Анализ состава преступления предусмотренного ст.286 «Превышение должностных полномочий»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:46, контрольная работа

Описание работы

В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) превышение должностных полномочий входит в главу 30 УК РФ преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
Анализ состава преступления предусмотренного
ст.286 «Превышение должностных полномочий»
1.1. Объект преступления………………………………………...5
1.2. Объективная сторона…………………………………………6
1.3 Субъект……………………………………………………….13
1.4 Субъективная сторона………………………………………16
1.5 Квалифицирующие признаки………………………………18
Заключение…………………………………………………………21
Список используемой литературы………………………………24

Работа содержит 1 файл

контрольная работа уголовное право превышение должностных полномочий.docx

— 38.36 Кб (Скачать)

       Содержание

       Введение…………………………………………………………….3

    1. Анализ состава преступления предусмотренного

      ст.286 «Превышение должностных полномочий»

       1.1. Объект преступления………………………………………...5

       1.2. Объективная сторона…………………………………………6

       1.3    Субъект……………………………………………………….13

       1.4   Субъективная сторона………………………………………16

       1.5   Квалифицирующие признаки………………………………18

       Заключение…………………………………………………………21

       Список  используемой литературы………………………………24

 

       

       Введение

       В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) превышение должностных полномочий входит в главу 30 УК РФ преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

       Так, статья 286 УК РФ гласит:

       1. Совершение должностным лицом  действий, явно выходящих за пределы  его полномочий и повлекших  существенное нарушение прав  и законных интересов граждан  или организаций либо охраняемых  законом интересов общества или  государства, -

       наказывается  штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех  до шести месяцев, либо лишением свободы  на срок до четырех лет.

       2. То же деяние, совершенное лицом,  занимающим государственную должность  Российской Федерации или государственную  должность субъекта Российской  Федерации, а равно главой органа  местного самоуправления, -

       наказывается  штрафом в размере от ста тысяч  до трехсот тысяч рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с  лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

       3. Деяния, предусмотренные частями  первой или второй настоящей  статьи, если они совершены:

       а) с применением насилия или  с угрозой его применения;

       б) с применением оружия или специальных  средств;

       в) с причинением тяжких последствий, -

       наказываются  лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 

       Отношения, составляющие данный вид преступления, являются специфическими, так как имеют специальный субъект - должностное лицо, а также правовые отношения, связанные с его профессиональной деятельностью.

       Целью данной контрольной работы является правовая оценка преступления предусмотренного статье 286 УК РФ, систематизация, закрепление и расширение собственных знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельной научной работы. 

 

       Уголовно-правовой анализ состава преступления предусмотренного ст.286 « Превышение должностных полномочий»

       1 Объект преступления

       Коренная  перестройка экономической и  политической систем общества в Российской Федерации в 90-х годах, возникновение  многоукладной экономики, появление  многочисленных коммерческих организаций, основанных на различной форме собственности, процесс демократизации, связанный, в частности, с появлением политических партий и общественных объединений  различной ориентации, снятие налета государственности с профсоюзов и других общественных организаций  определили необходимость пересмотра понятий должностного (служебного) преступления и должностного лица.

       Следствием  этого явилось появление в  УК РФ 1996 г. двух самостоятельных глав: "Преступления против интересов  службы в коммерческих и иных организациях" (гл. 23) и "Преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления" (гл. 30). Содержащиеся в этой главе статьи предусматривают  уголовную ответственность за так  называемые должностные преступления или связанные с ними деяния.  Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

       Служба  в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т.д.) - это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления на муниципальной должности  по исполнению полномочий этих органов  на решение вопросов местного значения.

       Интересы  государственной и муниципальной  службы заключаются, прежде всего, в  четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих  соответственно перед каждым государственным  органом и органом местного самоуправления. При этом служащие этих органов должны в своей деятельности строго руководствоваться  Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными актами и должностными инструкциями. Они обязаны признавать, соблюдать и защищать права и  свободы человека и гражданина. Данное преступление отличается прежде всего  объектом преступного посягательства.

       Родовым объектом являются общественные отношения  в интересах государственной  власти РФ.

       Видовым объектом должностных преступлений является предусмотренная соответствующими правовыми актами деятельность государственных  органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных  учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований РФ. Эта деятельность основывается на общественных отношениях, определяющих цели, задачи, содержание государственной  и муниципальной службы. Эти общественные (правовые) отношения предполагают законное, справедливое, эффективное  осуществление государственной (муниципальной) службы. Ее представители должны действовать  в соответствии с интересами личности, общества, государства. Именно существенное нарушение этих интересов определяет общественную опасность рассматриваемых  преступлений.

       Объект  преступления - деятельность государственного органа.

       Основной непосредственный объект преступления предусмотренного статье 286, совпадает с основным непосредственным объектом преступного деяния, указанного в ст.285, а именно им являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенного звена системы государственной и муниципальной службы.

       В качестве дополнительного объекта  преступления также выступают права  и законные интересы граждан или  организаций либо охраняемые законом  интересы общества и государства. Кроме  того, в части 3 ст.286 УК РФ дополнительным объектом является здоровье граждан.

       Проанализировав соотношение объекта и последствий, А. В. Галахова справедливо указывает, что объект превышения, то есть деятельность соответствующего учреждения или органа, может быть нарушен «путем причинения существенного вреда, во-первых, государственным  или общественным интересам, во-вторых, охраняемым законом правам и интересам  граждан или, в-третьих, и тем и  другим интересам одновременно»1 Поэтому права и интересы граждан можно считать лишь дополнительным объектом указанного преступления. урегулированности общественных отношений, основанный на правовых принципах законности, гуманизма, гласности, уважении интересов и прав человека.

       Что же касается предмета данного преступления, то в теории уголовного права, предметом  являются вещи материального мира. В данном случае можно сказать  что предмета состава данного  преступления не существует, так как косвенно им являются действия должностного лица, что из вышесказанного нельзя назвать предметом.

 

       1.2 Объективная сторона

       Объективная сторона данного преступления заключается  в совершении должностным лицом  действий по службе, которые, во-первых, явно выходят за пределы его полномочий; во-вторых, повлекли существенное нарушение  прав и законных интересов граждан  или организаций либо охраняемых законом интересов общества или  государства и, в-третьих, эти действия находились в причинной связи  с наступившими последствиями.

       Превышение  должностных полномочий - совершение действий, явно выходящих за пределы полномочий.

       При ограничении злоупотребления должностными полномочиями от их превышения следует  учитывать, что в первом случае должностное  лицо незаконно, вопреки интересам  службы использует предоставленные  ему права и полномочия, а во-втором - совершает действия, явно выходящие  за пределы его служебной компетенции, т.е. такие действия, которые относятся  к полномочиям другого должностного лица, либо если они могли быть совершены  самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном  акте (совершение действий при обоснованном риске либо в целях предупреждения более значительного вреда без  превышения пределов крайней необходимости), а также действия, которые никто  и ни при каких обстоятельствах  не вправе совершить (например, превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, либо совершение противоправных действий, выразившихся в применении насилия  в отношении подчиненного).

       Существенное  же нарушение прав и законных интересов  граждан или организаций может  выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных  прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных  и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении  общественного порядка, сокрытии крупных  хищений, других тяжких преступлений и  т.п.

       При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного  ими материального ущерба, число  потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда. Наличие в действиях виновного  квалифицирующего обстоятельства - применения оружия или иных специальных средств - следует исходить из того, что такой  вывод может быть сделан в случаях, когда установлено фактическое  использование оружия для физического  воздействия на потерпевшего путем  причинения ему смерти или нанесения  телесных повреждений, а также для  психического воздействия путем  угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания  считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность.

       Превышение  должностных полномочий, сопряженное  с умышленным убийством или с  причинением потерпевшему умышленных тяжких телесных повреждений, должно квалифицироваться по совокупности преступлений2.

       В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении полномочий совершаемые действия не находятся  в рамках компетенции виновного. Об этом свидетельствует указание закона на явный характер несоответствия действий должностным полномочиям. Таким  образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации или  в принципе должностное лицо совершать  не могло. В судебной практике выделяются три типовые формы превышения должностных полномочий: это совершение должностным лицом действий, которые:

       Формы превышения должностных полномочий:

       - совершение действий, входящих в  компетенцию вышестоящего должностного лица (следователь за начальника следствия);

       - совершение действий, входящих в  компетенцию другого ведомства  (комендант общежития проводит  обыск в комнатах);

Информация о работе Анализ состава преступления предусмотренного ст.286 «Превышение должностных полномочий»