Актуальные проблемы уголовного законодательства и судопроизводства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

В настоящее время Россия миновала период безответственности государства перед своими гражданами. Государственная власть, наделенная правами, начала с недавних пор выполнять и свои обязанности. Постепенно исчезает диссонанс во взаимоотношениях, когда одна сторона несет непомерные обязанности, а другая - лишь реализует права.
Задачами данной работы являются освещение двух вопросов: вопрос об эффективности уголовного закона в условиях формирования правового государства и вопрос о принципах уголовного права и проблемах в их реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………...5
1.1 Понятие правового государства. Проблемы в становлении современного российского государства……………………………………….5-8
1.2 Понятие эффективность уголовного закона, его роль в сдерживании преступности и обеспечении правопорядка в стране…………………….8-13
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ………………14
2.1 Принципы уголовного закона как фундамент правового механизма деятельности органов и должностных лиц в уголовном судопроизводстве…………………………………………………………….14-16
2.2 Система основных принципов уголовного законодательства и судопроизводства…………………………………………………………….16-21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….23-25

Работа содержит 1 файл

гудкова 2.docx

— 59.25 Кб (Скачать)

К неблагоприятным  качественным изменениям преступности относится также то, что она  расширяет сферы своего влияния. В нее втягивается все большее  число людей из категории населения, чья криминальная активность прежде была минимальной. Сформировался и  постоянно увеличивается слой элитно – властной преступности. Наблюдается  политизация преступности, ее лидеры порой проникают в структуры  власти, берут под контроль СМИ, экономические  и другие структуры общества.

Вышесказанное свидетельствует о  недостатках в работе механизмов сдерживания преступности и обеспечения  правопорядка, что во многом является следствием незрелости правовых начал  в российском обществе, государстве, обусловленной сменой экономической формации и становлением рыночной экономики.

Эффективность норм уголовного закона проявляется в результативности воздействия на потенциальных субъектов преступлений8. Целью правосудия в уголовном судопроизводстве, по сути, выступает исправление преступника и обоснование тем самым целесообразности судебной деятельности9. Поэтому индикатором качества уголовного закона может быть только сам антикриминальный аспект.

Следует обратить внимание на двойственный характер эффективности уголовного закона, включающий юридический и социальный аспекты.

С юридической точки зрения эффективность уголовного закона понимается как соответствие поведения субъектов правоотношения требованиям, закрепленным в нормах соответствующего свода законов.

В контексте  социальной эффективности простого исполнения требований норм уголовного закона недостаточно. Здесь необходимо осмысление по-настоящему глубинных процессов правового регулирования, в том числе решения социальных задач, находящихся за пределами непосредственной сферы правового регулирования. В данном случае это фоновые явления по отношению к фактам непосредственного нарушения требований уголовного закона (соотношение криминальных процессов с фактами совершения конкретных преступлений). Эффективность уголовного закона нельзя полностью отождествлять с эффективностью уголовно-правовой нормы и в целом уголовного права10.

Нормы уголовного закона реализуются в различных  формах и по своему содержанию достаточно неоднородны. В частности, по форме  можно выделить: нормы-требования; нормы-принципы, нормы-фиксаторы проблемной ситуации; поощрительные и компромиссные нормы; нормы, определяющие статус субъектов уголовных правоотношений, и т.д.

По содержанию наиболее распространены дефиниции, направленные на удержание лиц от действий, признанных в соответствующем своде законов  противоправными. В этой связи и роль уголовной политики в части практической реализации требований норм уголовного закона должна рассматриваться двояко, а именно с содержательной и формальной сторон.

Разнообразие  норм УК РФ, по сути, - создание оболочки позитивного уголовного права как одного из условий достижения желаемого обществом правоохранительного эффекта в виде снижения преступности до максимально возможного уровня. В этой связи вопросы повышения эффективности уголовно-правовых средств воздействия относятся к числу коренных задач уголовной политики.

В механизме  уголовно-правового устрашения важную роль играют представления населения  о надлежащей или ненадлежащей суровости  наказания, корреспондирующей с  определенными видами преступных посягательств. Соответственно игнорирование требований общественного правосознания при  построении и применении уголовно-правовых санкций не способствует эффективности  уголовного закона11.

Не менее  сложен механизм сдерживания на уровне индивидуума. "Ни одному из известных  исследований не удалось показать, что именно страх перед наказанием, актуализация моральной нормы поведения  или привычки поступать в соответствии с законом выступили причиной несовершения даже отдельного преступления. Установленным можно считать лишь то, что... в действительности же границы осознания не соответствуют подлинному значению общепредупредительного воздействия. Часть этого эффекта имеет бессознательный характер, что расширяет рамки, ограниченные сознанием. Другая часть является ошибкой в интерпретации символов общего предупреждения (тюрьма, смертная казнь, поимка преступника и т.д.) и их определяющих характеристик (суровость и неотвратимость ответственности). Иначе говоря, человек нередко ошибается в оценке тех или иных символов удержания как обстоятельств, не позволивших ему совершить преступление, что сужает поле предупредительного эффекта"12.

Социальная  эффективность уголовного закона не исчерпывается измерением фактической  эффективности. Очевидно, качественная оценка может базироваться в данном случае на субъективном представлении  населения о том, насколько действующему уголовному закону свойственна неотвратимость наказания. При этом соответствующая оценка может достаточно в больших пределах отличаться от существующих реалий. И здесь в первую очередь включаются механизмы социальной психологии, приобретающие очертания в зависимости от эффективности факторов непосредственного воздействия на население, а именно: общей социально-экономической ситуации в регионе и в стране в целом; интенсивности и содержательности публикаций в средствах массовой информации и всемирной сети Интернет, освещающих соответствующую работу правоохранительных органов; компактности или, напротив, разобщенности населения, проживающего на определенной территории.

Проблему  реализации уголовной политики в  контексте эффективности следует  рассматривать как одновременное  согласование большинства теоретических  и практических аспектов борьбы с  преступностью, однако целью которых является не сама по себе указанная борьба, а прежде всего обеспечение защиты важнейших интересов личности, общества и государства. Уголовная политика должна в себе органично сочетать все четыре элемента, ее составляющих:

1) создание  органами власти благоприятных  условий для жизнедеятельности как отдельной личности, так и всех слоев населения;

2) наиболее  полную реализацию различных  форм социального контроля, находящихся  за пределами уголовных репрессий;

3) наиболее  полную активизацию морального  содержания уголовно-правовых норм;

4) создание  неблагоприятных последствий для  субъектов преступлений и их  научно обоснованное дозирование13.

Искомый баланс (равновесие) прав и обязанностей субъектов уголовно-правовых отношений  не может быть гарантирован лишь применением  уголовного наказания или угрозой  его применения. Представляется бесспорным, что социальное равновесие зависит  еще и от целого ряда общественно-психологических  факторов, где преступные посягательства - лишь один из детерминантов, потенциально способных нарушить такое равновесие. Тем самым напрашивается вывод, что реализация уголовной политики - это сложнейший механизм со множеством взаимодополняющих друг друга элементов.

 

Глава 2. Принципы уголовного закона и проблемы их реализации в уголовном судопроизводстве.

2.1 Принципы уголовного закона  как фундамент правового механизма  деятельности органов и должностных  лиц в уголовном судопроизводстве.

Уголовно-процессуальное законодательство и регулируемая им уголовно-процессуальная деятельность опираются на ряд руководящих, системообразующих  положений, которые определяют характер всего уголовного процесса, его идеологическую и политическую направленность, играют в нем особую, главенствующую роль.

Эти основы уголовного процесса принято называть его принципами (от латинского «principium» - «основополагающее начало», «основа»).

Научное определение правовых понятий, к  числу которых, несомненно, относится  и понятие принципов уголовного процесса, необходимо как для определения  концептуальных основ уголовно-процессуальной деятельности, степени цивилизованности судопроизводства, его типа (исторической формы), так и для правильного  применения норм действующего права.

Вот почему исследование понятия, системы и  содержания принципов уголовного процесса не может рассматриваться как  абстрактно-теоретическое, далекое  от повседневной деятельности органов  дознания, следствия, прокуратуры и  суда.

В юридической  литературе были высказаны различные  суждения по поводу определения принципов, но при всем различии они сходны в одном: принципы – это исходные, руководящие положения (начала), определяющие сущность и предназначение какой-либо теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д14. В целом такова общепризнанная в юридической литературе точка зрения на понятие принципов. Однако, сойдясь на этом, авторы резко расходятся в решении вопроса о том, с какого момента сформулированная руководящая идея может быть отнесена к категории принципов.

Должна  ли она быть закреплена в законе или же она может стать принципом, оставаясь идеей, вытекающей из норм морали, этики или передовых научных  разработок?

Согласно  позиции, занимаемой одной группой  авторов, эти руководящие идеи вначале  материализуются в трудах классиков  и идеологов, в программных документах различных организаций и поэтому  значительно опережают по времени  факт своего законодательного закрепления. По их мнению, большинство общесоциальных принципов либо совсем не закреплены в тексте законов в виде адекватных терминов и словесных формулировок, либо получили в них лишь частичное отражение15.

Другие  утверждают, что никакие идеи сами по себе не могут регулировать общественные отношения до тех пор, пока они  не станут правовыми актами и не обретут государственно-властного, поэтому и общеобязательного  характера16.

Григорьев В.Н., Победкин А.В. и Яшин В.Н. считают, что в каждом подходе содержится рациональное зерно, в связи с чем, для решения данного вопроса необходим дифференцированный подход.

Однако  любая правовая деятельность (в частности  уголовный процесс) подробно регулируются нормами права. И даже самые мудрые и прогрессивные идеи могут регулировать данные правоотношения лишь тогда, когда  они найдут воплощение в правовых нормах, т.е. приобретут общеобязательную силу.

Однако  следует иметь в виду, что отдельные  основополагающие, руководящие, стержневые идеи необязательно должны закрепляться в нормах права буквально. Формулировка принципа как минимум должна вытекать из содержания совокупности правовых норм.

Учитывая, что уголовное судопроизводство – это правоприменительная деятельность, имеющая под собой детальную  нормативную основу, представляется, что соответствующие принципы должны носить императивный, властно-повелительный  характер, содержать обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всем арсеналом правовых средств.

Таким образом, на основе изложенного можно прийти к выводу, что принципы уголовного процесса – это закрепленные в законе исходные, руководящие положения (идеи), определяющие его сущность, единство и построение и представляющие собой не что иное, как государственно-властные требования, обращенные к участникам уголовного судопроизводства17.

Принципы  уголовного процесса составляют основу конкретного и детального правового  регулирования уголовно-процессуальной деятельности на всех ее стадиях. Ни одна процессуальная норма не должна им противоречить. При пробеле в  законе, несогласованности различных  правовых норм или трудностях в их применении суд, органы следствия, дознания и прокуратуры обязаны руководствоваться принципами уголовного процесса. Сама практическая деятельность по расследованию, разбирательству в судах и разрешению уголовных дел должна быть строго согласована с процессуальными принципами18.

 

2.1 Система основных принципов уголовного законодательства и судопроизводства.

Все принципы уголовного судопроизводства тесно  взаимосвязаны и образуют некую  совокупность правовых основ. Имея каждый собственное содержание, они тем не менее взаимно обуславливают действие друг друга и составляют систему19, которая определяет демократическое содержание и форму отечественного уголовного процесса.

Следует отметить, что вопрос о системе  принципов уголовного судопроизводства России считается традиционно дискуссионным  и в юридической литературе решается весьма неоднократно:

  • одни процессуалисты разделяют принципы по месту их закрепления на конституционные и специальные (т.е. закрепленные в иных законодательных актах)20;
  • другие делят их по сфере влияния – судопроизводственные (функциональные) и судоустройственные (организационные)21;
  • третьи подразделяют их на общепроцессуальные (служащие основой для всей системы уголовного процесса) и специфические (характерные для его подсистем – досудебное и судебное производство)22;
  • кроме того в литературе выделяют межотраслевые (общеправовые) и отраслевые принципы23, а также принципы отдельных стадий24.

Непродуктивной  и ошибочной представляется точка  зрения, в соответствии с которой  выделяют принципы уголовно-процессуального  права, принципы уголовно процессуальной деятельности и принципы науки уголовного процесса. Нет, и не может быть особых принципов уголовно-процессуальной деятельности, отличных от принципов уголовно-процессуального права, закрепленных в Конституции РФ и УПК РФ25.

Информация о работе Актуальные проблемы уголовного законодательства и судопроизводства