Анализ отношения общественности к институту смертной казни в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексный анализ отношения общественности к институту смертной казни в России. Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
проанализировать исторические аспекты смертной казни;
исследовать общественное положительное мнение относительно применения смертной казни;
ознакомиться с общественным отрицательным мнением, касающимся применения смертной казни.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Исторические аспекты смертной казни…………………………………..6
2. За смертную казнь……………………………………………………….13
3. Против смертной казни………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Смертная казнь за и против.docx

— 62.06 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1.Исторические аспекты смертной казни…………………………………..6

2. За смертную казнь……………………………………………………….13

3. Против смертной казни………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………….26

Список использованных источников……………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Степень  цивилизованности  общества  всегда  определялась   отношением   к женщинам, детям и старикам. Возможно, в этот тест  на  цивилизованность,  не последним по важности пунктом, следует ввести отношение к смертной казни.

Проблема смертной казни  является сложной и многогранной. Она затрагивает политико-правовые, социально-экономические, нравственно-религиозные, культурно-психологические и другие сферы нашей жизнедеятельности. В Конституции РФ 1993 года говорится, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться в  качестве исключительной меры наказания  за особо тяжкие преступления против жизни (ч. 2 ст. 20).

Наличие либо отсутствие смертной казни - это своеобразный индикатор  уровня культуры и качества жизни, безопасности и общественных умонастроений. Вот  почему в благополучных в социально-экономическом  отношении странах к смертной казни относятся гораздо спокойнее, философски, не так обостренно, как  в неустроенных, слаборазвитых государствах.

Как известно, в любой  стране смертная казнь – это не только инструмент уголовной политики, это – социально-культурный феномен. Отношение массового сознания к  смертной казни и масштабам ее применения является барометром нравственности общества, его социального и психического здоровья, индикатором господствующих в этом обществе ценностей и умонастроений; оно формируется на основе сложного взаимодействия исторических, политических, культурных традиций. Правовых и многих других факторов социальной жизни.

Актуальность данного  исследования обусловлена тем, что  немало сказано и написано, подтверждено судебной и внесудебной практикой  и всевозможными исследованиями, что тяжкие, суровые, жестокие наказания, в том числе смертная казнь, никогда, нигде, никого не устрашали, за исключением тех, кто преступлений не совершает либо вовсе, либо таких, за которые закон устанавливает суровые наказания. Объясняется это, прежде всего, тем, что суровые наказания чаще всего угрожают таким преступникам, которые, в силу разных причин, их не боятся или игнорируют: патологические агрессивные личности, ситуативные преступники, действующие под влиянием провоцирующего момента, алкоголя, наркотика, профессиональные, особенно организованные, преступники, для которых зона, тюрьма, смертная казнь - нормальный жизненный риск. Следовательно, общепредупредительное значение суровых, жестоких наказаний, в том числе смертной казни, сводится к нулю. Единственное, что может оправдать существование в законе и в законоприменительной практике жестоких наказаний, - это полная реализация целей частного предупреждения исполнения приговоров к смертной казни.

Тема курсовой работы является достаточно разработанной. Проблемам, касающимся смертной казни посвящены труды ученых, таких как: В.Н. Андреевой, А.Ф. Кистяковского, Д.А. Корецкого, А.В. Малько, Р.С. Нагорного, Г.И. Райкова, Н.С. Таганцева, Н. Хоменко, З.М. Черниловского и др.

Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, связанные с применением смертной казни, вынесением смертных приговоров и отменой применения практики данного  вида наказания.

Предмет это сама смертная казнь как таковая, ее практика применения, последствия применения.

Целью работы является комплексный  анализ отношения общественности к институту смертной казни в России. Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:

  1. проанализировать исторические аспекты смертной казни;
  2. исследовать общественное положительное мнение относительно применения смертной казни;
  3. ознакомиться с общественным отрицательным мнением, касающимся применения смертной казни.

В работе были использованы общенаучные методы познания, анализ научно-публицестической литературы, анализ законодательства РФ.

Теоретической основой работы выступают Конституция РФ и Уголовный  кодекс РФ.

Структура работы включает в себя введение, 3 параграфа, заключение и список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исторические  аспекты смертной казни

 

Проблема отношения к  смертной казни всегда находилась в  центре внимания не только специалистов, но и широкой общественности. Данная тема, имея глубокие историко-философские корни, нашла свое отражение в трудах выдающихся философов, юристов, социологов, во многих статьях и монографиях; остается актуальной она и в наши дни. Что касается древних мыслителей, то их мнения, в общем, о смертной казни - это философский аспект и религиозное мировоззрение.

Смертная казнь есть, возможно, самый древний вид уголовных  наказаний и, несомненно, - самый  жестокий из них. Это наказание известно всем государствам мира с библейских времен, но как обычай оно возникло гораздо раньше, когда повсеместно  действовала кровная месть и  причинителя зла родственники потерпевшего попросту уничтожали.

Месть — институт общечеловеческий. Всечеловеческий характер кровной мести объясняется необходимостью защищать свою жизнь, право на жизнь рода. Именно этот обычай явился прообразом смертной казни.

Также существует мнение, что  такое наказание, как смертная казнь, появилась в России вследствие византийского  влияния.1 Воздействие Византии на русское право началось с принятием христианства, в связи, с чем князю Владимиру было рекомендовано заимствовать римско-византийскую карательную систему, включающую в себя смертную казнь.

Основным источником право  Древнерусского государства является Русская Правда, которую считают  крупнейшим памятником древнерусского права. Краткая редакция Русской Правды законодательно закрепляет право кровной мести, применяемое при убийстве. Мстителями могли быть только близкие родственники, при отсутствии которых взимался штраф (вира) в пользу князя. А вот смертная казнь как таковая не упоминается в Русской Правде, хотя считается, что на деле она применялась.

Окончательная отмена кровной  мести была совершена сыновьями  Ярослава Владимировича на межкняжеском съезде. Ст. 2 Пространной редакции Русской  Правды свидетельствует о том, что  кровная месть юридически была отменена и заменена денежным штрафом. Однако это не означает, что фактически она не применялась.

Раннее русское законодательство предусматривает кровную месть, но не казнь руками государства. Первый правовой источник, назначающий смертную казнь как средство наказания, — псковская судная грамота 1398 г., предусматривающая казнь за совершение государственных преступлений.

В Судебниках 1497 (при Иване III) и 1550 (при Иване Грозном) смертная казнь была закреплена и получила дальнейшее развитие. Практиковались такие методы казни как посажение  на кол, колесование, сожжение.

При Петре Великом в  Соборном уложении 1649г. были подробнее  указаны способы казни, и за какие  преступления, например, сожжение за богохульство, залитие горла металлом за фальшивомонетчество. Колесование было закреплено в Воинском уставе и регулярно применялось вплоть до 19 в. Для женщин, убивших мужей, была принята весьма экзотическая казнь: закапывание в землю заживо по шею. Повешение за ребро было делом весьма обыкновенным, так что перед селами, где жили бунтовщики, для острастки выставляли глаголь для повешения за ребро, причем жителям не надо было объяснять, что это такое. Четвертование было в России также казнью нередкой, но для него никогда не употреблялись лошади. В 1775 г. были четвертованы Пугачёв и Перфильев, причём им отсекли сначала голову. Это было последнее четвертование в России. В 1826 году декабристы 20 человек, осуждённые по первому разряду — были приговорены к отсечению головы, а пятеро, объявленные вне разрядов — к четвертованию (которых в итоге повесили). После этого случаи отсечения головы и четвертования неизвестны.

В период «просвещенных» монархий смертная казнь пошла на убыль, а во время царствования Елизаветы и Екатерины II была вовсе отменена. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. смертная казнь была восстановлена в весьма ограниченных пределах (лишь за преступные действия против императора, бунт против власти, государственную измену, а также за преступное противодействие предупреждению распространения чумы, насильственный прорыв через карантинную зону и т.п.). В Уголовном уложении 1903 г. смертная казнь сохранилась только за государственные преступления. Исполнялся этот вид наказания через повешение. С 1866 по 1900 гг. всего в общей сложности было казнено 420 осужденных.2

В 20 в. в России колебания законодателя относительно смертной казни простиралась от полной отмены до увлечения ее применением. Так, по УК РСФСР 1926 г. смертная казнь предусматривалась в 37 статьях, а в УК РСФСР 1960 г. - в 35 статьях. Уголовное законодательство России того периода по этому показателю уступало, пожалуй, лишь Воинским артикулам Петра I. По степени жесткости уголовной репрессии УК РСФСР 1960 г. конкурировал только с УК Турции и ЮАР. Для сравнения укажем, что в то время в УК Болгарии смертная казнь предусматривалась в 29, в УК Польши - 7, в УК ГДР - 21, в УК КНР - 17 статьях.3

Практический перелом  в отношении к смертной казни  наметился с первыми актами ее законодательной отмены, пришедшимися на 60-е годы прошлого века. Речь идет, разумеется, о смертной казни за общеуголовные преступления, т.е. исключая военно-уголовное право.

В Европе самыми благополучными являются Люксембург (1822 г.) и Голландия, которая прекратила действие этой меры в 1860 г. (окончательно в 1870 г.). В Бельгии, несмотря на узаконение смертной казни  по ряду составов, фактически к ней перестали прибегать в 1863 г. (за исключением послевоенных казней за преступления гитлеровцев и их пособников), а в Португалии - в 1867 г. Вслед за тем настоящая "антимортальная" революция прокатилась по Латинской Америке - с 1863 г., когда последовала отмена смертной казни в Венесуэле, и до 1900 г., когда то же самое было декретировано в Коста-Рике, Бразилии, Гондурасе, Уругвае, Колумбии. Их примеру последовали Мексика и Перу.4 В США уже с середины 19 в. смертная казнь отменяется в шести штатах (Висконсин, Мэн, Миннесота и др.). В разное время она то вводится, то отменяется в восьми штатах (Айова, Вашингтон, Аризона и др.).5

Новая волна отмены смертной казни приходится на послевоенный период, т.е. на вторую половину текущего столетия. Смертную казнь в своих Конституциях запрещают Италия и ФРГ, за ними следует  Австрия (1950 г.), незадолго перед тем  высшая мера наказания исключается  из УК Финляндии

(хотя фактически здесь  отказались от казней еще в  1826 г.). Далее наступает очередь  Англии и Франции. Смертную  казнь отменили в ГДР, где  она и без того не применялась  в течение всего предшествующего  десятилетия. Наконец, пришла  весть об отмене смертной казни  в Чехословакии (май 1990 г.).6

В наши дни из более чем 160 государств мира, по крайней мере, в 80, смертная казнь исключена из судебной практики или вовсе запрещена законом.

Что остановит убийцу? - вот  главный аргумент противников отмены смертной казни. Тот же вопрос был  предметом рассмотрения двух английских комиссий (1928 - 1930 и 1949 - 1953 гг.), созданных  для оценки ситуации, возникшей с  отменой высшей меры наказания в 20 государствах мира. Была принята во внимание и тщательно изучена  статистика тяжких убийств до и после отмены смертной казни и в случаях ее восстановления, как это было в Новой Зеландии (1950 г.) и Италии (1931 г.). Результаты исследования сформулированы следующим образом: «Независимо от того, применяется или не применяется смертная казнь, часто ли имеют место случаи приведения смертной казни в исполнение или нет, имеющиеся данные в одинаковой мере позволяют полагать, что отмена смертной казни не оказывает влияния на статистику преступлений». Таким образом, комиссии согласились с хорошо обоснованным предложением об отмене смертной казни, высказанным в известной работе английского криминолога Г. Гардинера «Смертная казнь как средство сдерживания и ее альтернативы», ссылающегося и на тот непреложный факт, что среди всех сколько-нибудь тяжких преступлений убийство, как это хорошо известно, специалистам, в меньшей степени предумышленно, чем любое другое преступление, начиная с кражи. Что касается самой английской статистики, то между 1949 и 1953 гг. в Англии были повешены 85 убийц, т.е. примерно 16 - 18 ежегодно. После отмены смертной казни в 1965 г. количество соответствующих преступлений (наказуемых уже пожизненным заключением как альтернативой казни) не претерпело существенных колебаний (от 14 до 15 в год).7

Несмотря на то, что Советское  государство всегда относилось к  смертной казни как к временной  и исключительной мере уголовного наказания (она трижды отменялась - в 1917, 1920 и 1947 годах ), эта мера ни в 20-е, ни в 30-е  годы окончательно отменена не была. Более  того, «выдвинутая Сталиным теория усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму влекла за собой ужесточение репрессий». Однако, несмотря на это, в 1949 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН СССР вносил предложение об отмене смертной казни во всех странах мира, но тогда это не получило поддержки. 8

        После смерти Сталина уголовное законодательство пошло по пути смягчения наказания, но в дальнейшем список преступлений, караемых смертной казнью был расширен. Таким образом, последний советский Уголовный кодекс предусматривал смертную казнь за более чем 30 деяний.                  

Информация о работе Анализ отношения общественности к институту смертной казни в России