Они позволяют зачастую отыскать первоначальные доказательства, участвуют в их проверке, дополняют их, а при невозможности получить первоначальные доказательства (например, в ситуации, когда свидетель умер) заменяют их. Вместе с тем производные показания со слов очевидца-свидетеля или потерпевшего, если он сам допрошен по делу и сообщил те же сведения, не могут рассматриваться как самостоятельные доказательства.

Показания свидетеля или потерпевшего о том, что обвиняемый в их присутствии  либо непосредственно обращаясь  к ним высказывал намерение совершить определенного характера преступление, являются допустимым доказательством наличия умысла.

 

Процессуальный порядок применения, отмены и изменения меры пресечения.

Согласно  ст.89 УПК избирать меры пресечения вправе лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд. Тем не менее к числу таковых следует также отнести начальников следственных отделов, а также судью на стадии назначения судебного разбирательства (ст.418 УПК). При этом все они, кроме прокурора, могут принять решение о мере пресечения только по делам, находящимся в их производстве. Прокурор вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения по любому делу, находящемуся как в его производстве, так и в производстве органа дознания и предварительного следствия, за которыми он осуществляет надзор.

Когда речь идёт об «органе дознания –  учреждении», к примеру о милиции, подпись лица, производящего дознание, на соответствующем постановлении имеет процессуальное значение. Если же лицу, производящему дознание, его полномочия лишь делегированы «органом дознания – должностным лицом», например начальником следственного изолятора или командиром воинской части, постановление об избрании меры пресечения приобретёт процессуальный смысл только после подписания его соответствующим руководителем. В первом случае каждый работник, на которого возложено осуществление функций учреждения (органа дознания), уполномочен на вынесение постановления. Во втором – лишь конкретный руководитель, а не всё учреждение назван законодателем (ст.117 УПК) органом дознания. Это значит, что только его подпись имеет процессуальное значение.

В постановлении (определении) об избрании меры пресечения указываются анкетные данные лица, к которому применяется мера пресечения, преступление, в совершении которого это лицо обвиняется или подозревается, и основания для избрания применяемой  меры пресечения. Кроме того, в постановлении (определении) необходимо указать : а)- дату (число, месяц, год) и место его  составления;

б) должностное положение, звание и фамилию лица, принимающего решение о мере пресечения;

в) статьи УПК, в соответствии с которыми избирается мера пресечения.

Важнейшей частью постановления является его  мотивировка . В этой части кратко, но конкретно излагаются основания избрания меры пресечения и указываются цели, для достижения которых она применяется. Помимо вынесения постановления при избрании некоторых видов мер пресечения оформляется также соответствующая подписка или протокол (подписка о невыезде, протокол о принятии залога и т.д.). либо делается сообщение общественной организации или командованию воинской части. Когда избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, рекомендуется давать указания участковому инспектору об установлении наблюдения за обвиняемым по месту жительства, а также сообщать в отдел кадров по месту работы о необходимости немедленно предупредить орган, применивший меру пресечения, если обвиняемый подаст заявление об увольнении.

Решение органа дознания или следователя  о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или залога должно быть санкционировано прокурором. Без санкции прокурора такое  постановление лишено юридической  силы и не может приводиться в  исполнение. Постановление или определение  об избрании, отмене или изменении  меры пресечения должно быть объявлено лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом на постановлении делается отметка с указанием времени ознакомления, удостоверяемая подписью обвиняемого (подозреваемого).

Сразу же после избрания меры пресечения в виде заключения под стражу это  постановление направляется для  исполнения вместе с арестованным администрации  места предварительного заключения. Законодатель обязывает орган, избравший  меру пресечения, сообщить о заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого) членам его семьи, а также по месту  работы. Остающиеся без присмотра дети лиц, взятых под стражу, должны быть переданы на попечение родственников либо др. лиц или учреждений (например, помещены в детский дом, школу - интернат), а в отношении остающихся без присмотра имущества или жилища должны приниматься меры к их охране. О принятых мерах уведомляется лицо, заключённое под стражу (ст.98 УПК).

При заключении под стражу лица, являющегося гражданином  иностранного государства, копия постановления  или определения о мере пресечения направляется в Министерство иностранных  дел РФ.

Органы  предварительного расследования, прокурор и др. компетентные органы обязаны изменить или отменить меру пресечения, когда отпадает надобность в таковой или в мерах пресечения вообще. Это обусловлено целью их применения и возможным изменением в процессе производства по делу обстоятельств, явившихся основанием или условиями к применению меры пресечения.

Условия или основания применения отпадают тогда, когда не находят подтверждения данные, изобличающие лицо в совершении преступления либо свидетельствующие о возможности его неправомерного поведения.

Неоценимое  значение для отмены или изменения  меры пресечения имеет изменение  обстоятельств, которые учитывались  при её избрании: изменилось обвинение, отношение обвиняемого к содеянному, состояние его здоровья, семейное положение и т.п. Например, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть заменена другой в связи с изменением обвинения в сторону смягчения. При этом, если по новому обвинению за преступление не может быть назначено наказание в виде ЛС, обвиняемый подлежит освобождению из - под стражи в обязательной порядке. И наоборот, если обвиняемый в отношении которого применена подписка о невыезде или другая мера пресечения, не связанная с ЛС, не является по вызовам, старается оказать воздействие на свидетелей и потерпевших либо продолжает свою преступную деятельность, к нему может быть применена мера пресечения в виде содержания под стражей.

Изменяют, так же как и отменяют, меры пресечения те же должностные лица, которые  наделены правом избирать таковые. В ч.2 ст.101 УПК установлено, что «отмена или изменение лицом, производящим дознание, и следователем меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается лишь с санкции прокурора». Закон не определяет порядок отмены или изменения органами расследования меры пресечения, избранной непосредственно самим прокурором. Представляется правильным решение этого вопроса следующим образом: следователь или лицо, производящее дознание вправе отменять или изменять меру пресечения., избранную прокурором, только с письменного согласия прокурора.

Тем не менее мера пресечения, избранная судом при возбуждении уголовного дела в порядке ст.256 УПК или при направлении дела для производства дополнительного расследования, может быть отменена или изменена прокурором, а также органами дознания и предварительного следствия, которые не связаны с названным решением суда по вопросу о мере пресечения.

В постановлении (определении) об изменении или отмене меры пресечения должны быть указаны  конкретные обстоятельства, с в связи с изменением которых отменяется или изменяется мера пресечения.

Меры  пресечения, не связанные с заключением  под стражу.

Подписка о невыезде (ст. 93 УПК). Подписка о невыезде состоит в отобрании у подозреваемого или обвиняемого обязательства не отлучаться с места жительства или временного нахождения без разрешения соответственно лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда, а также являться по вызову этих органов.

При отобрании  подписки о невыезде обвиняемому (подозреваемому) разъясняется, что в случае нарушения  им данной подписки не отлучаться с  определённого места жительства и являться по вызовам, а также  при попытках помешать установлению истины по делу к нему может быть применена более строгая мера пресечения, вплоть до заключения под  стражу.

Личное поручительство. (ст.94 УПК).- состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами письменного обязательства в том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку подозреваемого или обвиняемого по вызову лица, производящего дознание т.п. Число поручителей не может быть менее двух. Лиц, которые могут быть поручителями, называет обвиняемый (подозреваемый ) , либо это эти лица сами обращаются в органы предварительного расследования, заявляя о своём желании поручиться за надлежащее поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности, в случае оставления его на свободе. В качестве поручителей могут выступать родственники, соседи, друзья или хорошие знакомые обвиняемого (подозреваемого). В законе прямо указано, что поручителями могут быть только заслуживающие уважения лица.

Информация о работе Актуальные проблемы уголовного процесса